Православные храмы

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Храм преподобного Феодора Освященного (Киевский Иерусалим)

Храм был построен в 1871–1874 гг. В 1887–1895 гг. пристроены приделы…

Храм святителя Николая Мирликийского (в детском доме «Малятко»)

Детский дом «Малятко» около 10 лет духовно окормлялся до постройки…

Публикации

А был ли святой Валентин?

Элладская Православная Церковь (ЭПЦ) отрицательно относится к празднованию так…

Польская Православная Церковь. Часть І. От возникновения до Брестской унии 1596 года

В ІХ в. у западно-славянских племенных объединений — полян, вислян, поморян и…

Боевое Крещение

Православная Церковь прославляет жен-мироносиц — женщин, которые в самые…

Наше образование так мало касается брака,

что большинство из нас даже не знает,

что влюбленность мы получаем в подарок,

а хороший брак нужно строить шаг за шагом.

Карен Хорни

semjaСоздавая семью, мы исполняем Божию заповедь: “Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть” (Быт. 2: 24). Священник Митрофан Серебрянский говорил о цели брака как о спасении душ мужа и жены, осуществляемом чрез полноту земной человеческой любви, посвященной Богу. О высоком духовном назначении семьи писал и святитель Иоанн Златоуст, и наши современники — митрополит Антоний Сурожский, отец Артемий Владимиров и многие другие.

Человек — это дух, душа и тело, и в семье мы ищем целостности. Человек обязан одухотворять все стороны своей жизни, чтобы становиться целостным в Боге, но это процесс достаточно длительный. Хотелось бы вместе с Вами, дорогой читатель, попытаться ответить на вопрос: почему, даже если условия для создания семьи были благоприятны, впоследствии в ней нередко возникают конфликты?

 

Семья как дело спасения

По словам апостола Павла, семья есть малая церковь. А значит, в ней присутствует то же единство людей через евхаристическое общение, те же проявления любви. В семье у человека есть свои обязанности — в воспитании детей, совместном несении бытовых тягот, заботе друг о друге в духе любви.

В семье человек также ищет удовлетворения душевных нужд: в общении, в обмене мнениями, в совместной организации досуга, в глубокой дружбе, основанной на доверии, взаимопонимании, поддержке в трудных ситуациях. Из-за чего же возникают кризисы, если есть благословение Божие, если брак освящается Церковью и строится на основе взаимной любви, дружбы и духовного единства?

В Таинстве Брака человек получает благодать от Бога, которую может как преумножать, укрепляя тем самым духовную общность всех членов семьи, так и растрачивать, теряя мир, любовь и взаимопонимание. От человека требуется взращивание тех зачатков единства, которое дарит Господь в начале семейного пути.

Святая страстотерпица царица Александра в своем дневнике писала: “По вине брачующихся, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность быть счастливыми в браке очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений”. Пусть эти слова напомнят нам: любое наше слово, любой поступок не проходят бесследно, они либо разрушают, либо созидают семью.

 

Зерна конфликта... и гроздья гнева

Вступая в брак, мы приносим с собой зерна, из которых могут развиться будущие конфликты, поэтому хорошо бы их обнаружить заранее, а не тогда, когда придет время пожинать плоды. Причина конфликтов, конечно, и в наших личных грехах: нетерпимости, эгоизме, гордости, — а брак, как лакмусовая бумажка, проявляет их. Но существуют и другие факторы.

Рассмотрим такое понятие, как поведенческие стереотипы, воспитываемые в семье, — конфликты часто вызваны столкновениями таких стереотипов, причем подогретыми нетерпимостью и излишней требовательностью.

Мы, сами того не замечая, учимся быть мужем, женой у своих родителей, с самого раннего детства перенимая у них модели поведения. Во взрослой жизни мы продолжаем жить по этим “родительским предписаниям”, не осознавая их и редко замечая их проявления.

Если мать была настойчива и требовательна в отношениях с отцом, то, скорее всего, дочь “позаимствует” у нее подобную модель поведения. Если отец считал, что в его обязанности по воспитанию детей входит только “обуть, одеть и накормить”, а “умные беседы” — это обязанность школы, то и у сына, когда он станет взрослым, будет подобное отношение к воспитанию детей.

Различия в способах выражения любви и нежности также могут стать причиной недоразумений и взаимных конфликтов. Например, в семье жены любовь выражали посредством теплых, ласковых слов, поцелуев, а в семье мужа действовал принцип: любить — значит создать достойные условия для любимых людей. И вот в замечательной семье (ласковая жена, работящий муж) накапливаются взаимные обиды: она ждет поцелуев при встрече, а он считает, что если так ревностно трудится на благо семьи, значит, и так понятно, что любит.

И здесь нельзя не согласиться со словами страстотерпицы царицы Александры о секрете семейного счастья: “Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб”.

И все-таки: что делать с накопившимися обидами? — “Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того, чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово — и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами. Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости”.

Если родители смотрят на детей, как на дар Божий, то и дети относятся ко всем людям, и прежде всего к близким, бережно и внимательно. Если же родители считают, что ребенок принадлежит им и всецело находится в их воле, в будущем такой человек будет искать в супруге хозяина и никогда не станет самостоятельным. Если родители ожидают от детей удовлетворения своих родительских амбиций, то в супружестве дети станут изматывать себя и других, совершая никому не нужные подвиги, считая, что без этого никто их не полюбит.

Осознание своих “семейных стереотипов поведения” поможет нам более снисходительно относиться к разнице во взглядах с супругом, так как отношение к тому или иному явлению не всегда свободно избирается нами, но может быть и продуктом воспитания. Возможно, многие вопросы потребуют от нас нового, взрослого взгляда, кое-что можно будет изменить, от чего-то отказаться, а что-то и потерпеть.

 

Икона, испорченная временем

Митрополит Антоний Сурожский сравнивает любимого нами человека с иконой, испорченной временем, загрязненной, с кое-где потрескавшейся краской. Будем же заботливо очищать эту икону, восстанавливать ее и ждать, когда образ Божий засияет на ней с новой силой.

Наша личная несостоятельность часто толкает нас искать в партнере помощи, в том числе и той, которую он не может нам дать. Но даже если мы и получаем ее, то не удовлетворяемся окончательно. Мы считаем, что в супруге найдем друга, и это произойдет само собой, без усилий с нашей стороны. Однако не надо ожидать получить в браке то, что мы обязаны сделать сами. Важно научиться понимать, какие качества мы должны в себе воспитывать с Божией помощью, а в каких случаях действительно нужно просить помощи у второй половины. Ведь муж и жена дополняют друг друга. Иными словами, мы должны осознавать свою ответственность перед Богом, собой (своим спасением) и человеком, которого Господь даровал нам.

Несение тягот семейной жизни есть исполнение заповеди любви к ближнему. И от этого становится радостно, ведь, оказывается, выполняя всякую домашнюю работу, мы тем самым служим Богу, так как делаем ее для ближнего. “Если каждый из супругов будет стараться исполнять свои обязанности, то за сим скоро последуют и взаимные для них выгоды, — пишет святая страстотерпица царица Александра. — Если, например, жена будет готова терпеть и раздражительного мужа, а муж не станет раздражать жену гневливую, то между ними водворится совершенная тишина, и жизнь их будет подобна пристани, свободной от волн... Важный труд, который человек может сделать для Христа, — это то, что он может и должен делать в своем собственном доме”.

 Анастасия Бондарук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua