Православные храмы

Храм преподобного Романа Сладкопевца (при поликлинике больницы № 11 Голосеевского района)

Больничная часовня, ныне превращена в церковь. Находится во дворе…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…
Публикации

“Днесь спасения нашего главизна...”

Почитание Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, несомненно, имело место…

Пасхальная трапеза

Хотя Царствие Божие, по выражению апостола Павла, не есть пища и питие (см.:…

Католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II

Патриарх Илия II (в миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4…

За веру Христову. Священномученик Вячеслав (Шкурко), епископ Новоград-Волынский

shcmch_Vjacheslav_ShkurkoДля Православной Церкви в нашей стране ХХ в. был эпохой чрезвычайно напряженной духовной борьбы. В эти трагические, но сильные духом годы гонений Церковь обогатилась сонмом мучеников и исповедников веры Христовой. Мой рассказ — об одном из них, насельнике Киево-Печерской Лавры.

Епископ Вячеслав, в миру Василий Феофилович (в следственном деле записан как Василий Феофанович) Шкурко, родился 25 апреля / 8 мая 1886 г. в Полтаве в дворянской семье. Неизвестно, что побудило его после окончания гимназии поступить в Киевскую духовную семинарию, ведь в то время, при строгом соблюдении сословных ограничений, поступление дворянина в учебное заведение для юношей духовного сословия было событием необычным.

С 29 сентября 1910 г., в течение 15 лет, Василий Феофилович исполняет обязанности управляющего делами Киево-Печерской Лавры. В то же время он продолжает учиться в Киевской духовной академии, “келейно”, то есть частным образом, занимаясь с профессорами академии. В эти годы он написал кандидатскую работу на тему “Пастырское делание на ниве Христовой”, получившую одобрительные отзывы профессоров о. Павла Светлова и о. Василия Прилуцкого, но официально степени кандидата богословия он не получил, хотя и закончил академию.

По всей видимости, монашеский постриг Василий Шкурко принял, учась в Академии, поскольку в следственном деле отмечается, что с 1914 г. он служил иеромонахом.

В первые пореволюционные годы власть в Киеве постоянно менялась, по городу рыскали банды разбойников. Неоднократно предпринимались попытки ограбления Лавры. Профессор И. Н. Никодимов в своей книге “Воспоминания о Киево-Печерской Лавре”, рассказывая о тех временах, пишет: “Подобные попытки ограбления принимали разные формы, начиная от открытых вооруженных нападений с бросанием бомб, чтобы разбить железные ворота Лавры, и кончая покушениями на имущество Лавры и отдельных ее членов под видом официальных изъятий, конфискаций, реквизиций на основании всевозможных сомнительных документов. В это темное время междувластия, когда ожидать помощи со стороны не было возможности, возникла мысль о создании в Лавре своей собственной вооруженной охраны из монахов и послушников. Вскоре эта идея была осуществлена, и приходилось видеть, как бравый милиционер в форме и с винтовкой при встрече с архимандритом сразу терял свой воинственный вид и, согнувшись, подходил под благословение к старцу… Сами милиционеры смотрели на свой труд как на послушание для обители”.

Одним из организаторов лаврской дружины был иеромонах Вячеслав (Шкурко). В 1917 г. он вместе с еще двумя насельниками монастыря обратился в немецкую комендатуру с письменной просьбой выдать Лавре 70 винтовок, 10 револьверов и 20 шашек. Через 20 лет, во время обыска, энкаведисты найдут у владыки этот документ и на его основании выдвинут обвинение в пособничестве немецкой оккупационной власти.

В 20-е гг. ХХ в. большевистская власть всячески принуждала братию отказаться от подчинения Святейшему патриарху Тихону в интересах обновленцев. “Опираясь на обновленчество, — вспоминает протопресвитер Михаил Польский, — власть преследовала православных, и, чтобы избежать заключения, нужно было объявить о своем обновленчестве; по крайней мере, иногда было достаточно для некоторых только похулить Патриарха и пообещать действовать против него, хотя бы и в рядах православных. Были и такие. Выбор был у всех, и искушение также. Обновленчество освобождало от репрессий, и устоять было нелегко”. По свидетельству архиепископа Леонтия Чилийского, после отказа братии признать обновленцев ГПУ в конце 1924 г. само начало передачу последним Лавры. Кельи братии обыскивались, насельников допрашивали.

Захват Лавры “живистами” (так называли обновленцев) фактически обозначал закрытие монастыря. Вся жизнь обители переместилась в Китаеву пустынь, принадлежащую Лавре. Многие лаврские иеромонахи были назначены на приходы Киева и его предместий. В частности, иеромонаха Вячеслава назначили в Елисаветинский храм на Трухановом (Алексеевском) острове, где он служил с 1926 по 1928 г. В 1929 г. его переводят в Китаеву пустынь на должность проповедника. В 1932 г. иеромонаха Вячеслава назначают на приход в Пуще-Водице и возводят в сан игумена, а в октябре 1932 г. — в сан архимандрита. 13 ноября 1932 г., в день памяти преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, он был рукоположен во епископа Новоград-Волынского. Хиротония состоялась в Киевском малом Софийском соборе. Ее совершили: архиепископы Киевский Сергий (Гришин) и Каневский Василий (Богдашевский), епископ Уманский Александр (Петровский) и, вероятно, схиархиепископ Антоний (Абашидзе).

С 1926 по 1932 г. Волынской епархией поочередно управляли три викарных епископа, правящий же архиепископ Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров) был заключен в тюрьму. За этот период были также арестованы два викарных епископа, только последний, третий, — архиепископ Николай (Пирский) — был переведен в Полтавскую епархию, а на его место назначен владыка Вячеслав (Шкурко) с правом управления Волынской епархией.

Спустя два года, 23 октября 1934 г., его назначают епископом Сумским, викарием Харьковской епархии. 21 февраля 1936 г. владыку переводят в Яранск, викарием Вятской епархии. Здесь ему пришлось прослужить меньше двух лет. 17 декабря 1937 г. епископ Вячеслав был расстрелян, место его захоронения неизвестно.

Даты биографии немногое могут рассказать о человеке. Для нас важно дать духовно-нравственный портрет святителя. Однако сделать это достаточно трудно, поскольку живых свидетельств о нем сохранилось немного. Вот что писал о владыке в своем дневнике житомирский священник Иоанн Серов, вернувшийся из сибирской ссылки: “К моему приезду в Житомирскую епархию был назначен новый епископ Вячеслав, из киевских постриженцев; он не был уже Волынским, а был как викарий Новоград-Волынский и управлял Волынской епархией. К нему-то и надо было обратиться за справкой. Для регистрации надо было приписаться к какому-нибудь храму, чтобы иметь возможность совершать иногда Божественную службу. Это было главной причиной, побудившей меня обратиться к епископу, и это было первое мое с ним знакомство.

Епископ принял меня очень любезно и сейчас же прикомандировал к кладбищенскому храму. У епископа часто не бывал, а приходил к нему изредка; не скажу, чтобы я сразу доверился ему, хотя отношение его ко мне было самое милое... Он часто служил в кладбищенском храме, где я был регентом. Во время богослужения епископ Вячеслав невольно привлекал к себе внимание молящихся в храме своим благоговейным служением. Служба его была без торопливости, произношение приятное и дикция четкая. Проповеди его были очень удачны: краткие, понятные, простые, иногда очень красивые… Я видел в нем истинного епископа, каким он и должен быть. Религиозно строгий, как монах — не человекоугодник, серьезный пастырь, а не овца, которой руководят овцы, и которые теперь так в моде (речь идет об обновленцах. — Ред.). Многие из современных пастырей не руководят лично своей паствой, а сами иногда руководимы своими овцами, от которых они пользуются неправедными прибылями… Епископ Вячеслав не был лицеприятен, он не любил ходить в гости, не принимал никаких приглашений, а поэтому многим не угодил”. Здесь нужно объяснить, что в те годы священникам и епископам не разрешалось жить на церковные деньги, и они находились на натуральном содержании прихожан: кто картофель принесет, кто хлебца, но чаще всего приглашали на обед или ужин. Жители Житомира полюбили своего епископа, в память о недолгом, но благодатном служении которого остался написанный им акафист небесной покровительнице города — преподобной Анастасии Римляныне.

Митрополит Мануил (Лемешевский) в книге “Русские православные иерархи” дает следующую характеристику владыке Вячеславу: “Был высок ростом, имел импозантную внешность. Был человеком кротким, глубоко религиозным”.

Добрую память о себе оставил владыка Вячеслав и в Яранске — последнем месте своего служения, куда фактически был сослан. Узнав, что в Яранске народ чтит память праведной жизни настоятеля местного монастыря о. Матфея, усопшего в 1927 г., владыка начал постоянно посещать могилу преподобного, любил возле нее молиться, подавая верным пример почитания святого человека. Могила была хорошо ухожена, и на ней всегда горела лампада. По благословению владыки распространялись фотографические изображения Яранского старца. Тогда же было составлено первое описание жизни о. Матфея. Уже в наше время, в 1997 г., преподобный Матфей Яранский был прославлен Церковью в лике святых.

Местные чиновники в докладных записках по антирелигиозной работе писали: “В Яранском районе… церковники пытались открыть мощи бывшего иеромонаха и настоятеля монастыря Матфея, умершего в 1927 г. Для прославления его святости в Яранск приехал архиерей Шкурко”. Святитель прекрасно понимал, чем это для него может закончиться, однако от своих христианских убеждений не отказывался.

В конце 1937 г. ГПУ арестовало владыку Вячеслава. Его обвинили в том, что он в период оккупации Украины немцами (1917–1918 гг.) имел связь с немецкой комендатурой, откуда по просьбе Шкурко было выдано оружие Киево-Печерской Лавре, где он сделал оружейный склад.

Другое обвинение было следующим: “Священникам и другим церковнослужителям, приходившим к нему, давал указания, чтобы среди населения вести разъяснительную работу по привлечению крестьянства в общину верующих путем уговоров, что без веры в Бога и религии жизнь будет плохая”.

9 декабря 1937 г. особая тройка при УНКВД Кировской области постановила расстрелять владыку. 17 декабря 1937 г., в день памяти великомученицы Варвары, епископ Вячеслав принял мученический венец за веру Христову.

 Игорь Александров

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu