Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…
Публикации

Литургия на языке жестов

Среди хорошо слышащих людей есть много таких, кто глух к голосу своей совести и…

“Пребывай в том учении, которое ты принял” История Болгарской Православной Церкви

Ослабленная феодальными усобицами и войнами с соседями — Византией, Сербией и…

“Храните, братия, дни праздничные” (о Рождестве Христовом)

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в…

История Константинопольской Православной Церкви

Hagia_sophia_interiorВизантий, Царьград, Новый Рим, Стамбул — так в разные эпохи назывался Константинополь. Это единственный город в мире, расположенный на двух континентах, одновременно в Европе и Азии. Знаменитая столица Византийской империи — теперь крупный промышленно-торговый и культурный центр Турецкой Республики, морские ворота страны. Однако для православного человека этот Великий Город всегда будет связан с историей Вселенской Церкви.

 

Византий — Константинополь — Новый Рим

Основателем Константинопольской Церкви, согласно преданию, считается святой апостол Андрей Первозванный, который и поставил здесь первого епископа — апостола Стахия. Однако история собственно Константинопольского Патриархата начинается с 330 г., когда на месте древнего селения Византия (Византиона) святым равноапостольным императором Константином был основан город Константинополь. Первоначально епископ новой столицы находился в подчинении митрополита Гераклейского, но очень скоро его положение, связанное с приближенностью к императорскому двору, заставило Церковь повысить статус этой кафедры.

Уже ІІ Вселенский Собор (381) третьим своим правилом постановил: “Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим”. Это правило было подтверждено и расширено 28-м правилом IV Вселенского Собора (451): “Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению, и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем”. Однако, стоит заметить, что это правило не было признано Римом и всей Западной Церковью.

Первенствующее положение Константинополя на православном Востоке привело к тому, что в 530 г. император Юстиниан Великий предоставил право епископату империи подавать Константинопольскому патриарху жалобы не только на митрополитов, но и на остальных патриархов — Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Это привело к зависимости от Константинополя других патриархов, что особенно проявилось во времена турецкого владычества. Такой зависимости способствовало и то, что большинство местного населения на Ближнем Востоке и в Египте в V–VI вв. уклонилось в расколы несторианства и монофизитства, ослабив тем самые древние Патриархаты, превратившиеся, по сути дела, в Церкви греческого меньшинства. Арабское завоевание в

30-е годы VII в. окончательно утвердило эту зависимость.

 

Пять столетий “торжества Православия”

Период “торжества Православия”, который начался в 325 г., а закончился (условно) в IX в., был этапом формирования практически всех аспектов церковной жизни. За эти пять столетий святыми отцами было сформулировано, облечено в догматические положения и закреплено церковными Соборами данное Христом откровение о Боге, человеке и мире. Ведущее место в этих процессах занимала Константинопольская Церковь.

Так, одним из наиболее известных отцов Церкви этого периода был Константинопольский епископ святитель Григорий, известный в церковной традиции как Богослов. Он немало способствовал опровержению современных ему ересей и раскрытию учения Церкви о Троичном Боге и Лице Господа нашего Иисуса Христа. Другим не менее известным Константинопольским епископом был святитель Иоанн Златоуст.

Три из семи Вселенских Соборов Церкви собирались в Константинополе. Это II (381), V (553) и VI (680/681) Соборы. Кроме того, в Константинополе собирался так называемый “пято-шестой”, или “Трулльский” Собор (691), имеющий особое значение в процессе формирования канонической традиции Православной Церкви.

“Золотой век” Православия ознаменован расцветом литургического творчества, именно в это время составляются многие чинопоследования Таинств и церковных обрядов, святитель Иоанн Златоуст вводит в употребление лжицы для Причащения мирян во время Литургии, а богослужение украшается антифонным пением. В это же время возникают богослужебные уставы, регулирующие стройность церковного богослужения. Особое место среди них занимает устав Студийского монастыря, который становится известным далеко за пределами Византийской империи. В XI в. он был принят в Киево-Печерском монастыре, а затем получил широкое распространение по всей Руси и использовался до XVI в.

В этот период происходило становление не только догматического учения и литургического творчества Церкви, но так же активно развивалась ее юрисдикционно-административная структура. Пройдя исторический путь от простейших общин, основанных апостолами, закрытых собраний в катакомбах и убежищах, Церковь развилась в сообщество Патриархатов, получивших сложную иерархическую структуру и включивших в себя митрополии, которые, в свою очередь, были образованы из более мелких епархий. В этот период также формировались основополагающие принципы отношений Церкви и государства, завершившиеся достижением знаменитой византийской симфонии. Все эти процессы во многом были связаны с Константинопольской Церковью.

 

Собор Святой Софии

Церковь Святой Софии, София Константинопольская, Айя-София — все это имена величайшей святыни православного мира, Софийского собора в Константинополе. Святая София — выдающийся памятник византийского зодчества, символ “золотого века” Византии. Расположенный в историческом центре Стамбула, собор является визитной карточкой города. Построен он был в 324-337 гг. при Византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания. Император Феодосий II повелел выстроить на том же месте базилику, что и было выполнено в 415 г., однако и ее постигла та же печальная участь — в 532 г. базилика сгорела. Император Юстиниан (483–565) решил отстроить собор заново, для чего пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралесского. Более тысячи лет, вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме, Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире. В 1453 г. завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть. К собору пристроили три минарета, и он превратился в мечеть Айя-София. В 1935 г., согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, с фресок и мозаик ее были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 г. в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов, но тем не менее Святая София была и остается храмом вселенского значения для всех православных христиан.

 

Святитель Фотий и славянская миссия

Наиболее видным деятелем на закате “золотого века” был Константинопольский патриарх святой Фотий († 891), которого в Греции называют Великим. Фотий был одним из наиболее ученых людей своего времени. Он одним из первых противостал изменениям в церковной традиции, которые начали появляться на Западе и касались как литургической и церковной практики, так и учения Церкви. Святой Фотий дал обстоятельный анализ и опровержение латинского учения о том, что Дух Святой якобы исходит как от Отца, так и от Сына (так называемое учение о Filioque). С именем Фотия также связано начало миссии среди славян, осуществлявшейся святыми братьями Кириллом († 869) и Мефодием († 884). Таким образом, именно Константинопольской Церкви большая часть славянского мира обязана своим обращением в христианство.

Подготовил Олег Карпенко,

по материалам сайта pravoslavie.ru

Продолжение следует

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu