Православные храмы

Храм святителя Петра Могилы (на Сырце)

Первая Литургия отслужена в Лазареву субботу, 22 апреля 2000 г. Храм…

Храм праведного Лазаря Четверодневного (на Совском кладбище)

Храм праведного Лазаря Четверодневного на Совком кладбище был заложен…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…

Публикации

Прославление Мгарских преподобномучеников

30 августа. ПОЛТАВА. В Спасо-Преображенском Мгарском мужском монастыре (с.…

Благовест победы

Тяжкие испытания выпали на долю нашего народа в годы Великой Отечественной…

Служение милосердия

Можно ли научиться милосердию? На протяжении веков ответ на этот вопрос не был…

VenchanieБрак есть Таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою перед священником и Церковью взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз по образу духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.


Взаимоотношения супругов в христианском Браке

Брак — одна из таин Божественного домостроительства. В нем человек обретает целостность своего бытия, новое ощущение жизни, новое зрение. Брак делает возможной полноту познания человеком себя и другого. В браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое обогащает наш духовный мир.

Полнота эта углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего — их ребенка. Совершенная супружеская пара рождает и совершенного ребенка, который и дальше будет развиваться по законам совершенства; но если между родителями существует непобежденный разлад, противоречие, то и ребенок может стать продолжением этого противоречия.

Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет отчуждение его от родителей — раскол домашней церкви.

Но нельзя и насильно удержать, внушить, заставить быть таким, как этого хотят отец и мать, того, кто, получив от них тело, воспринял от Бога главное — единственную и неповторимую личность со своим собственным путем в жизни. Потому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели в своих родителях пример истинной духовной жизни, исполненной жертвенной любви.

Индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с повседневной суетой и даже мелкими страстями, подтачивающими его духовное основание — любовь. Праздничная радость первого дня должна сохраниться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, работа над собой, хождение пред Богом. Самое страшное в браке — потеря любви, а исчезает она порою из-за пустяков, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение духовных основ семейной жизни — все остальное приложится. Начинать эту работу надо с первых же дней совместной жизни. Казалось бы, самое простое, но и самое трудное — решимость занять в браке каждому свое место: жене смиренно стать на второе место, мужу — взять тяжесть и ответственность быть главой. Если есть такая решимость и желание — Бог всегда поможет на этом трудном, мученическом, но и блаженном пути. Недаром во время совершения Таинства, при хождении вокруг аналоя, поют: “Святии мученицы...”.

Однако ни мужчина, ни женщина не имеют в браке друг над другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы и во имя любви, убивает саму любовь. Отсюда следует, что не всегда надо смиренно подчиняться такому насилию, раз в нем кроется опасность для самого дорогого. Большинство несчастных браков несчастны именно от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Почти все семейные трудности и разлады — отсюда. Величайшая мудрость христианского брака — дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной наш брак — подобие Брака небесного — Христа и Церкви, — где полная свобода. Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и со Христом. В основе этого счастья — стремление к высшему, общему для них предмету любви, все к Себе влекущему (см.: Ин. 12: 32). Тогда и вся семейная жизнь будет направлена к Нему, и упрочится соединение сочетавшихся. А без любви к Спасителю никакое соединение не прочно, ибо ни во взаимном влечении, ни в общих вкусах, ни в общих земных интересах не только не заключается истинная и прочная связь, но, напротив, нередко все эти ценности вдруг начинают служить разъединению.

Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесное общение, ибо тело подвержено болезням и старению; ни жизнь чувств, переменчивая по природе своей; ни общность в области мирских интересов и деятельности, ибо проходит образ мира сего (см.: 1 Кор. 7, 31). Жизненный путь христианской супружеской четы можно уподобить вращению Земли с ее постоянным спутником Луною вокруг Солнца. Христос — Солнце правды, греющее детей Своих и светящее им во тьме.

 

Установление Таинства Брака

Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...” (Быт. 1: 28). Всеблагой Бог создал из праха земного человека и, одарив его вечным дыханием жизни, поставил владыкою над земным творением. По всеблагому замыслу Своему Господь создал из ребра Адама жену его — Еву, сопроводив это тайнодейственными словами: “Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему” (Быт. 2: 18). И они пребывали в Эдеме до грехопадения, когда, преступив заповедь, соблазненные лукавым искусителем, были изгнаны из рая. По благому приговору Создателя Ева соделалась спутницей на многотрудном земном пути Адама, а через многоболезненное чадородие свое — праматерью человеческого рода.

Первая человеческая чета, получив от Бога обетование об Искупителе человечества и Сокрушителе главы вражией (см.: Быт. 3: 15), была и первою хранительницею спасительного предания, которое затем, в потомстве Сифа, переходило живительным таинственным потоком из рода в род, указуя на ожидающееся пришествие Спасителя. Оно было целью первого завета Бога с людьми и, будучи прообразовано в событиях и пророчествах, осуществилось в Воплощении Предвечнорожденного Отцом Слова от Духа Святого и Преблагословенной Приснодевы Марии, Новой Евы, Которая поистине есть “рода нашего воззвание” (Акафист Пресвятой Богородице).

В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом.

По пришествии Своем на землю Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в законе (см.: Лев. 20: 10), но и возвел его в степень Таинства: “И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19: 3–6).

Выйдя в мир на служение роду человеческому, Господь явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами.

Святое христианское девство и святое Таинство Брака — вот два пути, указанные верным в Слове Божием (см.: Мф. 19: 11–12; 1 Кор. 7: 7, 10). Церковь всегда благословляла оба эти пути и, как известно, осуждала порицателей того и другого. Апостол Павел призывает не слушать лжеучителей, “запрещающих вступать в брак”

(1 Тим. 4: 3), которые явятся в последние времена. До конца времен будут совершаться браки православных христиан во славу Божию и на пользу человечеству, и благословенная семейная жизнь будет еще процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю Церковь, дается и малой церкви — христианской семье.

 

Из истории Таинства

Еще в патриархальный период брак считался особым установлением, но о брачных обрядах того времени мало что известно. Из истории женитьбы Исаака на Ревекке мы знаем, что он предлагал своей невесте подарки, что Елеазар совещался с отцом Ревекки относительно ее замужества, а затем был устроен брачный пир. В позднейшие времена истории Израиля брачные церемонии получили значительное развитие.

При сравнении еврейского брачного обряда с христианским бросается в глаза ряд сходных моментов, но главное то, что в христианском чинопоследовании Брака постоянно встречаются упоминания ветхозаветных праведников и пророков: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, Моисея и Сепфоры. По всей видимости, перед составителем христианского чинопоследования стоял образ ветхозаветного брака. Другое влияние, которому подвергся в процессе формирования христианский брачный обряд, имеет своим истоком греко-римскую традицию.

В христианстве брак благословляется с апостольских времен. Брачному обряду в древности предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям, насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Обручение совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный контракт. Последний представлял собой официальный документ, определявший имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, кроме того, жених дарил невесте кольцо, которое было изготовлено из железа, серебра или золота — в зависимости от состоятельности жениха.

Климент, пресвитер Александрийский, во II главе своего “Педагога” говорит: “Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам”. Выражение “положить печать” объясняется тем, что в те времена кольцо (перстень), а точнее вправленный в него камень с вырезанной эмблемой, служило одновременно и печатью, которой запечатлевалась собственность данного лица и скреплялись деловые бумаги. Христиане вырезали на своих перстнях печати с изображением рыбы, якоря, птицы или других христианских символов. Обручальное кольцо надевалось обычно на четвертый (безымянный) палец левой руки: на уровне представлений того времени один из тончайших нервов этого пальца непосредственно соприкасается с сердцем.

К X–XI вв. обручение утрачивает свое гражданское значение, и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвословиями. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания и соединялось с последованием утрени. Окончательное единообразие чин обручения получил лишь к XVII в.

Чин самого бракосочетания — венчания — в древности совершался через молитву, благословение и руковозложение епископа в храме во время Литургии. Свидетельством того, что браковенчание вводилось в древности в чин Литургии, служит наличие ряда совпадающих составных элементов в обоих современных чинах: начальный возглас “Благословенно Царство...”, мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас “И сподоби нас, Владыко...”, пение “Отче наш” и, наконец, общение чаши. Все эти элементы очевидным образом взяты из чинопоследования Литургии и ближе всего по своей структуре к чину Литургии Преждеосвященных Даров.

В IV в. вошли в употребление брачные венцы, возлагаемые на головы жениха и невесты. На Западе им соответствовали брачные покровы. Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. Они знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы — Адама и Евы, которым Господь отдал во владение все земное творение.

Несмотря на то, что уже к XIII в. браковенчание совершалось отдельно от Литургии, эти два Таинства были тесно связаны. Поэтому с древности и до нашего времени желающие сочетаться Таинством Брака приготовляют себя к принятию благодати постом и покаянием, а в день венчания вместе причащаются Святых Божественных Таин.

 

Место и время совершения Таинства Брака

В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы, однако венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак в ЗАГСе. Венчание совершается в церкви в присутствии родных и друзей брачующихся. Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что брачующиеся достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения Таинства. Обряд может совершать только законно поставленный священник, не находящийся под каноническим запрещением.

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную и Пасхальную седмицы, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне постных дней и  двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви бракосочетание не совершается накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем. Венчание рекомендуется совершать после Литургии, во время которой жених и невеста причащаются Святых Таин.

 

Церковноканонические препятствия к Браку

Священник, прежде чем совершить венчание, выясняет, нет ли церковноканонических препятствий к заключению церковного брака между данными лицами. В первую очередь следует отметить, что Православная Церковь, хотя и считает брак, зарегистрированный в ЗАГСе, лишенным благодати, но фактически признает его и отнюдь не рассматривает его как блуд, незаконное сожительство. Однако условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в Таинстве Брака.

Так, допускаемые гражданским законодательством четвертый и пятый браки Церковью не благословляются. Церковью не допускается вступление в брак более, чем три раза, запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, пришедшими в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей, если хотя бы один из супругов некрещен и не готов принять Крещение перед венчанием.

Разрешение архиерея требуется для венчания православного с лицом другого христианского вероисповедания. Безусловно не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Однако брак, заключенный по инославному обряду и даже нехристианский, заключенный до присоединения супругов к Православной Церкви, может считаться по желанию супругов в силе, даже если только один из супругов принял Крещение.

Не венчают тех, кто однажды связал себя монашеским обетом девства, а также священников и диаконов после их рукоположения.

Что же касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то поскольку без выполнения этих условий не может быть предварительно зарегистрирован гражданский брак, Церковь при наличии свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.

Подготовила Елена Головина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua