Православные храмы

Храм преподобного Романа Сладкопевца (при поликлинике больницы № 11 Голосеевского района)

Больничная часовня, ныне превращена в церковь. Находится во дворе…

Храм пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…
Публикации

Радость всей вселенной

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из…

Как становятся экстрасенсами. Рациональное объяснение успеха целителей

В последние годы вновь возрос интерес людей к практикам народного целительства.…

Что там, за гранью жизни?

Представьте себе, что вы умерли...”, — написано на упаковке кассеты с фильмом…

Небесное воинство. 8/21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

sobor_ArhangelovПразднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV в. на Поместном Лаодикийском Соборе, состоявшемся за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым”, ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый”, и тогда “приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним” (Мф. 25: 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех к Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (см.: Ис. 6: 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (см.: Быт. 3: 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного богопознания. За Херувимами предстоят богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (см.: Кол. 1: 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (см.: Кол. 1: 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов, наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. Силы (см.: 1 Пет. 3: 22) исполняют волю Божию, творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим, помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (см.: 1 Пет. 3: 22; Кол. 1: 16) имеют власть укрощать силу диавола, они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (см.: Кол. 1: 16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних. Архангелы (1 Фес. 4: 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Ангелы (см.: 1 Пет. 3: 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни, хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения (в переводе с греческого Ангел — вестник). Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — “кто как Бог”) — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А обращаясь к остальным Ангельским Силам, он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!” По Церковному Преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль от многих бедствий. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (см.: Нав. 5: 13–16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (см.: 4 Цар. 19: 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (см.: Дан. 3: 92–95). По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, “в рове со львами заключенному” (акафист, 8-й кондак). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (см.: Иуд. 1: 9). Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: “А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Русскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: “сей ми возбрани пойти на Великий Новгород”.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Ему посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, Свияжске, есть Архангельский монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.). Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Ему посвящен один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона “Благословенное воинство” — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Божия Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (см.: Дан. 8: 16; Лк. 1: 26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (см.: Тов. 3: 16; Тов. 12: 15); Уриил — огонь, или свет Божий, просветитель (см.: 3 Езд. 5: 20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (см.: 3 Езд. 5: 16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил — возвышение к Богу (см.: 3 Езд. 4: 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил — в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — “пламень огненный”. Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил имеет на одежде множество розовых цветов. Иеремиил — держит в руке весы.

По материалам сайта days.pravoslavie.ru

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu