Православные храмы

Спасо-Преображенский храм на Соломенке

Спасо-Преображенский храм расположен в одном из красивейших мест…

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…
Публикации

“Федот, да не тот”, или о подмене духовных традиций и наивысшего чувства, данного человеку

Поводом к написанию статьи стало письмо нашей читательницы: “Дорогая редакция,…

Колыбель для сирот

Прохожу узеньким проходом между многочисленными двухэтажными кроватями в уголок…

“Пребывай в том учении, которое ты принял”. История Болгарской Православной Церкви

Благодатная болгарская земля была заселена с древнейших времен. В VII–V…

Пленники корпорации. “Свидетели Иеговы” на постсоветском пространстве

Начало материала

Storogeva_bashnjaНаше общество постепенно привыкает к существованию секты иеговистов. Никто уже не удивляется их пропагандистским рейдам и приставаниям на улицах. Сектанты с красочными журналами в руках превратились чуть ли не в обязательный атрибут людных мест. Над ними шутят и смеются, их ругают или одобряют, чаще игнорируют. Одним словом — к ним привыкли. И напрасно.

 

Рабы Сторожевой Башни

Одно дело, когда иеговиста вы встречаете на улице. Но совсем другое — если он появился в вашей семье или трудовом коллективе, учит детей или лечит больных. И проблема даже не в его поведении или сектантском мировоззрении. Рядом с вами будет человек, который вручил свою совесть и свободу всемирной Руководящей Корпорации и готов беспрекословно повиноваться любому ее приказу.

Возникает справедливый вопрос: неужели все иеговисты такие уж послушные рабы своей организации? Но в том то и дело, что от каждого свидетеля Иеговы непременно требуется безусловное подчинение воле и целям Корпорации. Согласно учению секты, все ее члены являются гражданами единого теократического государства — “Общества Сторожевой башни”. Его столица находится в Бруклине (район Нью-Йорка), где и заседает Руководящая Корпорация, которая вещает, по мнению сектантов, от имени Иеговы.

“Членство в этой организации, — отмечает известный религиовед Александр Дворкин, — ко многому обязывает: сектанты должны придерживаться единообразия во всем — в мышлении, в поведении, в одежде. Все до мелочи у них регламентируется и все контролируется. Ни о какой свободе личности для сектанта не может быть и речи”.

Для иеговиста главное — послушание организации. Оно должно проявляться: в присутствии и активности на проводимых собраниях, активности “полевого служения”, в выборе супруга (супруги) из членов секты, в избегании контактов с исключенными из секты, даже если это близкие родственники, в чистосердечном отчете члена секты своему старейшине по всем пунктам своих (и чужих) обязанностей.

Жестко структурированная организация, стоящая в оппозиции ко всему, что вне ее, презирающая любую власть, государственность и культуру — таково нынешнее лицо “Свидетелей Иеговы”. А начало трансформации основанной в конце XIX в. Чарльзом Расселом секты в тоталитарную структуру иеговистов положил его преемник — судья Джозеф Франклин Рутерфорд (1870–1942).

 

Революция 1917 года

Рутерфорд был “правой рукой” Рассела. Юрист по образованию, он защищал основателя секты в его многочисленных судебных тяжбах. После смерти своего патрона Рутерфорд становится главой секты. По завещанию Рассела, он должен был делить власть с советом директоров. Но в планы нового президента общества подобная “демократия” не входила.

В июле 1917 г., уволив всех директоров, Рутерфорд захватил монопольную власть в секте. Став единоличным властителем организации, он безжалостно стал подавлять инакомыслие и оппозиционность, железной рукой укрепляя единство секты, добиваясь от ее членов безоговорочного повиновения, поддержания строгой дисциплины и безропотного служения.

Не всем пришлось по душе новое руководство. Организация раскололась, и некоторые из бывших “расселитов” основали новые секты, часть из которых существуют и доныне.

В мае 1918 г. Рутерфорд подвергся тюремному заключению. Правоохранительные органы США и Канады усмотрели в публикациях общества, предвещающих скорое падение мировых правительств, призывы к изменению существующего государственного строя. Рутерфорд и еще 8 членов правления были осуждены за измену родине на 30 лет. Однако через год дело было пересмотрено, и их отпустили. Но даже этого времени иеговистам хватило, чтобы представить этот арест как проявление войны между Иеговой и сатаной.

После своего освобождения Рутерфорд, переживший настоящий шок, начал разрабатывать концепцию жестко структурированной “теократической организации”. Он постепенно изгонял из общества неугодных ему руководителей. Борьба Рутерфорда с “врагами веры” среди руководства Общества продолжалась почти до самой его смерти.

Все свое внимание Рутерфорд обратил на проповедническую работу и вербовку новых членов. В 1919 г. он начал выпуск второго журнала Общества — “Золотой Век” (сейчас — “Пробудитесь!”), а в 1927 г. ввел обязательное распространение литературы по домам.

 

Дворец для воскресших князей

Пророчества о конце света — излюбленная тема “Свидетелей Иеговы”. И в этом плане президентство Рутерфорда тоже не было исключением. Наибольший размах получила пропагандистская кампания “Общества Сторожевой Башни”, связанная с 1925 годом. Апокалиптические откровения Рутерфорда были приняты с восторгом. Началась активная агитация, которая привела к очень быстрому росту рядов “Исследователей Библии”.

Незадолго до этой даты, по мнению сектантов, должны были воскреснуть три великих пророка и праотца: Авраам, Исаак и Иаков. Рутерфорд построил для них роскошный дворец близ Сан-Диего на юге Калифорнии, который назвал “Бет Сарим” (“Дом князей”), где патриархи должны были жить после своего пришествия. В ожидании дорогих гостей глава секты отдыхал в резиденции каждое лето.

Конец света не наступил, и более половины иеговистов поняли, чего стоят слова “рупора Иеговы”. Для оставшихся адептов срочно нужна была новая идея, способная отвлечь их внимание и удержать, несмотря на все разочарования. И эта идея быстро нашлась. Руководство решило, что за свою полувековую историю сектанты не придавали особого значения одному из имен Бога — Иегова. Основная их деятельность определялась как “возвещение Царя и Его Царства” и была связана с именем Иисуса Христа. С 1926 г. главной задачей членов Общества Сторожевой Башни становится “возвещать имя Бога Иеговы”.

Дж. Ф. Рутерфорд умер 8 января 1942 г. в “Доме князей” на калифорнийском побережье. Он оставил после себя мощную тоталитарную структуру, осуществлявшую контроль над более чем 115 тыс. “Свидетелей Иеговы”, готовых повиноваться командам из Бруклина.

Олег Карпенко

Продолжение следует

 

В последнее время в ряде стран бывшего СССР были предприняты меры по ограничению деятельности секты “Свидетели Иеговы”.

Так, 26 марта 2004 г. Головинский суд г. Москвы принял решение о ликвидации московской общины этой секты. Процесс по делу московского отделения “Свидетелей Иеговы” начался в сентябре 1998 г. В ходе проверки прокуратура пришла к выводу, что секта разжигает религиозную рознь, разрушает семьи и склоняет людей к отказу от медицинской помощи в ситуациях, опасных для жизни.

В октябре 2007 г. в Таджикистане также была запрещена деятельность “Свидетелей Иеговы” — как религиозной организации, нарушившей законодательство республики. Министр культуры Таджикистана Мирзошохрух Асрори сообщил, что представители секты “Свидетели Иеговы”, официально зарегистрированные в Таджикистане с 1997 г., занимались широкой миссионерской деятельностью, а также призывали своих сторонников отказываться от службы в армии. “Эти призывы носили во многом экстремистский характер, равно как и литература этой организации, в которой мы не нашли ничего, что бы указывало на уважительное отношение к другим религиям”, — отметил он.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu