Православные храмы

Храм Собора архангела Гавриила при ТРК «Глас»

Община домовой церкви начала формироваться с 2003 года, со времени…

Храм великомученика Георгия Победоносца (на Водогоне)

Первая служба совершена 26 марта/8 апреля 2001 г. Храм расположен в…

Храм святителя Николая Мирликийского (Северное кладбище)

Отпевание проходит в ритуальном зале кладбища.
Публикации

Мы знаем, что он молится о нас

Благодарю Тебя, мой Боже, мой Спаситель, За все Твои богатые дары, За радость,…

Первые шаги по дороге к Богу. Таинства Крещения и Миропомазания

Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь…

Жить завтра. 15 февраля — Международный день детей с онкозаболеваниями

В сентябре 2005 года молодые прихожане Свято-Троицкого Ионинского монастыря…

Элладская Православная Церковь. Часть I: от основания до обретения автокефалии

Holy_Wisdom_SalonicaЦерковь Греции (Эллады) — автокефальная Поместная Православная Церковь, занимающая 11-е место в диптихе автокефальных Поместных Церквей. Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Синоду епископов, который включает в себя всех епархиальных архиереев. Все они имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Главой Синода является Архиепископ Афинский и всей Эллады.


Первые века христианства

У истоков Элладской Церкви стоял святой апостол Павел, который около 53 г. прибыл в Афины. Он выступил с проповедью в ареопаге (см.: Деян. 17: 19) и обратил в христианство одного из наиболее чтимых людей города — Дионисия Ареопагита, которого впоследствии поставил афинским епископом. Святой апостол основал христианские общины и в других городах Эллады, в частности в Филиппах, Фессалониках и Коринфе. К Фессалоникийским и Коринфским христианам он направил по два послания, к Филиппийцам — одно. По преданию, в Ахайи проповедовал и святой апостол Андрей, в Афинах — святой апостол Филипп. Святой евангелист Лука проповедовал в других частях Греции, а святой Иоанн Богослов, сосланный на остров Патмос, получил там Божественное Откровение. Во II в. Греция дала первых христианских апологетов — Кодрата и Аристида. Предание свидетельствует, что и выдающийся апологет-философ Афинагор был афинянином. В том же веке знаменитым христианским учителем, пользовавшимся известностью далеко за пределами Греции, был Коринфский епископ Дионисий.

Относительно церковного устройства первых христианских общин в Греции нет точных сведений. Известно, что Коринф был главным городом римской провинции Ахайи, вследствие чего епископ Коринфа постепенно возвышался над другими иерархами этой области и стал митрополитом. Константин Великий в 337 г. разделил Римскую империю на четыре префектуры, которые, в свою очередь, подразделялись на диоцезы. Греция с ближайшими островами составляла часть Македонского диоцеза, где главным городом была Солунь (Фессалоники), поэтому Солунский епископ, используя политическое положение своего города, начинает добиваться власти над другими епископами диоцеза. В 415 г. папа Иннокентий I назначил Солунского епископа своим викарием над всей Восточной Иллирией, позже папе была подчинена и Коринфская митрополия.

 

Подчинение Константинопольскому патриарху

В связи с решительными выступлениями папы Григория II в защиту гонимого тогда на Востоке иконопочитания византийский император-иконоборец Лев Исаврянин около 732 г. отнял у папы Восточную Иллирию, подчинил ее Константинопольскому Патриарху и упразднил папское Солунское викариатство. Коринфская митрополия, как и другие митрополии Восточной Иллирии, вошла в ведение Константинополя. Справедливое стремление Константинопольской Церкви ко включению в ее юрисдикцию Элладской Церкви было окончательно санкционировано Патриархом Фотием в 879–880 гг.

В 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, на развалинах Византии возникли две империи — Латинская, где правили завоеватели-католики, и Никейская, сохранившая православную веру. Значительная часть Греции оказалась во власти латинян. По всей Греции развернулась активная пропаганда католицизма, хотя и без успеха. В особенно тяжелом положении оказались православные жители островов. Более других испытали гнет католицизма православные острова Крит, который несколько веков (1204–1669) находился под властью венецианцев. Они не имели своего православного архиерея и всеми способами были принуждаемы принять католичество.

Управляемая способными правителями, занимающая плодородные земли на северо-западе Малоазийского полуострова, Никейская империя крепла год от года и в 1261 г. смогла отвоевать Константинополь у латинян. Михаил VIII Палеолог восстановил Византийскую империю.

На рубеже ХIII–ХIV вв. появляется новый страшный враг — турки-османы, борьба с которыми в следующие полтора века привела к истощению сил империи, постепенной потере всех ее владений, а в 1453 г. османы захватили Константинополь. Византия перестала существовать. Султан Мехмед II поначалу оставил грекам свободу вероисповедания. Он также сохранил власть патриарха, которым и стал Геннадий Схоларий, известный своим авторитетом и влиятельностью среди греков. Церемония его избрания и хиротония были такими, как и раньше, при византийских императорах. Султан оказал ему почести и пообещал много привилегий. Он подарил патриарху золотой посох, украшенный драгоценными камнями, как раньше делали византийские императоры при избрании нового патриарха, в знак власти, которую получал глава Церкви. Турки признавали патриарха как этнарха, главу и защитника всей греческой нации. Патриарх был верховным главой всех храмов и монастырей, а также имел судебную и административную власть над мирянами. Султан был вынужден уступить Церкви некоторые права и сохранить ее независимость и авторитет. Он понимал: для того, чтобы турки смогли создать и сохранить государство, им нужны греки. Было необходимо, чтобы местное население оставалось на захваченной земле.

 

Под игом османов

В годы турецкого владычества деятельность Церкви была также направлена на развитие образования. Став патриархом, Геннадий (создавший также школу философии) в 1454 г. основал Патриаршую школу, которая стала средоточием образования.

Однако турки не сдержали обещаний, данных Церкви, и не сохранили церковные привилегии. Поэтому, особенно в первые века турецкого владычества, христиане не пользовались свободой вероисповедания и образования. Все зависело от наместников-пашей. Например, фанатики-исламисты запрещали любые формы образования и изучения научных книг даже мусульманам. Насколько же сложнее было христианам добиться права обучать и обучаться! В таких условиях возникли тайные школы. Они функционировали при многих греческих храмах, при монастырях и даже в домах клириков. Преподавание проводилось ночью и тайно. Во время занятий один из учеников стоял у окна и предупреждал остальных, когда видел приближение турок. Учителями в тайных школах были епископы, другие клирики или монахи. Миряне преподавали редко. “Образование в первые века турецкого владычества находилось исключительно в руках Церкви, и ее усилия в этой сфере значительны”, — пишет греческий исследователь Никос Своронос.

В 1593 г. патриарх Иеремия II созвал синод и объявил, что православные митрополиты должны основывать школы и оказывать посильную помощь учителям и ученикам, “чтобы божественные и святые буквы могли преподаваться”. Также патриарх побудил епископов заботиться об образовании в своих епархиях, чтобы даже те люди, у которых не было денег, могли учиться. “В период оттоманского владычества огромную деятельность осуществляли монастыри, — пишет профессор Салоникийского университета Э. Д. Теодору. — Они являлись убежищем для всех угнетенных, укрепляли благочестие народа… Монахи-учителя преподавали или в самих монастырях, или же путешествуя по стране; проповедники и духовные исповедники воодушевляли людей как в вере, так и в стойкости”.

Испытывая от турок тяжелые притеснения, греки не теряли надежды на освобождение, часто выступали с оружием против своих притеснителей и первыми из народностей Балканского полуострова достигли политической и церковной самостоятельности. К XIX в. Османская империя ослабела, а единоверная грекам Россия, на которую они в течение многих лет смотрели с упованием, как на свою единственную защитницу и освободительницу, заявила о себе как о сильной державе. В то же время и сами греки имели достаточные силы, чтобы начать открытую борьбу с притеснителями. Население архипелага получило от турок некоторые льготы, потому что давало из своей среды хороших моряков в турецкий флот. Важной льготой было право островитян свободно плавать по всем морям Османской империи. Благодаря этому праву они развили широкую торговлю и располагали большими денежными средствами. В XVIII в. греки под предлогом торговли или же охраны торговых судов от морских пиратов стали приобретать и военные корабли, из которых можно было составить довольно значительный флот.

 

Обретение Грецией независимости

В 1814 г. в Одессе греками была основана общенациональная тайная организация “Filiki Eteria” (“Дружеское общество”), пользовавшееся негласной поддержкой российского правительства. К нему также принадлежали находившиеся на русской службе граф Иоанн Каподистрия и князь Александр Ипсиланти. Последний в 1821 г. во главе отряда вооруженных греков вторгся в Дунайские княжества и поднял там восстание, которое турки смогли подавить. Ипсиланти бежал в Австрию, где был схвачен и заключен в тюрьму. Однако 6 апреля, спустя всего несколько дней, митрополит Патрский Герман поднял в Калаврите новое восстание и обратился к народу со следующим воззванием: “Героические сыны геройских отцов! Пусть препояшется каждый мечом своим, потому что лучше пасть с мечом в руках, нежели видеть бедствия отечества и оскверненные святыни! Ну же! Разорвите оковы, сокрушите иго, которое возложили на вас, потому что мы — наследники Божии и сонаследники Христовы!” С тех пор именно 6 апреля празднуется День Независимости Греции. Восстание быстро распространилось в Морее (Пелопоннесе) и на архипелаге. Последовала упорная и кровопролитная борьба. Турки смиряли греков самыми жестокими мерами. Константинопольский патриарх Григорий V был повешен в своем торжественном облачении, 80 епископов и архимандритов были умерщвлены. Через год на острове Хиос капудан-паша Кара-Али вырезал 23 тысячи жителей, а 47 тысяч продал в рабство. То же происходило в других частях страны.

Опасаясь революций, которыми тогда были охвачены также Италия и Испания, европейские правительства смотрели на происходящее в Морее как на внутреннее дело Турецкой империи. Только по настоянию России европейская политика бездействия закончилась. Россия, Англия и Франция, заключив между собой союз, потребовали от султана Махмуда II прекратить бесчеловечную резню. Когда же он отказался выполнить это требование, союзники применили оружие. В 1827 г. состоялся Наваринский бой, в котором весь турецко-египетский флот за несколько часов был истреблен союзным флотом. Считая Россию главной виновницей поражения Турции, султан составил в ее адрес оскорбительную прокламацию, ответом на которую со стороны России было объявление войны. В 1829 г. Турция была вынуждена подписать мирный договор в Адрианополе, по которому, в частности, обязалась признать независимость Греции. Окончательно этот вопрос был решен на Лондонской конференции в 1830 г. Восставшие греческие провинции были признаны самостоятельным государством. В состав нового государства вошли: Морея, Средняя Греция и некоторые острова. Значительная часть греческого населения осталась под властью султана.

 

Возникновение самостоятельной Элладской церкви

Епархии, вошедшие в состав нового государства, до начала восстания греков в 1821 г. находились в ведении Константинопольского патриархата. Во время военных действий сношения епископов Эллады с Константинопольским патриархом прекратились. Только в 1830 г. Патриарх Констанций I обратился к президенту Греческой Республики графу Каподистрия с письмом, в котором выразил желание, чтобы Элладские епархии снова вошли в общение с Константинопольским престолом. Однако 27 сентября 1831 г. Каподистрия был убит при входе в храм св. Спиридона в Навплие, после чего как политика Греции вообще, так и ее церковная политика в частности резко изменили свой курс и попали под влияние английской внешней политики. Королем новопровозглашенного государства в 1832 г. стал Оттон, сын баварского короля Людвига I, оказавшего во время войны за независимость большую помощь грекам.

Новым правительством с целью устройства церковных дел была создана комиссия из трех духовных лиц и четырех мирян. Главой комиссии был иеромонах Феоклит (Фармакидис), человек молодой, энергичный, просвещенный, но с протестантскими воззрениями. Вскоре комиссия представила правительству проект устройства Церкви, в основе которого была идея ее автокефальности. На созванном в городе Нафплионе соборе архиереев правительство в июле 1833 г. объявило Элладскую Церковь автокефальной. Провозглашение независимости Элладской Церкви состоялось 27 июля в торжественной обстановке при стечении многочисленной паствы, в присутствии короля Греции, министров, архиереев и послов некоторых христианских стран.

Но многие греческие епископы и миряне выразили свое сомнение в том, может ли быть законной автокефалия, полученная без благословения Матери Церкви. После провозглашения автокефалии недовольные действиями правительства открыто выступили с протестами. Константинопольский престол также смотрел на провозглашение самостоятельности Элладской Церкви, части Константинопольского Патриархата, как на дело антиканоничное. Греческое правительство пыталось смирить непокорных, но вынуждено было непосредственно обратиться в Константинополь за разрешением вопроса. В 1850 г. для решения церковных дел Эллады Патриарх Константинопольский Анфим IV созвал Собор, в котором, кроме постоянных членов Патриаршего Синода, приняли участие пять бывших на покое Константинопольских Патриархов и находившийся в Константинополе Патриарх Иерусалимский Кирилл. На Соборе было подтверждено положение, что право давать самостоятельность Церкви принадлежит тому Патриархату, в ведении которого находилась новоучрежденная Поместная Церковь; наконец, было постановлено, что элладские епархии, до сего времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости, и Элладская Церковь провозглашается автокефальной. Об этом провозглашении автокефалии Элладской Церкви Патриарх Анфим известил посланиями все Поместные Церкви.

Владимир Моисеенко, историк.

Продолжение следует

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu