Православные храмы

Храм святителя Петра Могилы (на Сырце)

Первая Литургия отслужена в Лазареву субботу, 22 апреля 2000 г. Храм…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…

Публикации

Православный взгляд на единство Церкви. Флорентийская уния и св. Марк Ефесский

Вопрос единства, воссоединения христиан и ликвидации разделения Восточной и…

Конференция в Брюсселе

20–22 сентября 2006 г. в Брюсселе проходила третья встреча представителей…

Биография почившего патриарха Алексия II, Предстоятеля Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Алексий (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился 23…

JestjСреди хорошо слышащих людей есть много таких, кто глух к голосу своей совести и не слышит самых главных слов — Божиих. Те же, кто лишен способности слышать, часто оказываются более чуткими к вере. Для них льется свет Слова Божия, звучат слова молитв, хоть и в непривычном виде. Неслышащие не знают, как на Пасхальной всенощной раздается радостное “Христос воскресе!”, как в Рождественский вечер за окнами завывает вьюга… Но они знают Того, Кто сотворил всю видимую земную красоту, и слышат Его голос, который звучит в их тишине.

В разное время к глухим относились по-разному. Геродот, к примеру, считал их “негодными, неспособными”, Аристотель — “необучаемыми, бесчувственными и неспособными рассуждать, ничем не лучшими животных”.

На землях же Киевской Руси с давних времен особенно заботились о калеках, слепых и глухих. В 996 г. святой равноапостольный князь Владимир поручил дело общественного призрения (опеки) церковным властям. “Убогие… даны митрополиту или епископу… да ведает их той и рассуждает” — гласил указ святого князя (ЖМП. — 2001. — № 7). Настоятель Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосий Печерский († 1074) учредил при своей обители дом для проживания слепых, глухих, хромых и немых. В письменных источниках XIV–XV вв. тоже встречаются упоминания о деятельности Православной Церкви в этой сфере. Церковь в лице священнослужителей и простых верующих, неравнодушных к глухим, давала последним то, чего они были лишены в силу своего недуга: воспитание, образование, профессию, возможность социальной интеграции в мир слышащих людей. Яркий пример тому — Малинская и Харьковская школы глухих, устроенные священниками в их собственных домах. Самым известным деятелем в данной области был священник Моисей Яворский.

Начало же систематическому духовно-нравственному воспитанию глухих в дореволюционной России было положено в 1806 г., когда императрица Мария Федоровна учредила на свои средства Первое опытное училище с домовым храмом для глухонемых.

Сегодня в Украине проживает около 59 тыс. неслышащих людей, которые общаются друг с другом при помощи мимики и жестов. К сожалению, в настоящее время в духовном окормлении глухих и слабослышащих значительно более активны протестанты, но все же традиции Православной Церкви возрождаются. В постсоветскую эпоху среди православных первыми начали вести духовно-просветительскую работу со слабослышащими москвичи, которые при Симоновом монастыре организовали православную общину глухих. Ныне подобные православные общины организованы в разных городах СНГ: в Киеве, Львове, Симферополе, Черновцах (Украина); Москве, Санкт-Петербурге, Коломне, Екатеринбурге, Казани, Томске (Россия); Минске и Витебске (Беларусь). Для обмена опытом по вопросам духовного просвещения глухих периодически проводятся конференции.

Киевская община глухих при Свято-Троицком Ионинском монастыре недавно отметила свое трехлетие. На торжества, прошедшие 27–28 октября, приехали гости из Минска, Донецка и Луганска. 27 октября в монастыре была совершена Божественная литургия, которую иерей Алексий Климов из Минска служил на жестовом языке. Неслышащие люди имели редкую возможность видеть священника, “говорящего” на их родном языке. Многие из глухих во время Литургии плакали — они понимали, что небезразличны Православной Церкви; что священник, желая им помочь, выучил ради них язык. Неслышащие гораздо глубже воспринимают Литургию, когда смотрят на самого священника, а не на переводчика. В силу своих психофизических особенностей, у неслышащих больше доверия к тому человеку, который знает их язык, и если священник говорит на языке глухих — устанавливаются контакт и доверие. После Литургии в чайной Ионинского монастыря отец Алексий поделился опытом работы с инвалидами по слуху в Минске. По архиерейскому благословению, в минском храме иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, где большинство прихожан — люди с нормальным слухом, регулярно,  помимо обычной Литургии, совершается еще и Литургия для глухих, которую служит отец Алексий. Во время этого богослужения в храме открыты Царские врата, чтобы глухие могли видеть жесты батюшки и последовательность священнодействий. На клиросе поют слепые, а обустраивать помещение для проведения занятий воскресной школы помогают даже инвалиды 1-й группы.

28 октября в Доме Культуры Украинского товарищества глухих (УТОГ) состоялся концерт, во время которого православную киевскую общину глухих поздравили народные артисты Украины из театра глухих “Радуга”, а члены общины приготовили концертные номера для гостей.

За три года киевская община глухих сделала очень много: действует воскресная школа для глухих под руководством игумена Иоасафа (Перетятько); ведется активная миссионерская работа в УТОГе, школах-интернатах для глухих и слабослышащих людей, среди неслышащей молодежи; совершаются паломнические поездки. В УТОГе ежегодно община организует празднование Пасхи, в великие праздники проводятся беседы, демонстрации православных фильмов с сурдопереводом. Кроме того, в Доме Культуры УТОГа община разместила стенд под названием “Духовное наследие нашей страны”, где помещены информация о жизни Православной Церкви сегодня, церковных праздниках, духовные стихи, сведения по истории духовного просвещения людей, лишенных слуха и др. Стенд ежемесячно обновляется. Но самое главное — каждое воскресенье в Киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре Божественная литургия сопровождается сурдопереводом и неслышащие люди могут осознанно участвовать в богослужении, исповедоваться и причащаться. Глухие и слабослышащие люди съезжаются сюда со всего города к 9.00 и становятся у амвона, чтобы лучше видеть службу, ведь зрение у них компенсирует недостаток слуховой функции. Сурдоперевод Литургии совершают сурдопедагог Екатерина Дятлова и  Александра Гавриш.

Переводить богослужение на язык жестов для глухих очень непросто. Главное, чтобы переводчик хорошо знал церковнославянский язык, понимал также символический смысл церковных песнопений. В помощь сурдопереводчикам издано “Учебное пособие по сурдопереводу Божественной литургии” Д. Заварицкого. Полтора года назад украинские и российские сурдопереводчики обобщили опыт сурдоперевода Литургии и создали на телекомпании “Глас” видеосправочник “Словарь жестового языка: церковная лексика” (авторы Е. Дятлова и Д. Заварицкий). Указанный “Словарь”, кроме жестов, обозначающих церковные термины, содержит видеозапись сурдоперевода основных песнопений Божественной литургии.

В настоящее время телекомпания “Глас” трижды в день транслирует православные фильмы с сурдопереводом. В отличие от центральных украинских телеканалов, где программы с сурдопереводом показывают днем, по “Гласу” неслышащий человек может смотреть фильмы в удобное для него время.

Надеемся, что труд, совершаемый ныне в Православной Церкви на пользу глухих, поможет инвалидам по слуху “услышать” Слово Божие и стать истинными ее чадами.

Архимандрит Иона (Черепанов),

наместник киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me