Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Храм мученика Иоанна Воина (при госпитале воинов-интернационалистов в Пуще-Водице)

Небольшой деревянный храм-часовню при госпитале открыли в январе 2007…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Наводницком парке)

Закладка Владимирского храма была совершена Блаженнейшим Митрополитом…
Публикации

“Со святыми упокой, Христе...”

Учение Православной Церкви говорит нам о том, что смерть человека не является…

Приезд епископов Поместных Церквей свидетельствует о единстве нашей веры

Более 70-ти архиереев Вселенского Православия приняли участие в торжествах по…

Самая легкая заповедь

Жалуются люди, что труден путь ко спасению, что не по силам для них заповеди…

Почитание святителя Димитрия Ростовского. К 250-летию со дня прославления

svt_Dmitrij_RostovskijВ 2007 году Православная Церковь отметила 250-летие со дня прославления в лике святых нашего славного земляка, святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий, в миру Даниил Саввич Туптало (1651–1709), известен прежде всего как автор и составитель Четьих-Миней — 12-томного свода житий святых, охватывающего весь годовой круг. Четьи-Минеи стали любимым чтением нашего народа: только в XVIII в. они выдержали десять изданий, неоднократно переиздавались и в последующие века, вплоть до нынешнего — XXI века. Кроме Житий святых святитель Димитрий оставил после себя многочисленные богословские труды с толкованиями догматов Православной Церкви, обличениями заблуждений старообрядческого раскола и сект, изложением церковной истории. Писал он также и духовные стихи, драматические произведения. Свой литературный талант, свои многосторонние познания принес он в дар Православной Церкви.


Благодатный источник исцелений

Мощи святителя Димитрия были обретены 43 года спустя после его кончины. 21 сентября 1752 г. при починке церковного пола в ростовском Иаковлевском монастыре обнаружен был гроб. Крышка гроба от обрушившихся сверху бревен оказалась разбитой, и сквозь разлом были видны митра и святительские одежды, не тронутые тлением.

В то время под влиянием Запада в обществе бытовало мнение о невозможности новых явлений святости. И вот — обретены мощи первого святого в Синодальный период истории Русской Православной Церкви. Народ, услышав об обретении святых мощей, толпами спешил к ним, и при гробе святителя многие получали исцеление. Слухи о чудесах у мощей быстро распространились по всей стране. Многие больные видели святителя дома во сне и получали облегчение от болезней. У гроба святого можно было видеть паломников со всей России. Исцелялись не только христиане, но и иноверцы.

Прославление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, состоялось в 1757 г. Тогда же было установлено праздновать дни его памяти в день обретения мощей (21 сентября / 4 октября) и в день преставления (28 октября / 10 ноября).

В 1758 г. усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в ее царствование на Колыванских рудниках, была устроена для мощей святителя рака, в которую они с благоговением и были переложены.

В 1761 г. Елизавета Петровна издала указ, которым повелевалось строить крепость на реке Дон в Темерницкой таможне, основанной в 1749 г., и “именовать оную по особливому соизволению Ея Императорского Величества, святаго Димитрия Ростовского”. В 1797 г. крепость святителя Димитрия впервые называется городом Ростовом. В отличие от Ростова Великого в официальных документах к его названию стали прибавлять “-на-Дону”.

По распоряжению Екатерины II итальянским художником Ротари была написана икона святителя с его прижизненного портрета. Этот образ был пожертвован императрицей в Иаковлевский монастырь. В течение более чем полутора веков икона, помещенная в серебряный киот, пребывала рядом с ракой святителя Димитрия, на серебрянной тумбе, на которой была выгравирована надпись, сочиненная Михаилом Васильевичем Ломоносовым: “Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился”.

Серебряная рака в разобранном виде сегодня хранится в Ростовском музее. Судьба образа, написанного Ротари, а также тумбы со стихами Ломоносова неизвестна.

По всей России разносили богомольцы духовное утешение из древнего Ростова Великого. Аристократы, среди которых святитель Димитрий был особо почитаем, делали большие вклады в Иаковлевский монастырь, а также покупали земли вокруг обители и строили здесь свои дома. Молитвами святителя Димитрия, Ростовского чудотворца, Иаковлевский монастырь стал богатейшей обителью России.

 

Иконография святителя Димитрия

Почти в каждом храме на Руси есть икона святителя Димитрия Ростовского.

Еще при жизни святого были написаны его портреты. После прославления с прижизненных портретов сделали копии-списки, которые в основном и известны сегодня. В XIX в. были широко распространены графические листы с изображением святителя.

Существует словесный портрет, составленный исследователем И. Шляпкиным. Он пишет о внешности святого Димитрия в годы жизни его в Ростове: “Сам святитель в это время был белокурый с проседью, худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темно-зеленого цвета”. Перед нами образ ученого-монаха, много времени проводившего в посте, молитве и за письменным столом.

C прижизненного портрета, который находился в Ростовском музее и не дошел до наших дней, был создан его графический вариант, опубликованный в 1890 г. В этом образе святого переданы портретные черты, унаследованные им от отца, сотника Саввы Туптало. В портрете нет той идеализации, которая позднее будет характерна для изображений святителя.

При жизни святителя Димитрия был написан портрет, прежде находившийся в киевском Кирилловском монастыре, а сегодня — в Национальном художественном музее Украины. С портрета Кирилловского монастыря в XVIII в. Г. Левицкий создал гравюру, с которой были написаны портреты, хранящиеся в Третьяковской галерее, Русском музее Санкт-Петербурга и Ростовском музее.

Написанные маслом, темперой и вышитые иконы святителя Димитрия, для которых образцом послужили гравюры с прижизненного портрета из Кирилловского монастыря, получили широкое распространение. На этих иконах святитель изображен в полный рост в архиерейском облачении, с посохом в левой руке, ладонь правой руки опирается на стол, где стоит скульптурное Распятие и лежат четыре тома его трудов. На некоторых из икон на стене келии святого можно видеть изображение герба рода святителя Димитрия, на других — келейную Ватопедскую икону Пресвятой Богородицы.

К этой же иконографической группе относится портрет, приписываемый кисти знаменитого художника В. Боровиковского (Ростовский музей). На сегодняшний день имеются сведения, что портрет святителя Димитрия, написанный масляными красками на медной доске высотой 129 сантиметров (высота музейного портрета), был заказан художнику Василию Кузьмичу Шебуеву (1777–1855) для Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. Очевидно, музейный портрет создан не В. Боровиковским, а В. Шебуевым, о чем свидетельствуют и архивные сведения, и художественные особенности портрета.

Вскоре после прославления святителя Димитрия итальянским художником Ротари был написан его портрет на холсте масляными красками. С этого портрета писали копии и создавали гравюры. Очевидно, Ротари не придерживался портретного сходства, а создал идеализированный образ Ростовского чудотворца (судьба портрета, как уже упоминалось, неизвестна).

Изображения святителя в полном архиерейском облачении, стоящего на фоне Спасо-Иаковлевского монастыря, встречаются как в иконах XVIII в., так и в произведениях начала XX в.

Интересны иконы собора Ростовских святых. К XVIII в., времени прославления святителя Димитрия, сложилась своя иконография собора Ростовских святых. Начало ей было положено во второй половине XV в., когда после всероссийского прославления первых Ростовских святителей Исаии (1077–1090) и Игнатия (1262–1288) по благословению Ростовского архиепископа Вассиана (Рыло, 1468–1481) начали писать иконы с изображением трех Ростовских святителей — Леонтия (1051 — ок. 1073), Исаии и Игнатия. Именно эти святители на иконах собора Ростовских святых чудотворцев были всегда на первом плане (в центре — святитель Леонтий, епископ Ростовский, первый святой Северо-Восточной Руси). Со времени прославления святителя Димитрия часто встречаются иконы с изображением собора Ростовских святых, где в центре вместо святителя Леонтия изображен святитель Димитрий.

 

Ростовский чудотворец и отечественная культура

Наш народ, живший в XVIII — начале XX вв., был воспитан на “Житиях святых” святителя Димитрия Ростовского — русского Златоуста. Проповеди святителя сравнивали со словами отцов Церкви, молитвы — с творениями преподобного Романа Сладкопевца, драматические произведения — с трагедиями Эсхила и Шекспира, а стихи — с произведениями Горация.

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), Четьи-Минеи святителя Димитрия “носят на себе печать благодатного помазания Божия и сообщают это помазание читателям своим... здесь можно почерпнуть много сведений, очень нужных и очень полезных”.

Творения святителя Димитрия читали как известные писатели и государственные мужи, так и простые люди. “Душе моей нужней теперь то, что писано святителем нашей Церкви, чем то, что можно читать на французском языке”, — писал Н. Гоголь в 1844 г.

Известный историк Н. Костомаров отмечал: “Литературные труды Димитрия имели важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе... Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей”.

Ф. Достоевский так писал о почитании литературного слова святителя Димитрия среди простого народа: “По всей земле русской... распространен дух Четьих-Миней... потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьих-Миней прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются. Я сам в детстве слышал такие рассказы... Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа... нечто покаянное и очистительное. Даже худые, дрянные люди... получали нередко странное неудержимое желание идти странствовать, очиститься трудом, подвигом... Покаянная скорбь, самообвинения, искания лучшего, святого — ...черта в жизни народа нашего историческая”. Достоевский намеревался перевести Четьи-Минеи на английский язык, а на русском напечатать их в IV отделе “Читальника”, книги для народного чтения. В библиотеке писателя имелось 11 выпусков “Избранных житий святых”, кратко изложенных по руководству Четьих-Миней.

Всемирно известная русская литература многие образы черпала из произведений Ростовского чудотворца. В последние годы жизни А. Пушкин говорил, что Четьи-Минеи святителя Димитрия представляют собой “неистощимую сокровищницу для вдохновенного художника. Это книга вечно живая, бессмертная”.

И. Тургенев в 1835 г., после паломнической поездки в Ростов, в Спасо-Иаковлевскую обитель, писал о сочинениях святителя Димитрия: “Кому в России не известны его великие заслуги Церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?”.

Особое почитание святителя Димитрия было у поэта В. Кюхельбекера. Известно, что по молитвам святителя Димитрия он был исцелен от серьезной глазной болезни. Когда Василий Карлович (так его называла жена) был очень болен, жене во сне явился святитель, о чем она утром рассказала мужу. После усердных молитв поэт выздоровел. Под впечатлением от этого чуда Кюхельбекер написал молитву в стихах “Памяти предстателя у Всевышнего”. Есть у поэта и стихотворение, посвященное святителю Димитрию.

Святителю Димитрию Ростовскому

Я часто о тебе с друзьями говорю,

Я привлечен к тебе таинственным влеченьем.

В незаходимую ты погружен зарю:

Но близок ты ко мне любовью и жаленьем.

 

Угодник Господа! Какая связь, скажи,

Между тобою, муж, увенчанный звездами,

И мною, узником грехов и зол, и лжи,

Вдрожь перепуганным своими же делами.

 

К тебе влекуся, но — и ты влеком ко мне...

Ужели родственны и впрямь-то души наши

И ты скорбишь в своей надзвездной вышине,

Что я, твой брат, пью жизнь из отравленной чаши?

 

И. Бунин посетил Спасо-Иаковлевскую обитель летом 1914 г., а в 1915 г., 29 октября, на следующий день после празднования памяти святителя Димитрия, написал посвященное ему стихотворение.

 

Святитель

Твой гроб, дубовая колода,

Стоял открытый, и к нему

Все шли и шли толпы народа

В душистом голубом дыму.

 

А на доске, тяжелой, черной,

Был смуглый золотой оклад,

Блистал твой образ чудотворный

В огне малиновых лампад.

 

И, осеняя мир десницей

И в шуйцу взяв завет Христа,

Как горько ты, о темнолицый,

Иссохшие смыкал уста!

 

При своей короткой земной жизни святитель Димитрий служил Церкви как игумен, архимандрит, митрополит, был известным агиографом, летописцем, переводчиком, писателем, поэтом, драматургом.

Образованнейший человек своего времени, святитель Димитрий собирал древние рукописи, которые привез вместе со своей библиотекой в Ростов. Есть предположение, что “Хронограф” со списком “Слова о полку Игореве”, который приобрел И. Мусин-Пушкин в ярославском Спасо-Преображенском монастыре, в прошлом принадлежал святителю Димитрию и был привезен им в Ростов вместе с его богатой библиотекой, где было много древних рукописей. В 1788 г. центр Ростовской и Ярославской епархии был переведен из Ростова в Ярославль, в Спасо-Преображенский монастырь, куда перевезли ризницу, книги, рукописи, среди которых мог быть и “Хронограф” со “Словом о полку Игореве”.

Произведения святителя Димитрия получили широкое распространение не только на Руси, но и в Болгарии, Сербии, Румынии.

Вера Вахрина

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu