Православные храмы

Храм святителя Иоасафа Белгородского (на Нивках)

Строительство храма началось в августе 1999 г. Построен храм-палатка.…

Храм иконы Божией Матери «Целительница» (при Больнице скорой помощи)

Первая Литургия была служили в ноябре 1996 г. Храм размещался в…

Храм святителя Василия Великого Кирилловского монастыря

Церковь святителя Василия Великого на территории психиатрической…
Ничтожная сделка
Каталог консалтинговых компаний. Налоговый кодекс Российской Федерации.
mosadvokat.com

Публикации

Кто выдумал питекантропа

“Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально…

“… Увидеть за событиями вечность”. Заметки с фестиваля “Вера и слово”

С 24 по 27 ноября в Подмосковье прошел III Международный православный фестиваль…

“Свою Україну любІть... за неї Господа моліть...”

У Києво-Печерській Лаврі вшанували пам’ять Тараса Шевченка в зв’язку з…

prp_Nestor“Он пожил довольно лет, трудясь в деле летописания и помня вечные лета”. Эти слова из “Патерика Печерского” — квинтэссенция земной жизни преподобного Нестора Летописца, одного из самых почитаемых в нашем отечестве святых, память которого Православная Церковь совершает 9 ноября.

Когда основатель Киево-Печерской Лаврыпреподобный Антоний безмолвствовал в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, блаженный отец наш Нестор пришел к ним, желая святого ангельского иноческого образа. Ему было только семнадцать лет от роду”, — повествует Патерик. Дальнейшие события из жития преподобного Нестора умещаются в нескольких предложениях. “По смерти Феодосия он был пострижен игуменом Стефаном и возведен в дьяконский сан, — отмечает в “Истории Русской Церкви” митрополит Макарий (Булгаков). — Затем Нестор упоминает о себе в 1091 г., когда он открывал мощи святого Феодосия; в 1096 г., когда половцы сделали опустошение в Печерской обители; в 1106 г., по случаю кончины старца Яна, от которого слышал многое, что записал в своей летописи. Кончина Нестора последовала около 1114 г. Мощи его доселе почивают в Киево-Печерской Лавре”, в Ближних пещерах. Как записано в Патерике — “в чудотворном нетлении, свидетельствуя, что преподобный этот списатель житий святых и годов написал себе нетленное жилище на небе”.

В своем первом письменном труде преподобный Нестор Летописец описал житие святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Затем приступил к работе над житием преподобного Феодосия, игумена Печерского. “Я же, братья, вспоминая о жизни преподобного, никем не описанной, всякий день предавался печали и молил Бога, чтобы сподобил меня описать по порядку всю жизнь богоносного отца нашего Феодосия. Пусть же и будущие черноризцы, взяв писание мое и прочитав его, также узнают о доблести этого мужа, восхвалят Бога и, угодника его прославляя, укрепляют души свои для новых подвигов; ведь именно в нашей земле такой муж явился и угодник Божий”, — пишет святой Нестор в предисловии к житию. В этом же предисловии проявляется величайшее смирение автора, который называет себя недостойным, неразумным и не наученным никакому искусству. Хотя, как пишет митрополит Макарий, “Нестор был человек дарований необыкновенных и обладал разнообразными сведениями, богословскими и историческими, которые приобрел чрез чтение книг и собеседование с людьми бывалыми и опытными”.

Все эти качества отразились в главном труде преподобного — летописи, дошедшей до нас под названием “Повесть временных лет”. Летописное дело в Древней Руси было на особом счету. По замечанию Василия Ключевского, “летописание было любимым занятием наших древних книжников. Начав послушным подражанием внешним приемам византийской хронографии, они скоро усвоили ее дух и понятия, с течением времени выработали некоторые особенности летописного изложения, свой стиль, твердое и цельное историческое миросозерцание с однообразной оценкой исторических событий и иногда достигали замечательного искусства в своем деле. Летописание считалось богоугодным, душеполезным делом. Потому не только частные лица записывали для себя на память, иногда в виде отрывочных заметок на рукописях, отдельные события, совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных учреждениях, церквах и особенно монастырях велись на общую пользу погодные записи достопамятных происшествий”. Однако именно преподобный Нестор назван первым русским летописцем.

“Его летопись изображает преимущественно гражданские события нашего отечества, а не церковные, которых касается по местам и как бы мимоходом, кроме трех или четырех главнейших”, — пишет митрополит Макарий. Однако, “описывая и гражданские события, наш первый летописец смотрит на них как сын Православной Церкви, во всем видит следы Промысла Божия, управляющего миром, по местам позволяет себе благочестивые размышления, делает назидательные замечания, преподает уроки своим читателям. Отчего летопись его, столько любимая нашими предками, была одним из благодетельнейших средств к нравственному воспитанию народа”.

Что касается главнейших церковных событий, то под 955 годом, например, в “Повести временных лет” находится повествование о крещении княгини Ольги, а под 988-м — о том, как был просвещен светом Истины князь Владимир и крещена Русь. В ряду “благочестивых размышлений” и “назидательных замечаний” особняком стоят слова преподобного Нестора Летописца о книгах, записанные под 1037 годом в связи с повествованием о князе Ярославе Мудром, который “посеял книжные слова в сердца верующих людей”. “А мы пожинаем, учение принимая книжное. Велика ведь бывает польза людям от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие всю вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. <...> Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу”.

Столь высокая оценка книги и книжного учения, понятная в свете того, что во времена преподобного Нестора “издательский ассортимент” был представлен преимущественно богослужебными книгами, житиями святых и другой православной литературой, в то же время косвенно свидетельствует об отношении Летописца к своему труду. Отзвуки такого отношения будут слышны даже в сказанных через несколько веков словах первопечатника Ивана Федорова: “Не пристало мне сокращать дни живота своего за плугом и сеянием семян житных, мне было положено духовные семена по вселенной рассеивать”.

Подготовил Михаил Мазурин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me