Православные храмы

Воскресенский храм (на Радужном массиве)

Часовня во имя Воскресения Христова стоит на берегу озера Радунка,…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Публикации

Таинство духовного рождения

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

Юноша, воскресший силою Христа

Не плачь!” — сказал Господь вдове наинской, оплакивающей смерть единственного…

Мой путь обретения веры

В один из предпасхальных дней мне попала в руки газетная статья, в которой…

Holy_Wisdom_SalonicaЦерковь Греции (Эллады) — автокефальная Поместная Православная Церковь, занимающая 11-е место в диптихе автокефальных Поместных Церквей. Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Синоду епископов, который включает в себя всех епархиальных архиереев. Все они имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Главой Синода является Архиепископ Афинский и всей Эллады.


Первые века христианства

У истоков Элладской Церкви стоял святой апостол Павел, который около 53 г. прибыл в Афины. Он выступил с проповедью в ареопаге (см.: Деян. 17: 19) и обратил в христианство одного из наиболее чтимых людей города — Дионисия Ареопагита, которого впоследствии поставил афинским епископом. Святой апостол основал христианские общины и в других городах Эллады, в частности в Филиппах, Фессалониках и Коринфе. К Фессалоникийским и Коринфским христианам он направил по два послания, к Филиппийцам — одно. По преданию, в Ахайи проповедовал и святой апостол Андрей, в Афинах — святой апостол Филипп. Святой евангелист Лука проповедовал в других частях Греции, а святой Иоанн Богослов, сосланный на остров Патмос, получил там Божественное Откровение. Во II в. Греция дала первых христианских апологетов — Кодрата и Аристида. Предание свидетельствует, что и выдающийся апологет-философ Афинагор был афинянином. В том же веке знаменитым христианским учителем, пользовавшимся известностью далеко за пределами Греции, был Коринфский епископ Дионисий.

Относительно церковного устройства первых христианских общин в Греции нет точных сведений. Известно, что Коринф был главным городом римской провинции Ахайи, вследствие чего епископ Коринфа постепенно возвышался над другими иерархами этой области и стал митрополитом. Константин Великий в 337 г. разделил Римскую империю на четыре префектуры, которые, в свою очередь, подразделялись на диоцезы. Греция с ближайшими островами составляла часть Македонского диоцеза, где главным городом была Солунь (Фессалоники), поэтому Солунский епископ, используя политическое положение своего города, начинает добиваться власти над другими епископами диоцеза. В 415 г. папа Иннокентий I назначил Солунского епископа своим викарием над всей Восточной Иллирией, позже папе была подчинена и Коринфская митрополия.

 

Подчинение Константинопольскому патриарху

В связи с решительными выступлениями папы Григория II в защиту гонимого тогда на Востоке иконопочитания византийский император-иконоборец Лев Исаврянин около 732 г. отнял у папы Восточную Иллирию, подчинил ее Константинопольскому Патриарху и упразднил папское Солунское викариатство. Коринфская митрополия, как и другие митрополии Восточной Иллирии, вошла в ведение Константинополя. Справедливое стремление Константинопольской Церкви ко включению в ее юрисдикцию Элладской Церкви было окончательно санкционировано Патриархом Фотием в 879–880 гг.

В 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, на развалинах Византии возникли две империи — Латинская, где правили завоеватели-католики, и Никейская, сохранившая православную веру. Значительная часть Греции оказалась во власти латинян. По всей Греции развернулась активная пропаганда католицизма, хотя и без успеха. В особенно тяжелом положении оказались православные жители островов. Более других испытали гнет католицизма православные острова Крит, который несколько веков (1204–1669) находился под властью венецианцев. Они не имели своего православного архиерея и всеми способами были принуждаемы принять католичество.

Управляемая способными правителями, занимающая плодородные земли на северо-западе Малоазийского полуострова, Никейская империя крепла год от года и в 1261 г. смогла отвоевать Константинополь у латинян. Михаил VIII Палеолог восстановил Византийскую империю.

На рубеже ХIII–ХIV вв. появляется новый страшный враг — турки-османы, борьба с которыми в следующие полтора века привела к истощению сил империи, постепенной потере всех ее владений, а в 1453 г. османы захватили Константинополь. Византия перестала существовать. Султан Мехмед II поначалу оставил грекам свободу вероисповедания. Он также сохранил власть патриарха, которым и стал Геннадий Схоларий, известный своим авторитетом и влиятельностью среди греков. Церемония его избрания и хиротония были такими, как и раньше, при византийских императорах. Султан оказал ему почести и пообещал много привилегий. Он подарил патриарху золотой посох, украшенный драгоценными камнями, как раньше делали византийские императоры при избрании нового патриарха, в знак власти, которую получал глава Церкви. Турки признавали патриарха как этнарха, главу и защитника всей греческой нации. Патриарх был верховным главой всех храмов и монастырей, а также имел судебную и административную власть над мирянами. Султан был вынужден уступить Церкви некоторые права и сохранить ее независимость и авторитет. Он понимал: для того, чтобы турки смогли создать и сохранить государство, им нужны греки. Было необходимо, чтобы местное население оставалось на захваченной земле.

 

Под игом османов

В годы турецкого владычества деятельность Церкви была также направлена на развитие образования. Став патриархом, Геннадий (создавший также школу философии) в 1454 г. основал Патриаршую школу, которая стала средоточием образования.

Однако турки не сдержали обещаний, данных Церкви, и не сохранили церковные привилегии. Поэтому, особенно в первые века турецкого владычества, христиане не пользовались свободой вероисповедания и образования. Все зависело от наместников-пашей. Например, фанатики-исламисты запрещали любые формы образования и изучения научных книг даже мусульманам. Насколько же сложнее было христианам добиться права обучать и обучаться! В таких условиях возникли тайные школы. Они функционировали при многих греческих храмах, при монастырях и даже в домах клириков. Преподавание проводилось ночью и тайно. Во время занятий один из учеников стоял у окна и предупреждал остальных, когда видел приближение турок. Учителями в тайных школах были епископы, другие клирики или монахи. Миряне преподавали редко. “Образование в первые века турецкого владычества находилось исключительно в руках Церкви, и ее усилия в этой сфере значительны”, — пишет греческий исследователь Никос Своронос.

В 1593 г. патриарх Иеремия II созвал синод и объявил, что православные митрополиты должны основывать школы и оказывать посильную помощь учителям и ученикам, “чтобы божественные и святые буквы могли преподаваться”. Также патриарх побудил епископов заботиться об образовании в своих епархиях, чтобы даже те люди, у которых не было денег, могли учиться. “В период оттоманского владычества огромную деятельность осуществляли монастыри, — пишет профессор Салоникийского университета Э. Д. Теодору. — Они являлись убежищем для всех угнетенных, укрепляли благочестие народа… Монахи-учителя преподавали или в самих монастырях, или же путешествуя по стране; проповедники и духовные исповедники воодушевляли людей как в вере, так и в стойкости”.

Испытывая от турок тяжелые притеснения, греки не теряли надежды на освобождение, часто выступали с оружием против своих притеснителей и первыми из народностей Балканского полуострова достигли политической и церковной самостоятельности. К XIX в. Османская империя ослабела, а единоверная грекам Россия, на которую они в течение многих лет смотрели с упованием, как на свою единственную защитницу и освободительницу, заявила о себе как о сильной державе. В то же время и сами греки имели достаточные силы, чтобы начать открытую борьбу с притеснителями. Население архипелага получило от турок некоторые льготы, потому что давало из своей среды хороших моряков в турецкий флот. Важной льготой было право островитян свободно плавать по всем морям Османской империи. Благодаря этому праву они развили широкую торговлю и располагали большими денежными средствами. В XVIII в. греки под предлогом торговли или же охраны торговых судов от морских пиратов стали приобретать и военные корабли, из которых можно было составить довольно значительный флот.

 

Обретение Грецией независимости

В 1814 г. в Одессе греками была основана общенациональная тайная организация “Filiki Eteria” (“Дружеское общество”), пользовавшееся негласной поддержкой российского правительства. К нему также принадлежали находившиеся на русской службе граф Иоанн Каподистрия и князь Александр Ипсиланти. Последний в 1821 г. во главе отряда вооруженных греков вторгся в Дунайские княжества и поднял там восстание, которое турки смогли подавить. Ипсиланти бежал в Австрию, где был схвачен и заключен в тюрьму. Однако 6 апреля, спустя всего несколько дней, митрополит Патрский Герман поднял в Калаврите новое восстание и обратился к народу со следующим воззванием: “Героические сыны геройских отцов! Пусть препояшется каждый мечом своим, потому что лучше пасть с мечом в руках, нежели видеть бедствия отечества и оскверненные святыни! Ну же! Разорвите оковы, сокрушите иго, которое возложили на вас, потому что мы — наследники Божии и сонаследники Христовы!” С тех пор именно 6 апреля празднуется День Независимости Греции. Восстание быстро распространилось в Морее (Пелопоннесе) и на архипелаге. Последовала упорная и кровопролитная борьба. Турки смиряли греков самыми жестокими мерами. Константинопольский патриарх Григорий V был повешен в своем торжественном облачении, 80 епископов и архимандритов были умерщвлены. Через год на острове Хиос капудан-паша Кара-Али вырезал 23 тысячи жителей, а 47 тысяч продал в рабство. То же происходило в других частях страны.

Опасаясь революций, которыми тогда были охвачены также Италия и Испания, европейские правительства смотрели на происходящее в Морее как на внутреннее дело Турецкой империи. Только по настоянию России европейская политика бездействия закончилась. Россия, Англия и Франция, заключив между собой союз, потребовали от султана Махмуда II прекратить бесчеловечную резню. Когда же он отказался выполнить это требование, союзники применили оружие. В 1827 г. состоялся Наваринский бой, в котором весь турецко-египетский флот за несколько часов был истреблен союзным флотом. Считая Россию главной виновницей поражения Турции, султан составил в ее адрес оскорбительную прокламацию, ответом на которую со стороны России было объявление войны. В 1829 г. Турция была вынуждена подписать мирный договор в Адрианополе, по которому, в частности, обязалась признать независимость Греции. Окончательно этот вопрос был решен на Лондонской конференции в 1830 г. Восставшие греческие провинции были признаны самостоятельным государством. В состав нового государства вошли: Морея, Средняя Греция и некоторые острова. Значительная часть греческого населения осталась под властью султана.

 

Возникновение самостоятельной Элладской церкви

Епархии, вошедшие в состав нового государства, до начала восстания греков в 1821 г. находились в ведении Константинопольского патриархата. Во время военных действий сношения епископов Эллады с Константинопольским патриархом прекратились. Только в 1830 г. Патриарх Констанций I обратился к президенту Греческой Республики графу Каподистрия с письмом, в котором выразил желание, чтобы Элладские епархии снова вошли в общение с Константинопольским престолом. Однако 27 сентября 1831 г. Каподистрия был убит при входе в храм св. Спиридона в Навплие, после чего как политика Греции вообще, так и ее церковная политика в частности резко изменили свой курс и попали под влияние английской внешней политики. Королем новопровозглашенного государства в 1832 г. стал Оттон, сын баварского короля Людвига I, оказавшего во время войны за независимость большую помощь грекам.

Новым правительством с целью устройства церковных дел была создана комиссия из трех духовных лиц и четырех мирян. Главой комиссии был иеромонах Феоклит (Фармакидис), человек молодой, энергичный, просвещенный, но с протестантскими воззрениями. Вскоре комиссия представила правительству проект устройства Церкви, в основе которого была идея ее автокефальности. На созванном в городе Нафплионе соборе архиереев правительство в июле 1833 г. объявило Элладскую Церковь автокефальной. Провозглашение независимости Элладской Церкви состоялось 27 июля в торжественной обстановке при стечении многочисленной паствы, в присутствии короля Греции, министров, архиереев и послов некоторых христианских стран.

Но многие греческие епископы и миряне выразили свое сомнение в том, может ли быть законной автокефалия, полученная без благословения Матери Церкви. После провозглашения автокефалии недовольные действиями правительства открыто выступили с протестами. Константинопольский престол также смотрел на провозглашение самостоятельности Элладской Церкви, части Константинопольского Патриархата, как на дело антиканоничное. Греческое правительство пыталось смирить непокорных, но вынуждено было непосредственно обратиться в Константинополь за разрешением вопроса. В 1850 г. для решения церковных дел Эллады Патриарх Константинопольский Анфим IV созвал Собор, в котором, кроме постоянных членов Патриаршего Синода, приняли участие пять бывших на покое Константинопольских Патриархов и находившийся в Константинополе Патриарх Иерусалимский Кирилл. На Соборе было подтверждено положение, что право давать самостоятельность Церкви принадлежит тому Патриархату, в ведении которого находилась новоучрежденная Поместная Церковь; наконец, было постановлено, что элладские епархии, до сего времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости, и Элладская Церковь провозглашается автокефальной. Об этом провозглашении автокефалии Элладской Церкви Патриарх Анфим известил посланиями все Поместные Церкви.

Владимир Моисеенко, историк.

Продолжение следует

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me