Православные храмы

Покровский собор на Оболони

В первой половине 1990-х годов по проекту Валентина Исака и Игоря…

Храм блаженной Ксении Петербургской (в Дарницком районе)

19 февраля 2011 года по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…
Публикации

Наркомания – тяжелая душевная болезнь

То, что наркомания – тяжелая душевная болезнь, проявляющаяся жесткой…

Наркомания: шаг в бездну

Корни наркомании уходят в далекое прошлое и пышным цветом расцветают в эпоху…

Свет Православия на черном континенте. История Александрийской Православной Церкви

Африка — удивительный континент, известная нам с детства по книгам Корнея…

Подвиг, достигший небес.

ep_ValerianК 70-й годовщине со дня расстрела первого викарного епископа Проскуровского и Летичевского Валериана (Рудича) — новомученика Подолья

Каждый народ гордится своей историей, с любовью сберегая архитектурные, литературные и другие памятники, передавая из уст в уста древние сказания, вспоминая ушедшие в прошлое человеческие судьбы.

Сегодня наш рассказ о викарном епископе Проскуровском и Летичевском Валериане (Рудиче), пострадавшем за Христа и Его Церковь 70 лет назад, 27 февраля 1938 г.

Епископ Валериан (в миру Василий Несторович Рудич) родился 12 апреля 1889 г. по старому стилю в с. Мизяковские хутора Стрижевской волости Винницкого уезда Подольской губернии. Василий рано потерял отца. Его мать Надежда Антоновна воспитала трех сыновей и одну дочь. С раннего детства дети воспитывались в духе христианских добродетелей и любви к Православной Церкви. Старший брат Василия — Каллиник (1872 г.) был священником в городе Брацлаве Винницкого уезда Подольской губернии.

Василий очень любил старшего брата, и с детства помогал ему в храме. Это сызмальства воспитало в нем любовь к уставному православному богослужению и неутомимое стремление к богопознанию и науке. Будучи простым сельским мальчиком, он с отличием окончил духовное училище в Тыврове, после чего поступил в Каменец-Подольскую духовную семинарию, которую также окончил с отличием в 1910 г. В том же году он стал студентом Московской духовной академии. В 1915 г. принял монашество с именем Валериан и был рукоположен в сан иеродиакона, а через год — во иеромонаха. Будучи молодым иеромонахом, Валериан принимал деятельное участие в служении раненым воинам русской армии в годы Первой мировой войны. За самоотверженное служение был представлен преподобномученицей великой княгиней Елисаветой (†1918) к награждению золотым крестом. Оканчивая Академию, в 1916 г. о. Валериан защитил кандидатскую диссертацию по Библейской истории в ее связи с историей древнего мира на тему: “Пророк Иона и его пророческая деятельность”. Вскоре он стал профессорским стипендиатом и готовился защитить докторскую диссертацию. Отец Валериан был человеком очень одаренным и образованным: кроме древних языков, он свободно владел французским, немецким, хуже — английским. В неспокойном 1917 г. молодой ученый-монах совершал священнослужение при МДА, был секретарем съезда ученого монашества, проходившего накануне открытия Поместного Собора 1917–1918 гг., а с 15 августа того же года служил в городах Подольской епархии: Рашкове, в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. Вскоре решением Поместного Собора от 13 декабря 1917 г. назначен викарным епископом уездного г. Проскурова (Хмельницкого) с титулом Проскуровского и Летичевского.

Это было начало очень трудных времен, когда города и села неоднократно переходили из рук в руки то красных, то петлюровцев или белых. Об опасности того времени свидетельствует тот факт, что в течение 1922–1924 гг. владыку Валериана арестовывали

6 раз: сначала, еще в Каменке, петлюровцы, а потом и советская власть

(ОГПУ). Поэтому, без сомнения, именно в период архипастырства владыки Валериана на Проскуровско-Летичевской кафедре начался его исповеднический путь. Владыка Валериан вошел в историю г. Проскурова как его первый святитель. Пребывая на этой кафедре, он выступил ярым защитником Православной веры от “обновленцев-живоцерковников” и “самосвятов”. Когда епархиальным храмам угрожали захватами революционно настроенные группировки раскольников, он вместе с клиром выезжал на места, его пламенная архипастырская проповедь была такой убедительной, что многим открывала глаза. Благодаря этому целые села вставали на защиту своих приходов, устанавливался мир и церковный порядок. Так, в селе Гаврилковцы, по свидетельству самих воинствующих безбожников — директора местной школы “со товарищи” — этот архиерей сделал столько своей проповедью за один свой приезд, что разрушил всю их атеистическую работу, проводимую в течение четырех лет. Кроме своих приходов, владыка Валериан регулярно посещал Головчинецкий Свято-Преображенский женский монастырь, совершая постриг сестер, поддерживая их в подвиге собственным примером несения монашеского креста в те неспокойные годы.

В городе Хмельницком (Проскурове) я еще застал в живых старожилов, помнивших владыку Валериана и один из эпизодов его ареста: дочь Николая Галушко, бывшего старосты Свято-Рождества-Богородичного кафедрального собора, Елену Галушко, дочерей погибшего в 1919 г. от рук петлюровцев протодиакона этого же собора Климента Кучаровского Софию и Татьяну, Евгению Клиновскую и др.

Вполне понятно, что служение Проскуровского архипастыря, печальника и молитвенника подольской земли было неугодным для государства безбожников. Именно поэтому его многократно арестовывали и наконец в 1924 г. выслали за пределы Украины.

После высылки епископ Валериан был назначен на Ржевскую, а затем на Смоленскую кафедры, но не долго служил как действующий архиерей, потому что уже в июне 1925 г. был сослан на три года в Казахстан (Каракалпакскую область), где тяжело переболел сыпным тифом. По возвращении владыка был назначен на Свердловскую (1928 г.), потом снова на Ржевскую (1930 г.) кафедры, в том же году переведен на Бакинскую и снова — на Свердловскую кафедру (1931 г.).

16 сентября 1931 г. владыку Валериана назначили на Кириллово-Череповецкую кафедру. Это была огромная епархия с 17 районами (сейчас территория нескольких областей РФ). Епископ Валериан был ее последним епископом, а в его жизни это была последняя епархия, которой он управлял. 1 января 1934 г. его арестовали в

г. Тихвин, где он тогда проживал, по делу профессора СПбДА И. И. Иванова. Епископа Валериана, в частности, обвинили в том, что он является главой “контрреволюционной монархической организации церковников”. К этому “делу” были привлечены 175 человек, в том числе младший брат владыки Виктор Рудич и сестры Евгения Шатковская и Елена Червенчук (их судьбы до сих пор неизвестны). Из показаний владыки Валериана следует, что в своем кафедральном городе владыка не бывал, в Тихвин прибыл из Ленинграда в октябре 1933 г. Потому ни один из 17 районов своей епархии он не посещал, да и не мог бы их посетить по причине своего ареста уже через два месяца. За это время он дважды ездил в Ленинград за личными вещами, а

6 декабря служил в Александро-Невской Лавре. Материалы ОГПУ свидетельствуют также об истинно монашеской, подвижнической жизни епископа Валериана, поскольку во время арестов, как предыдущих, так и последнего, у него были изъяты те же вещи: “иконка с цепочкой” (панагия), “крест с цепочкой и иконкой”, четки, веревчатый пояс, деревянный крест и молитвослов — и больше ничего, другого имущества у владыки не было.

Первый допрос состоялся в Тихвинском районном отделе ОГПУ. Согласно записи следователя, владыка сообщил, что в Тихвине он служил ежедневно. Здесь уместно заметить, что по словам дочери Александра Карловича Клиновского, бывшего членом церковной пятидесятки Рождество-Богородичного кафедрального собора в Проскурове Евгении Александровны Клиновской, владыка Валериан бывал не только в домах священников, но посещал и простых клириков, часто разделяя с ними и радостные события, и печальные. То, что этот архипастырь всегда был рядом со своим клиром, мы видим также из отрывка его показаний по последнему его делу: “В семейном кругу за чаепитием у тихвинских священников бывал у всех. Собиралось 2–3 человека. Разговоры на политическую тему не велись... Кроме городских тихвинских священников никого не знаю... С заграницей связей никогда не имел и не имею...”

Спустя несколько дней владыка Валериан был переведен из Тихвинского ОГПУ в Дом предварительного заключения с закреплением за третьим отделением Секретно-политического отдела Уполномоченого представительства ОГПУ (СПО УП ОГПУ), которое возглавлял следователь Садовский, и последующие допросы вел именно он. Нет сомнений в том, как добывались показания в этом отделении. Следующий допрос отмечен 13 января. Он проводился уже более жестко, с определенной целью — “выбить” показания о “контрреволюционных связях”, организации “ячеек”, “восстанческом движении”, подготовке иностранной интервенции, диверсионных актах и т. п. Трудно сказать, что говорил владыка Валериан на самом деле, но виновным себя он признал и протоколы подписал.

Решением тройки УП ОГПУ ЛВО от 3 марта 1934 г. епископ Валериан был приговорен к 8 годам исправительных лагерей, откуда он уже не вернулся.

Находясь в лагере, он вновь был арестован 27 декабря 1937 г. в Архангельской тюрьме и решением тройки НКВД присужден к расстрелу (согласно запросу областного управления СБУ Украины в Хмельницкой области в главном управлении ФСБ РФ 1999 г.). Приговор был приведен в исполнение 27 февраля 1938 г. Так, первый епископ Проскуровский Валериан до дна испил горькую чашу общенародных страданий и мученичества за православную веру, которые претерпела наша Церковь в новое время.

Протоиерей Сергий Причишин

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu