Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 1‑м роддоме, на Печерске)

Храм был открыт 8/21 декабря 2000 г., первый молебен отслужен 9/22…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храм великомученицы Варвары (в поликлинике на Березняках)

На Подоле, на Покровской улице, была церковь вмц. Варвары. Она…
Публикации

Древний святой, живущий среди нас

Вот уже 2000 лет Церковь Христова славится сонмами своих святых. Мы признаем их…

“Ангел Божий в человеческом образе”. Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Решением очередного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 24 июня…

Семь Столпов Православия. III и IV Вселенские Соборы. Христологические споры

3_Vselenskij_Sobor

Начало

С  завершением Второго Вселенского Собора оканчиваются арианские смуты, беспокоившие Церковь около двух веков. Однако новый пятый век, принес и новые споры, которые волновали церковное сознание более трех столетий. Эти споры назовут потом христологическими, так как их предметом был Богочеловек Иисус Христос.

Некоторым богословам казалось нелогичным учение Церкви об образе соединения в Иисусе Христе Божественной и человеческой природы. Они не понимали как неограниченная природа Бога и ограниченная природа человека могут существовать в одном Лице Богочеловека. Желая дать этому учению разумное и понятное объяснение, они отошли от истинного учения Церкви.

Первыми, кто стал сомневаться в церковном учении, были два епископа — Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуетский. Они учили, что Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с которым Бог был соединен только нравственно, и обитал в нем, как в храме. Поэтому они называли Иисуса Христа Богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву Марию Христородицей, а не Богородицей. Их ученик Несторий, ставший к тому времени Константинопольским патриархом, решил сделать это учение достоянием всей Церкви. Главным защитником православного взгляда о богочеловечестве Христа стал архиепископ Александрийский Кирилл.

 

Третий Вселенский Собор

Cвятитель Кирилл убедил императора Феодосия II созвать в 431 г. Третий Вселенский Собор. Местом его проведения был выбран Ефес, малоазийский город, в котором Божия Матерь провела последние годы своей жизни и где Она особо почиталась местными жителями.

Около 300 православных епископов, присутствовавших на соборе, отвергли учение Нестория и определили, что Господь Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, а пресвятую Деву Марию достойно и праведно именовать Богородицей.

Император не захотел утверждать решение собора. Более того, он повелел всех активных деятелей собора взять под стражу. После таких решительных действий пришли в волнение константинопольские монастыри. Знаменитый в то время подвижник, преподобный авва Далматий, собрал иноков столичных монастырей и при многочисленном стечении народа, с пением псалмов, с горящими светильниками, отправился ко дворцу императора. Он просил у Феодосия освободить православных епископов из заключения и утвердить определения Вселенского Собора. Появление аввы Далматия, всеми уважаемого старца, который 48 лет не выходил из своего монастыря, произвело сильное впечатление на императора, и он согласился с решениями собора.

 

Четвертый Вселенский Собор

Самым яростным противником Нестория среди столичного монашества был Евтихий, монах одного из константинопольских монастырей. Опровергая Нестория, он впал в другую крайность. Евтихий стал учить, что в Иисусе Христе человечество было поглощено Божеством и потому в Нем следует признавать только одну Божественную природу. Это учение известно в церковной истории как монофизитство (от греч. mo,noj — один, единственный и fu,,sij — природа, естество).

В 451 г., через 20 лет после Третьего Вселенского Собора, православные святители вновь собрались, чтобы разобрать взгляды Евтихия, и опровергнуть уже другую, монофизитскую, крайность в понимании природы Богочеловека.

Собор решено было провести в Халкидоне (в то время — предместье Константинополя, сейчас — район Стамбула). Это был самый многочисленный церковный Собор. В его заседаниях участвовали более 600 епископов. Они отвергли учение Евтихия и его единомышленников, а также сформулировали православное вероучение, чуждое крайности несторианства и монофизитства. Оно состоит в понимании личности Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека, в котором Божество и человечество соединяются “неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно”.

Собор закончил свою работу, однако волнения в Церкви не прекратились. Большинство сторонников Евтихия не желали принимать соборного постановления, считая его возвратом к несторианству. В результате продолжавшихся споров на Христианском Востоке и до наших дней существуют крупные национальные церкви, находящиеся в разделении с Церковью Православной. Они называются нехалкидонскими или дохалкидонскими, так как не признают соборных решений Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне.

Олег Карпенко

Продолжение следует

 

Православные нехалкидонские церкви

 

Армянская апостольская церковь

Одна из древнейших христианских церквей. Была основана апостолами Фаддеем и Варфоломеем. Армянские епископы не смогли присутствовать на Четвертом Вселенском Соборе, так как в это время их страна была захвачена персами. Между тем, в Армению проникали проповедники монофизитства и распространяли слух, что на Четвертом Вселенском Соборе восстановлено несторианство. В результате этих событий на соборе армянских епископов в 491 г. были отвергнуты постановления Четвертого Вселенского Собора. С этого времени армянская церковь отпала от союза с Церковью Вселенской.

 

Коптская православная церковь

Образовалась в результате раскола Александрийского патриархата, который произошел после Халкидонского Вселенского Собора. Коптская церковь не признала его решения и придерживалась иного христологического трактования, за что ее называют монофизитской церковью. Основной причиной этого было недовольство церковных кругов гегемонией столичного патриархата. После собора началась борьба за патриарший престол. Окончательный раскол церкви произошел в 537 г., когда у каждой из церквей появился свой собственный патриарх. В Коптскую церковь перешло большинство жителей Египта.

 

Эфиопская (Абиссинская) православная церковь

До 1959 г. находилась в составе Коптской церкви, а затем, когда Коптский патриархат утвердил местного митрополита первым патриархом Эфиопской Православной Церкви, стала автокефальной.

Эритрейская православная церковь

Ранее была частью Эфиопской православной церкви. После обретения Эритреей независимости в 1993 г. с согласия Эфиопской церкви стала автокефальной.

 

Сиро-яковитская православная церковь

Была образована в 40-е гг. VI в. и названа по имени ее основателя, сирийского монофизитского епископа Якова Барадея. В VII в. находилась под персидским владычеством, а при правлении императора Ираклия частично приняла монофелитство. В начале VIII в. переселились в Египет и северо-западную Африку. Часть яковитов переместилась в восточном направлении по междуречью (до Индии), где в 1665 г. приняла унию с малабарскими христианами (ныне известными как Сирийская православная церковь Индии).

 

Ассирийская церковь Востока (Несторианская церковь)

Возникла среди христиан парфянской (позднее персидской) империи и восточной части римской империи. Появление христианских общин связывают с деятельностью апостолов Петра и Фомы.

После поражения несториан в 431 г., многие из них перебрались в Персию, а в Эдессе создали мощную теологическую школу. Ассирийская Церковь приняла символ веры, который проповедовался Несторием, и отвергли решение Халкидонского Собора, таким образом отмежевавшись от прочих христианских церквей.

В VII–XI вв. — это самая обширная по территории христианская церковь. Ее посланники дошли до Китая и Монголии (крестив часть племен), где первые принесли христианскую веру. В период расцвета насчитывалось более 300 епархий и 50 митрополий.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu