Православные храмы

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…

Церковь великомученика Георгия Победоносца (у южного вокзала)

Молебен и закладка первого камня в основание стройки состоялись 4/17…

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…
Публикации

Відродження Чорнобиля

Чорнобиль — це не тільки опалена у 1986 році атомом земля, це земля древлян —…

Экстрасенсы калечат душу и тело

По статистике Православного центра реабилитации пострадавших от оккультизма,…

Принесение мощей апостола и евангелиста Луки

По благословению Святейшего Алексия II Фонд Андрея Первозванного организовал…

Церковь святой Византии. История Константинопольской Православной Церкви

Hagia_Sophia

Начало о истории Константинопольской Православной Церкви

 

Русь и Константинополь

Вся история христианского просвещения Руси была неразрывно связана с Константинополем. Именно здесь, в патриаршем Софийском соборе, послы князя Владимира почувствовали силу благодати православного богослужения. “Не знаем, на земле мы были или на небе”, — такими словами рассказывали киевские бояре о вере византийцев своему князю.

С Православием Киевская Русь приняла от Византии не только догматы и каноны православной веры, греки научили наших предков выражать веру в красоте богослужения, в храмостроительстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни. Эти стороны Православия более всего привлекали новокрещенную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью.

С 988 до 1448 г. Русская Православная Церковь являлась митрополией Константинопольского Патриархата, и большинство митрополитов Киевских этого периода были греками.

 

Константинополь и Рим

1054 год ознаменовался великим потрясением для Вселенского Православия — Западная Церковь во главе с Римом окончательно отпала от истинного вероучения и разорвала общение с Восточной Церковью. Среди причин отпадения Рима — глубоко укоренившиеся на Западе канонические и догматические заблуждения (в частности, учение о filioque, т. е. об исхождении Святого Духа не только от Отца, согласно Никео-Цареградскому Символу веры, но и от Сына; учение о папском примате), богослужебные особенности (совершение Литургии на опресноках, время празднования Пасхи и др.). Кроме того, сыграли немалую роль и внешние, светские факторы.

После раскола 1054 года позиции Константинопольского Патриархата значительно упрочились. Однако Римская Церковь не была согласна с таким положением дел, она стремилась к полному господству не только на Западе, но и на Востоке. В конечном итоге это привело к тому, что Рим пошел по пути силового подчинения Константинополя. В 1203-1204 гг. состоялся четвертый крестовый поход, целью которого было подчинение Восточной Церкви власти папы. Константинополь пал, был предан мечу и огню, а многие святыни были либо уничтожены, либо вывезены в Рим.

 

Неудавшиеся унии

Восточная Римская империя, позже получившая название Византии, после латинской оккупации Константинополя уже никогда не достигала своего прежнего могущества. К 1300 г. у нее оставались лишь Константинополь, территории современной Греции, Фракии и западная часть Малой Азии. Главным врагом империи в этот период были турецкие племена.

Для борьбы с турками многие Константинопольские императоры были вынуждены обращаться к помощи Запада, который в обмен требовал подчинения восточных Церквей Риму. Некоторые императоры и их приближенные были согласны соединиться с Римом на его условиях, то есть фактически принять власть Римских пап и новшества в вероучении и церковной практике. Этому, однако, противостояло большинство населения. Так в Византии образовались две партии: сторонников и противников соединения с Римом. Временное превосходство проуниатской партии привело к заключению Лионской (1274) и Флорентийской (1453) уний с Римом. Однако против унии восстала подавляющая часть византийского общества и клира, и попытки соединения с Римом фактически провалились.

 

Византия под властью турок

С захватом в 1453 г. Константинополя турками и постепенным упадком Восточной Римской империи значительно возросла роль Константинопольской Церкви. Султан Мухаммед II, завоевавший Константинополь, не только оставил Константинопольским патриархам церковную власть над православным населением новообразованной Османской империи, но наделил их также политической властью, которой они не имели в Византии. Константинопольский патриарх разделил с султаном политическую власть над православным населением Турецкой империи. Однако патриарх не был полноценным политическим главой православных, так как подчинялся султану. Поэтому он скорее играл роль посредника и проводника воли султана, хотя и нес ответственность за нестроения, если таковые возникали среди подчиненного ему народа. Зачастую патриархи насильственно снимались с кафедры султанами, также известны примеры мученичества и исповедничества патриархов.

 

Константинопольская Церковь сегодня

В результате Балканских войн начала XX в., а также неудачной попытки отвоевать у Турции Малую Азию большая часть греческого населения Турции была вынуждена бежать, осев в Греции и рассеявшись по всему миру. Таким образом, Константинопольская Церковь растеряла почти всю паству на своей канонической территории, но сохранила юрисдикционную власть над значительной частью покинувшего Турцию населения. Постепенно были основаны епархии Константинопольской Церкви за пределами ее традиционной канонической территории — как в Старом, так и в Новом Свете.

Подавляющая часть Константинопольского Патриархата в настоящее время находится вне ее канонической территории, которая включает в себя Турцию и отчасти Грецию. Юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется на Финляндскую и Критскую Православные Церкви, на ряд епархий в странах Западной Европы, Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон.

Паства Константинопольской Православной Церкви составляет около 3 млн человек, при этом основная масса (1 млн 750 тыс.) проживает в США, а собственно в Турции — лишь несколько тысяч.

 

Служение Вселенского патриарха

Мы часто слышим о патриархе Константинопольском как о Вселенском Первосвященнике. Но как необходимо понимать роль Константинопольского патриарха согласно принципу соборности Церкви?

Вселенский патриарх не является “главой” Православной Церкви. Он исполняет роль координатора и инициатора общеправославных форумов. Однако в самих форумах он участвует на равных правах со всеми остальными участниками.

Служение Вселенского патриарха предполагает скорее самоотдачу и жертвенность, чем особые права и привилегии. Патриарх — служитель единства Православной Церкви. В этом смысле он должен, когда это необходимо, даже жертвовать некоторыми интересами своей Поместной Церкви ради интересов других Поместных Церквей и Церкви в целом. Безусловно, на жертвы в пользу единства должны идти все Поместные Церкви. И все они должны быть готовы скорее отдавать, чем принимать от своих Церквей-сестер. Однако Вселенский патриарх в силу своего особого служения призван к жертвенности и самоотдаче более других предстоятелей Православных Церквей.

Много столетий пронеслось над руинами святой Византии, но Константинопольская Церковь стоит и поныне. Не совершаются “небесные богослужения” в Святой Софии, но благодать Христова действует и сейчас.

 Подготовил Олег Карпенко,

по материалам сайта pravoslavie.ru

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu