Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…
Публикации

Дружба, або надгробний Пам’ятник егоїзму

“Ниспавши с высоты, лежит на прахе дуб, перунами разбитый; А рядом гибкий плющ…

От чего свободна “свободная любовь”?..

В последнее время в нашем обществе все чаще обсуждается вопрос: на чем должны…

О посте телесном (проповедь в Великий пост)

Продолжается Великий пост. С каждым годом от людей все чаще можно услышать, что…

История Константинопольской Православной Церкви

Hagia_sophia_interiorВизантий, Царьград, Новый Рим, Стамбул — так в разные эпохи назывался Константинополь. Это единственный город в мире, расположенный на двух континентах, одновременно в Европе и Азии. Знаменитая столица Византийской империи — теперь крупный промышленно-торговый и культурный центр Турецкой Республики, морские ворота страны. Однако для православного человека этот Великий Город всегда будет связан с историей Вселенской Церкви.

 

Византий — Константинополь — Новый Рим

Основателем Константинопольской Церкви, согласно преданию, считается святой апостол Андрей Первозванный, который и поставил здесь первого епископа — апостола Стахия. Однако история собственно Константинопольского Патриархата начинается с 330 г., когда на месте древнего селения Византия (Византиона) святым равноапостольным императором Константином был основан город Константинополь. Первоначально епископ новой столицы находился в подчинении митрополита Гераклейского, но очень скоро его положение, связанное с приближенностью к императорскому двору, заставило Церковь повысить статус этой кафедры.

Уже ІІ Вселенский Собор (381) третьим своим правилом постановил: “Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим”. Это правило было подтверждено и расширено 28-м правилом IV Вселенского Собора (451): “Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению, и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем”. Однако, стоит заметить, что это правило не было признано Римом и всей Западной Церковью.

Первенствующее положение Константинополя на православном Востоке привело к тому, что в 530 г. император Юстиниан Великий предоставил право епископату империи подавать Константинопольскому патриарху жалобы не только на митрополитов, но и на остальных патриархов — Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Это привело к зависимости от Константинополя других патриархов, что особенно проявилось во времена турецкого владычества. Такой зависимости способствовало и то, что большинство местного населения на Ближнем Востоке и в Египте в V–VI вв. уклонилось в расколы несторианства и монофизитства, ослабив тем самые древние Патриархаты, превратившиеся, по сути дела, в Церкви греческого меньшинства. Арабское завоевание в

30-е годы VII в. окончательно утвердило эту зависимость.

 

Пять столетий “торжества Православия”

Период “торжества Православия”, который начался в 325 г., а закончился (условно) в IX в., был этапом формирования практически всех аспектов церковной жизни. За эти пять столетий святыми отцами было сформулировано, облечено в догматические положения и закреплено церковными Соборами данное Христом откровение о Боге, человеке и мире. Ведущее место в этих процессах занимала Константинопольская Церковь.

Так, одним из наиболее известных отцов Церкви этого периода был Константинопольский епископ святитель Григорий, известный в церковной традиции как Богослов. Он немало способствовал опровержению современных ему ересей и раскрытию учения Церкви о Троичном Боге и Лице Господа нашего Иисуса Христа. Другим не менее известным Константинопольским епископом был святитель Иоанн Златоуст.

Три из семи Вселенских Соборов Церкви собирались в Константинополе. Это II (381), V (553) и VI (680/681) Соборы. Кроме того, в Константинополе собирался так называемый “пято-шестой”, или “Трулльский” Собор (691), имеющий особое значение в процессе формирования канонической традиции Православной Церкви.

“Золотой век” Православия ознаменован расцветом литургического творчества, именно в это время составляются многие чинопоследования Таинств и церковных обрядов, святитель Иоанн Златоуст вводит в употребление лжицы для Причащения мирян во время Литургии, а богослужение украшается антифонным пением. В это же время возникают богослужебные уставы, регулирующие стройность церковного богослужения. Особое место среди них занимает устав Студийского монастыря, который становится известным далеко за пределами Византийской империи. В XI в. он был принят в Киево-Печерском монастыре, а затем получил широкое распространение по всей Руси и использовался до XVI в.

В этот период происходило становление не только догматического учения и литургического творчества Церкви, но так же активно развивалась ее юрисдикционно-административная структура. Пройдя исторический путь от простейших общин, основанных апостолами, закрытых собраний в катакомбах и убежищах, Церковь развилась в сообщество Патриархатов, получивших сложную иерархическую структуру и включивших в себя митрополии, которые, в свою очередь, были образованы из более мелких епархий. В этот период также формировались основополагающие принципы отношений Церкви и государства, завершившиеся достижением знаменитой византийской симфонии. Все эти процессы во многом были связаны с Константинопольской Церковью.

 

Собор Святой Софии

Церковь Святой Софии, София Константинопольская, Айя-София — все это имена величайшей святыни православного мира, Софийского собора в Константинополе. Святая София — выдающийся памятник византийского зодчества, символ “золотого века” Византии. Расположенный в историческом центре Стамбула, собор является визитной карточкой города. Построен он был в 324-337 гг. при Византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания. Император Феодосий II повелел выстроить на том же месте базилику, что и было выполнено в 415 г., однако и ее постигла та же печальная участь — в 532 г. базилика сгорела. Император Юстиниан (483–565) решил отстроить собор заново, для чего пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралесского. Более тысячи лет, вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме, Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире. В 1453 г. завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть. К собору пристроили три минарета, и он превратился в мечеть Айя-София. В 1935 г., согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, с фресок и мозаик ее были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 г. в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов, но тем не менее Святая София была и остается храмом вселенского значения для всех православных христиан.

 

Святитель Фотий и славянская миссия

Наиболее видным деятелем на закате “золотого века” был Константинопольский патриарх святой Фотий († 891), которого в Греции называют Великим. Фотий был одним из наиболее ученых людей своего времени. Он одним из первых противостал изменениям в церковной традиции, которые начали появляться на Западе и касались как литургической и церковной практики, так и учения Церкви. Святой Фотий дал обстоятельный анализ и опровержение латинского учения о том, что Дух Святой якобы исходит как от Отца, так и от Сына (так называемое учение о Filioque). С именем Фотия также связано начало миссии среди славян, осуществлявшейся святыми братьями Кириллом († 869) и Мефодием († 884). Таким образом, именно Константинопольской Церкви большая часть славянского мира обязана своим обращением в христианство.

Подготовил Олег Карпенко,

по материалам сайта pravoslavie.ru

Продолжение следует

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu