Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (на Позняках)

Село Позняки упоминается с 1571 г. В XVIII в. в Позняках был построен…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бабьем Яру

Впервые название «Бабий Яр» упоминается в 1401 году. Владелица…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…
Публикации

Поэма о покаянии

У каждого народа и у каждой эпохи есть имена, символическое значение которых не…

“Это сознательно спровоцированный конфликт, планировавшийся заранее”

— Как видим из сегодняшней ситуации, игнорируется наша Церковь и наши права…

Свеча милосердия

С первой недели Великого поста в храмах Киева началась акция “Свеча…

Пленники корпорации. “Свидетели Иеговы” на постсоветском пространстве

Watchtower-brooklyn“Я больше не мог оставаться в этой организации. Я не мог оставаться больше ни одного часа солидарным с этим гигантским нагромождением лжи и эксплуатации, обмана и фальши. Я желал покинуть “Сторожевую башню”, ибо ни ее учение, ни ее дела, ни ее версия Библии не соответствовали Слову Божию. И вот именно в этот момент, когда я не знал, куда мне идти, но зато знал, куда мне идти не следует, одна молитва вырывалась из моего сердца и моих уст: “Господи, помоги мне!”. Так писал бывший иеговист испанец Видаль Сезар Монсанарес в своей книге “Воспоминания свидетеля Иеговы”. Те, кому посчастливилось вырваться оттуда, в первую очередь стремятся убедить других не спешить стать рабом коммерческо-тоталитарной корпорации. Но, к сожалению, именно наше время ознаменовано прогрессирующим ростом секты “Свидетелей Иеговы” на постсоветском пространстве.

За последние шесть лет число иеговистских общин в нашей стране увеличилось почти вдвое, и сейчас “Свидетели Иеговы” являются одной из наиболее быстро распространяющихся сект в Украине. В чем же причина подобного успеха тоталитарной секты в исконно православной стране?

 

“Второе пришествие” партии или правдивая ложь?

Некоторые религиоведы замечают поразительное сходство этой организации с компартией бывшего СССР. Здесь есть свои “партсобрания” и “партсъезды”, “политзанятия” и отчеты. А во главе — непогрешимая и направляющая Руководящая корпорация (читай ЦК КПСС), геронтократия которой не уступает советской. И не удивительно, что, по мнению иеговистов, в недалеком будущем их ожидает “настоящий земной рай”, практически коммунизм. Но, как ни странно, тоже без Бога. И теперь вместо почти погребенной марксистско-ленинской идеологии умы наших соотечественников пленяются новой верой в “светлое будущее”.

Как известно, чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят. Секта “Свидетелей Иеговы” — еще один горький тому пример. “На первый взгляд, собрание “Свидетелей Иеговы” кажется “одной счастливой семьей” — единой, живущей в мире и в усердном служении Богу, — рассказывает Дэвид Рид, бывший старейшина иеговистов (“За кулисами Сторожевой башни”). — Они запрограммированы на то, чтобы демонстрировать этот имидж всем, особенно вновь прибывшим в их среду. Основное внимание уделяется идеям любви, братства и чудесной надежде на то, что Бог воссоздаст Рай на земле; более жесткие предписания и запреты оставляются “на потом”, когда организация установит достаточный контроль над человеком, чтобы оказывать на него давление. В странах, где люди не привыкли к свободе, организация “Сторожевой башни” сможет добиться невиданного успеха. Именно поэтому все люди должны помнить: “То, чего ты не знаешь, может тебе повредить”.

 

История и расселиты

Для “Свидетелей Иеговы” земная история заканчивалась уже несколько раз. Дата события, “о дне и часе которого никто не знает” (см.: Мф. 24: 36), назначалась руководителями секты с завидным постоянством (1914, 1918, 1925, 1975 и др.) Но удивительно другое — каждый раз, когда организация благополучно переживала очередной “эсхатологический рубеж”, ее “вожди”, ничуть не смущаясь, находили этому свое объяснение. Поэтому о собственной истории иеговисты предпочитают умалчивать или слагать небылицы.

Людей, стоящих на улице с красочными журналами в руках (“Сторожевая башня” и “Пробудитесь”), правильнее было бы назвать “расселитами”, по имени основателя секты “Свидетелей Иеговы”.

Чарльз Тейз Рассел, основатель “общества Сторожевой башни”, родился 16 февраля 1852 г. в городке Аллегейни (сейчас часть Питсбурга) американского штата Пенсильвания. Его родители имели успешный галантерейный бизнес и принадлежали к пресвитерианской общине. Юный Чарльз уже в 16 лет начинает искать, в какой из “церквей” находится истина и через некоторое время примыкает к адвентистам. Именно доктрина адвентизма (лат. аdventus — “приход, пришествие”), замешанная на вычислениях конца света и ожидании скорого его пришествия, заквасила новое учение, созревавшее в голове Рассела. В 17 лет он организовал кружок по изучению Библии, а в 1876 г. познакомился с адвентистом Нельсоном Барбором, вместе с которым издавал журнал “Вестник утра”. В нем утверждалось, что в 1874 г. состоялось невидимое пришествие Иисуса Христа и приводились “библейские доказательства” точности этой даты. В книге “Три мира” Рассел и Барбор писали, что 1914 год — “конец времени язычников”. Впоследствии Рассел стал самостоятельно издавать журнал, переименовав его в “Сионскую сторожевую башню и вестник присутствия Христа”.

 

Скандальный строитель “Сторожевой башни”

13 декабря 1884 г. Рассел зарегистрировал корпорацию “Общество Сионской Сторожевой Башни и Трактатов Пенсильвании”. Эту дату можно считать днем рождения секты расселитов. Основатель ведет активную пропаганду своих идей в Пенсильвании и соседних штатах, появляются первые последователи “пастора” — “исследователи Библии”. В 1886 г. выходит в свет первый том из серии “Исследования Писаний” Чарльза Рассела. Впоследствии эти книги, которые сам автор считал более важными, чем Библия, и легли в основу вероучения иеговистов. К 1908 г. центром организации Рассела становится г. Бруклин (штат Нью-Йорк).

Отдельно следует упомянуть о скандальной репутации Чарльза Рассела и его организации — она преследовала иеговистов уже тогда. Известно, например, что имя Рассела фигурировало в ряде судебных процессов. После развода с женой, которая обвиняла Чарльза в супружеской измене с другими сектантками, последовал долгий судебный процесс, окончившийся в 1909 г. выплатой ей суммы в шесть тысяч долларов. Во время разбирательства была доказана супружеская неверность Рассела и выяснилось, что “пастор” прибрал к рукам 990 из 1000 акций своего “Общества” и стал единолично управлять его финансами. При этом он успел до вынесения судебного решения пожертвовать им же возглавляемой корпорации большую часть семейного имущества, чтобы оно не досталось жене.

Бурная фантазия Рассела не ограничивалась псевдобогословскими изысканиями. В поисках дополнительных финансовых поступлений он решил заняться семеноводством. И, разумеется, был бы не Чарльзом Расселом, если бы подошел к этому делу традиционным путем. Со страниц журнала началась рекламная кампания чудо-пшеницы, которая, как утверждалось, благодаря особому благословению Божию, обладала потенциалом урожайности в пять раз выше обычного (цена ее, естественно, тоже была больше). В результате пшеница дала на полях доверчивых фермеров обычный урожай, а горе-агроном был вынужден уплатить крупный штраф за мошенничество и вернуть пострадавшим фермерам обманом полученные деньги.

Со временем стали появляться статьи о самозванном “пасторе”, который не является ни ученым, ни богословом. Чарльза Рассела характеризовали как человека, который “не получил даже среднего образования, практически ничего не знает о философии и богословии”. Рассел не оставался в долгу и подавал в суд за клевету, но так как не мог доказать ложности обвинений, то, как правило, проигрывал процессы. На одном из них ему было предложено прочитать какой-нибудь текст из Нового Завета по-гречески, так как он давал присягу на Библии и утверждал, что знает древние языки. В итоге оказалось, что “знаток древних рукописей” не знал даже букв греческого алфавита.

Последователи Рассела с надеждой встретили 1914 год. Их веру в скорое “свержение современного земного руководства” подогревала новость о развязанной Первой мировой войне. Но ни в этом, ни в следующем году конец света не состоялся. Рассел всеми силами старался спасти положение, убеждал, что до конца мира осталось всего несколько лет, и даже говорил в проповедях о 1918 годе. Но сам этой даты он не дождался.

Чарльз Тейз Рассел умер 31 октября 1916 г., возвращаясь из Лос-Анджелеса в нью-йоркскую штаб-квартиру Общества. По словам очевидцев смерти основателя секты “Свидетелей Иеговы”, на смертном одре лицо его было “темнее ночи”.

В предсмертном завещании Рассел указал своего преемника на посту корпорации — Джозефа Ф. Рутерфорда, которому предстояло сыграть огромную роль в становлении секты.

Подготовил Олег Карпенко

Продолжение следует

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu