Православные храмы

Спасо-Преображенский собор на Теремках 2

Спасо-Преображенский собор расположен в живописном уголке массива…

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Храм святителя Николая Мирликийского (Северное кладбище)

Отпевание проходит в ритуальном зале кладбища.

Публикации

Торжество соборного разума

21 апреля в Житомире начались торжества, посвященные 15-летнему юбилею…

“Поем Воскресение его…”. Об иконографии Пасхи Христовой

Воскресение Христово — краеугольный камень христианской веры. Пасха —…

Долгожданная встреча

Переводя пророчество Исайи “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына” (Ис. 7,…

svt_Grigorij_PalamaСвятитель Григорий Палама родился в 1296 г. в Малой Азии. Во время турецкого нашествия его семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, достигнув 20 лет, удалился на Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где от преподобного Никодима Ватопедского принял постриг.

После смерти духовника Григорий поселился в обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, опытное прохождение которого требовало уединенного безмолвия, почему и получило название исихазма (от греч. “покой, молчание”), а практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в обители будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1336 г. святитель поселился в скиту святого Саввы, где начал работу над богословскими трудами.

К этому времени относится его полемика с Варлаамом Калабрийцем о богопознании, христианской антропологии и духовной жизни. Эти споры велись вокруг вопроса о природе Божественного Света, а также о подлинности опыта созерцания этого Света, переживаемого подвижниками. Позже сформулированное им православное учение было подтверждено на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 гг.

В 1344 г. Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил святого Григория от Церкви и заключил в темницу. После смерти Иоанна XIV († 1347) святитель был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.

В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины святой Григорий вернулся в Солунь.

Перед смертью ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами “В горняя! В горняя!” святитель Григорий Палама мирно преставился. Это произошло 14 ноября 1359 г.

 

Из “Триад в защиту священно-безмолвствующих”:

 Хоть изучи естественную философию от Адама до самого конца, без чистоты ты будешь с не меньшим, а то и с большим успехом глупцом, чем мудрецом, наоборот, даже без философии, очистившись и избавив душу от дурных нравов и учений, ты приобретешь победившую мир Божию мудрость и в веселии навеки приобщишься к Единому Премудрому Богу.

* * *

Когда святые мужи видят в самих себе этот божественный свет — а они его видят, когда при неизреченном посещении усовершающих озарений получают боготворящее общение Духа, — они видят одежды своего обожения, потому что благодать Слова наполняет их ум славой и сиянием высшей красоты, как на Фаворе Божество Слова прославило божественным светом единое с Ним тело.

* * *

Чистые сердцем видят Бога, согласно неложной заповеди блаженств, данной от Господа, Который, будучи светом… вселяется в нас и являет Сам Себя любящим Его и возлюбленным Им, как обещал.

* * *

Кто набирается убеждений от внешней мудрости, хоть и причастен какой-то истине, однако, представляя свои доказательства только словом… он делается знатоком шаткой мудрости… А исследующий и исполняющий Божию волю — истинный философ, у которого мысль действенна, а действие осмысленно.

 

Из “Слова на Преображение Господне”:

 Мы же, отвращаясь и от древних, и от новых еретиков, веруя, как были научены: что святые созерцают и как причастники разделяют царство и славу, и сияние, и свет неизреченный, и благодать божественную, — но не существо Божие, — идем к сиянию благодатного Света, дабы познать и поклониться Трисиянному Божеству, во единице сияющему, неизреченному Сиянию из единой триипостасной природы; и очи помысла устремим на Слово, Которое с плотию ныне восседает превыше небесных сводов, Которое, как это подобает Богу, седя одесную Величия, как бы издали так обращается к нам: “Если кто желает примкнуть к сей славе, пусть, насколько это возможно, подражает Мне и шествует тем путем, которым Я шел на земле и представил в пример как образ жизни”.

Итак, будем созерцать внутренними очами сие великое зрелище: наше естество, навсегда соединившееся в своей жизни с невещественным огнем Божества; и сняв с себя кожаные одежды, в которые мы оделись вследствие преступления, — т. е. отвергнув земные и плотские заботы, станем на святой земле: каждый создав свою личную святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог приидет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним…

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua