Православные храмы

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Храм святителя Иоасафа Белгородского (на Нивках)

Строительство храма началось в августе 1999 г. Построен храм-палатка.…

Храм великомученика Пантелеимона (в центре микрохирургии глаза, в Медгородке)

Приход вмч. Пантелеимона УПЦ был зарегистрирован 22 февраля/6 марта…

Публикации

Тайна монашества

Между браком и монашеством есть нечто существенно общее. Это не два…

“...Чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей”

Преподобный Ефрем родился, вероятно, в самом начале IV века в Низивии — главном…

Шпион

В Харбине мы имели своего шпиона, лично приставленного к нашей семье. Это…

Vvedenie_vo_hram_Bogiej_MateriИзображение Введения Пресвятой Богородицы во храм первоначально известно в составе цикла Ее жития. В монументальных росписях это изображение встречается с IX в.

Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение изображено на миниатюре Минология Василия II (976-1025), на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., монастырь Ватопед; фрагмент эпистилия, конец XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае; икона начала XIV в., монастырь Хиландар; икона из Кирилло-Белозерского монастыря, 1497), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.

Иконография Введения и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими Богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствует основным темам песнопений службы праздника. Важнейшая из них — тема Богородицы как одушевленного храма, вместившей невместимого Бога (“Днесь боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится” — 2-я стихира на литии, глас 4-й). Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают Царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за которым виден церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, которые называют Богородицу “Двере Господня” (например, “к Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери” —

1-я стихира на стиховне (великая вечерня), глас 5-й). Этот эпитет Богородицы основан на видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (см.: Иез. 43: 1–7, 44: 1–4). Это пророчество, которое читается в качестве паремии на службе Введения, является прообразом приснодевства Богородицы.

В памятниках IX–XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу; за Иоакимом и Анной — девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу (“В храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая... яко жертву чисту” — 6-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции “Введение во храм” и “Сретение Господне”. В церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199) эти сцены представлены рядом на северной стене, в церкви святителя Николая на острове Липно под Великим Новгородом (1299) — напротив друг друга, на северной и южной стенах. Большие по размеру композиции “Рождество Богородицы” и “Введение во храм”, занимая важнейшие места в системе храмовой декорации, выстраиваются в один смысловой ряд со сценами “Рождество Христово” и “Сретение” (церковь великомученика  Пантелеимона в Нерези, Македония (1164); церковь преподобного Ахиллия, епископа Лариссы в Арилье, Сербия (1296); собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре (1313)), а также со страстными сюжетами (церковь святого Феодора Стратилата на Ручье в Новгороде (80–90-е гг. XIV в.) — Введение расположено под Распятием на восточной стене южного рукава креста).

В палеологовскую эпоху в иконографии Введения акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева церковь в монастыре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых, слетающим к Ней с небес Ангелом евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (монастырь Хиландар). Эта тема также продиктована песнопениями службы Введения (“Небесным воспитана, Дево, хлебом верно в храме Господни, родила еси миру жизни хлеб, Слово” — 3-я стихира на хвалитех, глас 1-й). В росписи притвора Боянской церкви в Болгарии (1259) Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с Ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля (1642–1643) Введение изображено в интерьере пятиглавого храма, а ветхозаветное Святое Святых представлено как алтарь храма новозаветного, над престолом которого изображена сидящая на ступенях Богородица, к Которой слетает Ангел с кадилом в руке.

В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция Введения во храм иногда может быть отмечена некоторыми особенностями. Так, на новгородской иконе XIV в. Введение показано в интерьере трехглавого храма, под сводами которого висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния — Иоаким, Анна и девы, слева за Захарией стоит Иосиф Обручник. Появление образа праведного Иосифа в новгородской иконе может быть обусловлено влиянием композиции “Обручение Марии”. Например, на эпистилии XII в. (монастырь Ватопед) сцены “Введение во храм” и “Обручение Марии” расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенным светильниками в сцене “Введение во храм” в росписи церкви Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). В церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде (60-е гг. XIV в.) традиционная схема Введения так вписана в отведенное ей пространство, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции оконным проемом. Экспрессия образов подчеркнута позой младенца Марии, восходящей на ступень храма. Этот мотив соответствует рассказу Протоевангелия от Иакова о том, что, к удивлению присутствующих, Богородица самостоятельно поднялась на 15 высоких ступеней Иерусалимского храма.

Особыми подробностями в изображении Введения и пребывания Богородицы во храме в сопровождении сонма Ангелов отличаются миниатюры двух рукописей Слов Иакова Коккиновафского (1-я половина XII в.).

Подготовил Виктор Науменко

по материалам Нины Квливидзе

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua