Православные храмы

Вознесенский храм Флоровского монастыря

Соборный храм Флоровского женского монастыря на Подоле. Памятник…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…
Публикации

Мать и дитя. Социальное служение Православной Церкви

Не случай руководит миром, а Божий Промысл, который всегда непрестанно посылает…

Международная научная конференция: “Рукописи Мертвого моря и современность: образовательные аспекты”.

С 6 по 8 июля в Музее Книги в Иерусалиме (Израиль) проходила международная…

В доме скорби. Церковь и психиатрия: в поисках взаимодействия

Растленье душ и пустота, что гложет ум, и сердце ноет. Кто их излечит, Кто…

Слава Церкви вселенской. 27 января / 9 февраля — память перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста

Ioann_Zlatoust_1408Великий святитель родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 г., в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, благочестивая христианка Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний. В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию, Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял Святое Крещение от святителя Мелетия Антиохийского, который наставлял его в вере и через три года поставил во чтеца. В этой должности Иоанн пробыл три года, усиленно изучая Священное Писание.

После того как в 372 г. святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако по смирению он уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал “Шесть слов о священстве” — шедевр православного пастырского богословия.

Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав “Против вооружающихся на ищущих монашества” и “Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни”. Два года он соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

 

Служение в Антиохии

В 381 г. святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: “О провидении”, “Книга о девстве”, “К молодой вдове” (два слова), “Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников”.

В 386 г. святой Иоанн был рукоположен преемником святителя Мелетия архиепископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. Последовавшие затем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар богодухновенного слова получил от паствы наименование “Златоуст”. Двенадцать лет святой проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Благодаря скорописцам, многие из его проповедей дошли до нашего времени. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания, которые и по сей день пользуются в Церкви высочайшим авторитетом, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, как поучения на праздники и слова апологетические.

 

На Цареградской кафедре и в ссылке

Когда после смерти святителя Нектария в 397 г. освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял пресвитер Иоанн. Это знаменательное событие произошло в 398 г., Иоанну было чуть больше 50 лет.

Святитель начал с главного — с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил святитель на устроение благолепного богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения, ввел в употребление крестные ходы.

Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой. Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию, благодаря которым добился возвращения в Церковь маркионитов; посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась конфисковать имущество вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который и осудил его по мелочным и ложным обвинениям.

Святой был осужден на казнь, но император Аркадий заменил ее изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 г. состоялся неправедный собор, заочно постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 г. умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в деревне Кукуз в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 г. святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (ныне Пицунда, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: “Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе”. На следующий день, 14 сентября 407 г., причастившись Святых Христовых Таин, святитель со словами “Слава Богу за все!” отошел ко Господу. Здесь же, в Команах, великий вселенский учитель и был погребен.

 

Перенесение мощей

Спустя более тридцати лет после преставления святителя Иоанна его ученик, святой Прокл, патриарх Константинопольский (434–447), совершая богослужение в храме Святой Софии, произнес проповедь, в которой, прославляя святителя, говорил: “О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя”. Присутствовавшие в храме, глубоко тронутые словом патриарха, не дали даже ему окончить проповедь и стали единодушно умолять ходатайствовать перед императором Феодосием, сыном Аркадия, внуком Феодосия Великого, чтобы мощи святителя Иоанна были перенесены в Константинополь.

Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Император повелел, открыв гроб святого, положить послание на его груди и затем совершить всенощное бдение. Когда это было исполнено и царские мужи коснулись честных мощей, святой тотчас стал так же легок, как и был. Присланные обрадовались и, взяв из гроба честные мощи, положили их в царскую раку. Там же находился один человек, имевший от укушения змеи хромую ногу и живший при церквах, прося милостыни. Он взял небольшой покров от гроба святого и отер им свою ногу. Тотчас нога его стала крепка, как и другая, и он стал ходить, прославляя Бога.

По пути в Константинополь, по Божию попущению, внезапно поднялась буря на море. Все корабли были разбросаны; корабль же, на котором была рака с мощами святого, лишившись руля, носился сам по себе, невидимо управляемый не человеческою рукою, а Божией силою. Он пристал к берегу в том месте, где находился виноградник вдовицы, за который святой Иоанн Златоуст претерпел столько бедствий и самое изгнание. Так он и по смерти явил ревность по правде и изобличил неправедно причиненную обиду. Тотчас море затихло, корабли сошлись в одно место неповрежденными, и никто не пострадал от морского волнения.

Когда рака с мощами была перенесена с корабля на берег, поднялся весь город и вышел со свечами, кадилами и песнопениями. Клирики, взяв раку, внесли ее первоначально в церковь святого апостола Фомы, а затем в церковь святой Ирины. Здесь царь и патриарх открыли раку и нашли тело святого Иоанна нетленным и благоухающим. Царь, припав ко гробу, со слезами просил прощения у святителя. Народ весь день и ночь не отходил от раки, которая наутро была перенесена в церковь святых апостолов. Народ воскликнул: “Приими престол твой, отче!”. Тогда патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: “Мир всем”.

Во время совершения святой Литургии, много чудесных исцелений было подаваемо от святых мощей святителя Иоанна болящим, а равно и гроб царицы Евдоксии остановился от своего долговременного сотрясения. Пресвитеры положили святое тело Иоанна в алтаре под жертвенником, с весельем и радостью прославляя Бога.

В 1204 г. святые мощи Златоуста, вместе со множеством святынь и богатств Константинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим, где и хранились до 27 ноября 2004 г., когда римский папа Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.

Подготовила Елена Головина

 

Тропарь свт. Иоанну Златоусту

Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети; не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu