Православные храмы

Свято-Троицкий храм (при Институте фтизиатрии и пульмонологии НАМН Украины)

9 ноября 2015 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Южное кладбище)

25 сентября 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…
Аренда манипулятор 15 тонн
аренда манипулятор 15 тонн
trans-alex.ru
Публикации

Праведная дева Иулиания. 500-летие со дня рождения

В 2000 г. Высокопреосвященнейший Анатолий, Архиепископ Сарненский и Полесский,…

“Остров Святых”. История Кипрской Православной Церкви

В годы правления султана Сулеймана I Великолепного (1520–1566) Османская…

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

Элладская Православная Церковь. Исторический очерк. Часть IІ: От обретения автокефалии до наших дней

Kaisariani_monastir

Продолжение истории Элладской Православной Церкви.

27 июля 1833 г. на соборе архиереев в городе Нафплионе греческое правительство объявило Элладскую Церковь автокефальной. Но многие греческие епископы и миряне усомнились в том, может ли быть законной автокефалия, полученная без благословения Матери Церкви. За разрешением вопроса правительство обратилось непосредственно к Константинопольской Церкви. И лишь на Соборе 1850 г. было постановлено, что элладские епархии, до сего времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости, и Элладская Церковь провозглашается автокефальной.


Церковь и государство. Закон 1852 г.

После получения Элладской Церковью автокефалии правительству Греции надлежало составить новое положение о церковном управлении в духе соборного постановления и согласно церковным канонам. Новый закон об устройстве Синода Элладской Церкви, принятый в 1852 г., ставил членов Синода в зависимость от гражданских властей. Архиереи королевства назначались членами Синода, митрополит Афинский — его председателем. Четверо прочих членов вызывало правительство поочередно в порядке старшинства сроком на один год, по окончании которого они возвращались в свои епархии. В том же 1852 г. был обнародован закон о разделении королевства на 24 епархии, одна из которых — Афинская — была возведена в степень митрополии, девять — в степень архиепископий, а остальные — епископий. Кандидаты во епископы избирались Синодом, но утверждались королем. Через четыре года епархии были разделены на приходы. Священники и диаконы избирались самими прихожанами и рукополагались архиереями после предварительного испытания.

Правительственные реформы коснулись и элладских монастырей. 524 мужских и 18 женских монастырей с тремя тысячами монахов владели тогда большим недвижимым имуществом — почти четвертью всей греческой территории. Правительство распорядилось закрыть все монастыри, имеющие меньше шести монахов, их имущество конфисковалось в пользу народного казначейства. Неупраздненные монастыри должны были ежегодно вносить в казначейство пять процентов от своего дохода. В результате Церковь лишилась 394 монастырей.

 

Воссоединение Греции и Церковь

В состав образованного в 1830 г. независимого греческого государства вошла лишь часть территории, населенной греками. Перед нацией стояла задача воссоединения, которая была решена окончательно лишь более столетия спустя, после Второй мировой войны.

Первыми возвращены были Ионические острова, в конце XVIII в. отнятые Наполеоном у венецианцев. В 1799 г. они были освобождены русским флотом под командованием адмирала Федора Ушакова и объявлены самостоятельной республикой под покровительством русского императора и турецкого султана, причем господствующей религией было признано Православие. В 1809 г. эти острова перешли к англичанам, которые также признали здесь господствующей Православную Церковь. Каждый из островов имел своего архиерея, избираемого по закону 1839 г. тайным голосованием всего клира. Новоизбранный архиерей утверждался местным управлением — герусией, которая испрашивала у Вселенского Патриарха разрешение на его хиротонию. Такое церковное положение Ионических островов продолжалось до их политического присоединения к Греции в 1864 г. В результате переговоров между Ионической, Элладской и Вселенской Церквами в июле 1866 г. паства Ионических островов присоединилась к Элладской Православной Церкви.

После победы России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. согласно Берлинскому трактату в 1881 г. к Греции были присоединены Фессалия и часть Эпира (Арта). Девять местных епархий вошли в состав Элладской Церкви.

В 1913 г. в результате Первой и Второй Балканских войн большинство греков воссоединилось в составе Греческого королевства, которое присоединило обширные территории на севере и западе, а также острова северной части Эгейского моря.

В разразившейся вскоре Первой мировой войне Греция выступила на стороне Антанты и вернула себе земли в западной Фракии. Однако война с Турцией за Смирну (Измир) и другие населенные греками земли восточного побережья Эгейского моря окончилась в 1922 г. тяжелым поражением. По договору с Турцией об обмене населением в Грецию переселилось полтора миллиона греков. Впервые за две с половиной тысячи лет Малая Азия осталась без греческого населения. В историографию этот эпизод вошел как “Малоазийская катастрофа”. В стране произошло восстание, король Константин отрекся от престола, и в марте 1924 г. Греция была провозглашена Республикой.

 

Раскол

Среди греческой иерархии началось движение за освобождение Церкви от государственной опеки. В 1923 г. был созван Собор Греческой Церкви, который изменил ее устройство, издав основной закон Автокефальной Церкви Эллады. Церковь теперь возглавил Архиерейский Собор под председательством Афинского Архиепископа с титулом “Блаженнейший”. Созывался Собор ежегодно, а в период между заседаниями церковные дела решал Священный Синод под председательством Архиепископа Афинского. Первым этот пост занимал и пребывал на нем в течение 15 лет выдающийся ученый, богослов, церковный историк, автор более 500 научных трудов Хризостом І (Пападопулос). Синод объявлялся “церковным началом в государстве”, то есть, по сути, ставился во главе Элладской Церкви.

Однако в июле 1925 г. генерал Теодорос Пангалос совершил государственный переворот и издал закон, согласно которому был учрежден Постоянный Синод как высшая административная и церковная власть, состоявший из семи архиереев. В Синод Пангалос назначил государственного комиссара, который не имел права голоса, но утверждал синодальные постановления, за исключением решений, касающихся вопросов веры и богослужения. Вскоре Постоянный Синод был увеличен до 13 членов (вместе с председателем). Это положение с небольшими изменениями действовало до 1967 г.

При переходе Греции в марте 1924 г. на Григорианский календарь в Элладской Церкви произошел раскол. Часть клириков и мирян не приняли нового стиля и образовали свое “Общество православных”. Через восемь лет общество было узаконено комиссией Министерства просвещения Греции, а в 1935 г. оно полностью порвало каноническую связь с Элладской Церковью и, соответственно, со Вселенским Православием. Теперь это так называемая “Церковь истинных православных христиан”, насчитывающая несколько сот тысяч прихожан в Греции и за ее пределами — на Кипре, в США и Канаде.

В конце 1935 г. в Греции была восстановлена монархия. Через пять лет в страну вторглись итало-фашистские войска. Однако греки разбили полчища Муссолини и отбросили их назад в Албанию. Лишь вмешательство гитлеровской Германии спасло дуче от позорного поражения: в апреле–мае 1941 г. Греция была оккупирована, король Георг ІІ и правительство вынуждены были бежать в Египет.

 

Церковь в годы Второй мировой войны

Архиепископ Афинский Дамаскин (Папандреу) и возглавляемая им Церковь сделали немало для освобождения страны и помощи населению во время оккупации и после освобождения Греции от оккупантов. В стране, контролируемой коммунистами партизанской армии HLAS (Греческая народно-освободительная армия), высадились англичане с целью вернуть к власти короля и эмигрантское правительство. В этой накаленной обстановке архиепископ Дамаскин (Папандреу) около двух лет, до возвращения короля, фактически правил страной в качестве регента. В октябре 1945 г. он две недели даже был премьер-министром. Всеми силами архипастырь пытался сдержать развитие гражданской войны в стране. В сентябре 1946 г. он сложил с себя полномочия регента в связи с возвращением короля Георга ІІ. До своей смерти в 1949 г. владыка Дамаскин неустанно стремился погасить огонь гражданской войны. В память о его заслугах перед Грецией в Афинах, напротив кафедрального собора, ему воздвигнут величественный памятник.

 

Церковь и государство. Годы монархии и диктатуры

В 1960 г. разразился церковно-государственный кризис из-за “метафетона” — принципа перемещаемости епископов с одной кафедры на другую, отмененного по закону 1959 г. с целью положить конец отдельным злоупотреблениям некоторых иерархов, добивавшихся перевода из небольших и бедных епархий в богатые. Последовал серьезный конфликт, который продолжался вплоть до 1967 г., когда в Греции произошел военный переворот.

Правительство “черных полковников” издало ряд законов, направленных на большее подчинение Церкви государственной власти. 89-летний архиепископ Хризостом ІІ (1962–1967) был вынужден уйти в отставку из-за введенного правительством возрастного ограничения (80 лет). При поддержке военных и президента Пападопулоса на его место был избран архиепископ Иероним (Коцонис, 1967–1973), видный канонист и богослов, профессор Афинского университета. Новый военный переворот 1973 г. привел к решению архиепископа Иеронима уйти на покой. Архиепископом Афинским стал Серафим (Тикас, 1973–1998).

Важной для церковной жизни Эллады была проблема “неон хорон” — новых земель, или “северных территорий”, — европейской провинции Турции, присоединенной к Греции в результате Балканских войн 1912–1913 гг. В каноническом отношении епископы этих земель подчинялись Вселенскому престолу, но согласно Патриаршему Акту 1928 г. они участвовали в работе Элладского Синода и были частью Греческой Церкви. В уставе Элладской Церкви 1969 г., принятом в годы диктатуры “черных полковников”, положение о подчиненности этих епископов Патриарху было исключено. В 1973 г., под давлением со стороны Патриарха, митрополиты “неон хорон” впервые получили равное с иерархами “Старой Греции” представительство в Синоде.

 

Церковь и государство на современном этапе

После падения диктатуры в 1974 г. был проведен референдум, на котором народ окончательно высказался в пользу республики. Новая конституция Республики Греция 1975 г. декларировала “отделение Церкви от государства”. В 1977 г. был принят последний Устав Элладской Церкви, который следует считать наиболее соответствующим каноническим традициям Православной Церкви. Согласно этому Уставу Элладская Церковь получила определенную степень независимости от государственного вмешательства, но оставалась синодальной и финансово подверженной государственному влиянию.

Элладская Церковь — единственная Поместная Православная Церковь, во главе которой находится Синод, а не предстоятель. Афинский архиепископ является не предстоятелем Церкви, а лишь председателем Синода.

Завершение процесса освобождения Элладской Церкви от остатков синодальной системы взял на себя избранный в 1998 году ныне покойный Афинский архиепископ Христодул (Параскеваидис). Это вызвало резкое противодействие как государства, так и Константинопольского Патриархата. Государство увидело в этом стремление укрепить в обществе роль архиепископа и Церкви в целом. А Константинопольский Патриарх усмотрел серьезное ущемление своих прав на Греческую Церковь, так как греки считают его духовным главой Элладской Церкви.

Отношения между государством и Церковью в Греции сейчас сложные. Правительство пытается отодвинуть Православную Церковь на периферию общественной жизни. Греческая Церковь противостала этим попыткам и объявила о начале сбора подписей за проведение референдума по вопросу сохранения в удостоверениях личности пункта о религиозной принадлежности. Результаты этой кампании показали поддержку Церкви греческим народом.

Владимир Моисеенко, историк

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu