Православные храмы

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…

Храм апостолов Петра и Павла (на Нивках)

Первая Литургия отслужена 19 октября/1 ноября 2000 г. Храм…
Публикации

“Божие должно принадлежать Богу”. К вопросу реституции церковного имущества

Политики зачастую используют проблемы, связанные с церковной собственностью, в…

Преподобный Прокопий Сазавский

Прокопий был священником и усердно наставлял свою паству в православной вере.…

Коли здоровий дух — здорове тіло, а не навпаки

Значення християнського світогляду для пропагування здорового способу життя

Князья Олельковичи — поборники Православия

Triptih1В середине ХV века в качестве наместника великого князя литовского Киевом правил Александр (Олелько) Владимирович. Он и его потомки, известные в истории под именем Олельковичей, запомнились благочестивой жизнью и особенным вниманием к Великой печерской церкви, в юго-западной части которой, как известно из “Тератургимы”, возле своего предка — Киевского князя Владимира Ольгердовича — рядом с гробом преподобного Феодосия и были похоронены князья из этого рода: Александр Владимирович, Симеон Александрович, Василий Симеонович и Георгий Юрьевич.

В начале ХV в. Киев подчинялся Великому княжеству Литовскому. По указу князя Литовского Казимира в Киеве была образована латинская епископия. Гонения на православных возрастали.

В 1443 г. князь Литовский Казимир отдал Киев в управление православному князю Александру (Олельку) Владимировичу, князю Слуцкому.

Князь Александр, от имени которого пошло название рода Олельковичей, был сыном князя Владимира, а Владимир — старшим сыном Ольгерда и Марии. По настоянию матери Владимир Ольгердович был крещен в православную веру. С 1362 г. он управлял Киевом, покровительствовал Православной Церкви, почему и похоронен в Успенском соборе.

Князь Александр Владимирович совершил много добрых дел и, как указывает летопись, был умным, справедливым и необычайно деятельным князем. Его смерть исследователи относили к 1455 г., исходя из того, что с этого года в Киеве начал княжить его сын Симеон Олелькович. Еще в XVIII в. в Успенском соборе над захоронением князя Александра Владимировича сохранялась надпись: “Александр Владимирович, князь и хозяин земли Киевской, который стал перед смертью иноком, здесь похоронен. Лета 6992 (1484)”.

Таким образом, Александр Владимирович оставил княжение и постригся в монахи (согласно источникам, с именем Алексий). То есть в 1455 г. он умер для мирской жизни, став монахом, возможно, Киево-Печерского монастыря. Вероятно, именно поэтому его сын Симеон способствовал восстановлению Успенского собора Печерской обители.

В годы правления княжеских наместников — Слуцкого князя Александра Владимировича и его сына Симеона (1455–1470) Киевское удельное княжество имело относительную самостоятельность. Умирая, князь Симеон Олелькович поручил заботиться о подростке-сыне и своей семье князю Литовскому Казимиру, но тот превратил Киевское княжество в воеводство и, несмотря на сопротивление киевлян, назначил в Киев воеводой Мартина Гаштольда — католика. С тех пор князья Олельковичи владели только Слуцком (Беларусь), где еще в 1508 г. жила вдова Симеона Олельковича Анастасия.

 

Восстановление Успенского собора

В 1240 г. монголо-татары разрушили Успенский собор. Синопсис так описывает это разрушение и состояние собора после него: “Нечестивые варвары таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушивши… и самою небеси подобную Церковь Пресвятой Богородицы Печерскую оскверниша, от всего украшения обнажиша и крест с головы церковныя златокованый сняша, а полцеркви до окон... сваливши; также верх алтаря великого по перси иконы Пресвятыя Богородицы сбивши… совсем раскидали”.

Нужно отметить, что собор восстанавливали и частично ремонтировали в XIII и XIV вв., но какой вид он имел тогда — нам не известно. После установления в Киеве литовского господства, собор упоминается как действующий храм.

Большие работы по восстановлению собора были проведены в 1470 г. Симеоном Олельковичем. В Густынской летописи записано, что Успенскую церковь Симеон Олелькович “украсил иконным писанием и обогатил златом, и сребром, и утварью церковной”.

 

Рельеф-триптих на Лаврской колокольне

Triptih2Об архитектуре Успенского собора этого периода дает представление древнейшая гравюра, помещенная в лаврских изданиях 1623 г. Существует и  редкий памятник 1470 г. — рельеф-триптих, выполненный по заказу Симеона Олельковича в честь окончания работ по восстановлению Успенского собора. На нем вырезано: “Основана бысть церковь Пресвятая Печерская на старом основаніи при великом короли Казимире благоверным Семеном Александровичем, отчичомъ кіевским, при архимандрите Іоанне”.

Рельеф-триптих состоит из изображения Богоматери Оранты и основателей монастыря Антония и Феодосия. Фигуры преподобных размещены, как на иконе XIII в. “Богоматерь Печерская Свенская”. Феодосий представлен рельефно, повернутым влево, лицом к Богоматери. Он одет в простую монашескую мантию, с непокрытой головой. В левой руке преподобный держит свиток с надписью — цитатой из его завещания, приведенного в Печерском Патерике. Десницей Феодосий указывает на Богоматерь. Высота этого барельефа — 48,95 см, ширина — 37,83 см. Рельеф с изображением преподобного Антония такого же размера. Одет преподобный Антоний в монашескую мантию, на голове — клобук. Десницей он указывает на Богородицу. В левой руке Антоний держит свиток с надписью: “Яко положенные зде вся суть помилованы”.

Фигуры преподобных Антония и Феодосия намного меньше, чем Богоматери, но вместе с ней создают единую целостную композицию.

Высота рельефа Пресвятой Богородицы — 55,63 см, а ширина — 40,05 см. Края его украшены рамкой из акантовых листьев, которая опирается на шары и призмы, как и в изображении преподобных. Посредине рельефа — стройная фигура Богоматери в молитвенной позе. Стоит она на продолговатом камне.

Триптих находился на сплошной плите из белого камня — тернопольского мраморовидного известняка. При восстановлении церкви после пожара 1718 г. его сняли с алтарной апсиды Успенского собора, разрезали и вмонтировали под дверными арочными отверстиями колокольни. Разместили преподобных не так, как на триптихе. Некоторые исследователи считают, что это ошибка строителей. Однако это не соответствует действительности. Триптих не имел никакого отношения к колокольне, поэтому рельефам здесь придали новый смысл.

Осмотреть изображения, установленные на колокольне, одновременно невозможно, ведь между ними большое расстояние, поэтому каждый рельеф воспринимается как отдельная икона. Текст триптиха был разъединен, да и не читался, ведь размещался достаточно высоко.

Рельефное изображение Богоматери прикрепили над западными дверьми колокольни, то есть, как и ее образ в Успенском соборе, Оранта повернута лицом на запад. Изображения преподобных размещены параллельно, и теперь Антоний и Феодосий десницами указывают не на Оранту, а на дом Божией Матери — Успенский собор. Преподобные будто направляются к храму, построенному их усилиями.

И сегодня три рельефа находятся на стенах над северными, южными и западными дверьми нижнего яруса Великой лаврской колокольни. Они нуждаются в реставрации, но их дальнейшая судьба так и остается не решенной. Триптих — не только редкий памятник XV в., свидетель восстановления Успенского собора в 1470 г., но и память о православных князьях Слуцких, наместниках Киевских, Александре (Олельке) Владимировиче и его славном сыне Симеоне Александровиче.

Алла Бартош,

ведущий научный сотрудник

Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu