Православные храмы

Колокольня Вознесенского Флоровского монастыря

Составная часть монастырского ансамбля XVIII—XIX вв. (ул.…

Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Храм размещается в приспособленном помещении. Ведется строительство…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…
Бетон в Перово с завода
Прайс-листы на химические добавки для бетонов
betonnyi-zavod.ru

Публикации

“Я не жалею ни об одном из прожитых дней...”. К 70-летию протоиерея Всеволода Рыбчинского

Милостью Божией я прожил семьдесят лет, тридцать два из которых — в…

О воспитании в детях стыдливости

Господь сказал: “...кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому…

horС 23 по 25 октября в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры проходил II Международный фестиваль православных хоров “Глас Печерский 2007”.

Открыл фестиваль и передал благословение Блаженнейшего Митрополита Владимира председатель оргкомитета Управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан. За официальными фразами, которые положено говорить в таких случаях, нельзя было не увидеть огонька радости и воодушевления от предстоящего праздника. “Если икона — это богословие в красках, то церковное пение — это богословие в звуках”, — эти слова владыки, без сомнения, стали лейтмотивом трех фестивальных дней.

Долгожданный музыкальный форум, собравший в сердце украинской земли православные хоровые коллективы из разных стран, зародился в 2000 г. Предтечей “Гласа Печерского” стали отборочные туры лучших хоров для участия в фестивале “Рождество Христово 2000”. После успешного проведения юбилейных торжеств организаторы не планировали продолжать конкурс, но живой отклик слушателей сделал свое дело. И уже в следующем году состоялся очередной певческий праздник, в котором приняли участие лучшие коллективы из Украины и стран ближнего зарубежья. В 2004 году конкурсная программа была отменена. Так появился первый фестиваль “Глас Печерский”, который решено было проводить раз в три года.

Вечером 23 октября в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры царило необычайное оживление. Участники хоровых коллективов, зрители, журналисты, почетные гости — все с нетерпением ждали начала праздника. Впрочем, о почетных гостях стоит сказать особо. На нынешний фестиваль были приглашены руководители аналогичных зарубежных проектов: протоиерей Михаил Нигеревич, директор фестиваля “Гайновские дни церковной музыки” (Польша), и Лариса Густова, художественный руководитель Международного фестиваля православных песнопений (г. Минск, Белорусь). Присутствовали также известные музыковеды и знатоки церковного пения: игумен Лазарь (Гнатов), регент и преподаватель Московской духовной академии и семинарии, Наталия Серегина, искусствовед из Санкт-Петербурга, и Николай Денисов, доцент Московской консерватории.

Первый день выступлений, как и все последующие, начался с молитвы. И когда протодиакон Димитрий Болгарский запел “Царю Небесный”, стихиру Святому Духу подхватил многоголосный собор почитателей православного церковного пения.

Молитва сопровождала все дни выступлений. Периодические миграции зрителей, которые своими “приливами” и “отливами” своеобразно оценивали выступающих, передвижения хоров и неизбежный шум не могли поколебать духовный настрой, царивший в храме.

Открыл программу фестиваля хор регентского отделения Института искусств Национального педагогического университета имени Н. П. Драгоманова. Признаться, будущие руководители церковного клироса приятно удивили слаженным пением, а еще больше — мастерским исполнением древних распевов.

Образец высокого певческого мастерства показали хоры “Саврополеос” из Румынии и сербский “Серафим”. В их пении, хоть и на чужом языке, чувствовался дух древних обителей, молитвенные воздыхания многих поколений святых подвижников. Надо ли говорить, что это не могло не произвести впечатления на внимательных слушателей фестиваля.

В Киев приехали 27 коллективов из 6 стран — представители четырех Поместных Православных Церквей, и каждый из них был уникален по-своему. Трогательным пением умиляли сердца детские хоры из Белгорода (Россия), Винницы и Ковеля. Показали свое умение маститые монастырские певцы из Почаева и хорошо знакомый киевлянам хор Киевских духовных школ.

Отдельный разговор о грузинских коллективах. Бесспорно, в этом году хоры Тбилисского кафедрального собора и Шавнабадского монастыря были всеобщими любимцами. Стоило им только выйти к солее — сотни внимательных слушателей замирали в ожидании духовных песнопений православных кавказцев. Уникальное грузинское трехголосное пение, безупречное интонирование, колоритная манера исполнения и, конечно же, национальная одежда, не оставили равнодушным никого. Словно благочестивые послы святой царицы Тамары зашли помолиться в лаврский храм. Все было очень реалистично — какой-то маленький мальчик даже подошел со своим папой к одному из “джигитов” и попросил показать кинжал, висящий у того на поясе.

Каждый из участников уезжал домой с подарком. Дипломы фестиваля, иконы преподобных Печерских, диски с записями выступлений, православные календари — все это вручал певчим бессменный директор “Гласа Печерского” Игорь Владимирович Ремизов. Усталый, но счастливый, в конце третьего дня фестиваля он не мог не поделится своими эмоциями: “Профессиональный уровень хоров растет. Люди слышат правильное каноническое пение и могут сравнивать с пением партесным. Участники хоров радостны, счастливы оттого, что приехали к нам, побывали в Лавре. Думаю, фестиваль удался”.

“Глас Печерский” — не конкурс, здесь нет победителей и проигравших. Это православный фестиваль, где каждый поющий Богу по-своему ценен и дорог и где всех объединяет благодатное поприще церковно-певческого служения.

 

Впечатления:

 

Протодиакон Димитрий Болгарский, исполнительный директор фестиваля “Глас Печерский 2007”, заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения:

— Мы хотели избежать конкуренции и соперничества, которые всегда несет в себе конкурс. Нашей целью было устроить певческий праздник. Выступило 27 коллективов: разные регионы, разные певческие традиции, разные культуры. Мы слышали пение от древневизантийского до современного авторского. Эта идея полноты, соборной полноты Церкви очень важна для нас. Она объединяет и преображает. Особенно важно показать современному слушателю древнее пение, которое несет в себе особый духовный смысл и ритмику. Это, собственно, даже не пение, а интонация молитвы. Она учит, как нужно молиться, чтобы жизнь духовная была правильной. Ведь главная цель церковного пения — дать человеку правильный, не прелестный образ молитвы. А мы знаем, что гармоническая музыка в ее направленности на внешнюю красоту, на созвучие аккорда, может нести опасность переноса внимания со слова на внешние формы. Поэтому церковное пение как раз и призвано выполнять важнейшую задачу — точно задавать правильный тон в богослужении. И мне кажется, что наш праздник, без сомнения, удался.

 

Архидиакон Габриель Константин Опрэа, регент византийского хора “Саврополеос” (г. Бухарест, Румыния):

— Хорошее впечатление оставило разнообразие хоров, каждый из которых был представителем особой певческой традиции. Нам было интересно представить украинским слушателям свое пение, византийскую музыку. Ведь эта музыка рождается от молитвы. Музыка и молитва. Одно вытекает из другого.

 

Бабиченко Виктория, учитель музыки (г. Киев):

— Очень хорошо, что существует такой фестиваль. Приятно удивил его высокий уровень, несмотря на то, что были представлены и любительские, и профессиональные коллективы. Мне особенно запомнился сербский хор “Серафим”. Такого пения не услышишь нигде.

Олег Карпенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua