Православные храмы

Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (в Бабьем Яру)

Впервые название «Бабий Яр» упоминается в 1401 году. Владелица…

Храм великомученицы Варвары (в поликлинике на Березняках)

На Подоле, на Покровской улице, была церковь вмц. Варвары. Она…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 4‑м роддоме, на Оболони)

Первый молебен отслужен в 2002 г., устав религиозной общины…
Транспортные компании санкт-петербурга
Транспортная компания Санкт-Петербурга. Экономно! Антикризисные тарифы
kvadlogistic.ru
Пакеты для отбора проб воздуха
Производство пакетов из картона, эфалина, плайка, дизайнерской бумаги и др
magazinlab.ru

Публикации

Не ищите окольных путей к Богу

В последние годы все чаще приходится слышать о тоталитарных сектах — “Церковь…

Вузька і простора дорога

У Царство Небесне є дві дороги: одна вузька, або скорботна, поєднана з…

Херсонес и миссия христианства

На земле Херсонеса соединились судьбы свт. Климента Римского, равноапп. Кирилла…

Pinchuk_PHLС 6 октября по 30 декабря в киевском PinchukArtCentre проходит выставка под названием REFLECTION (рефлексия — отслеживание и осмысливание собственных эмоций, впечатлений. — Ред.). На ней представлены скульптурные изображения, инсталляции, фотографии и живопись художников XXI в. из Великобритании, Германии, Мексики, Польши, США, Украины, Японии, среди которых: Дэмиэн Херст, Энтони Гормли, Андреас Гурски, Такаши Мураками, Сэм Тейлор-Вуд, а также Сергей Братков, Олег Кулик и многие другие.

Хотелось бы сразу сказать о том, какое впечатление произвела выставка на меня и мою спутницу, выпускницу Киевской художественной академии, иконописца Наталью Гладовскую. Но как-то несерьезно и неубедительно по отношению к вышеназванным мастерам (пусть нам и мало известным) написать: “В основном — не понравилось. Многое разочаровало. Кое-что в душе отозвалось”.

Поэтому прежде скажем несколько слов о том, что представляет собой современное западное искусство, и в частности экспонаты нью-йорских художественных галерей. Видеоинсталляции и видеопроекции, комбинированные фотографии, скульптуры — и все это объединено одним девизом: “Реальность — это лишь то, что мы о ней думаем, и то, как мы ее ощущаем”. Цель искусства — сеять прекрасное, доброе и вечное — по всей видимости, канула в небытие. Задача подобных произведений — вызвать какую-нибудь эмоциональную реакцию: шок, негодование, отвержение, радость (эмоции уже не делятся на положительные и отрицательные). Главное, чтобы работы, воздействуя на нашу нервную систему, вызывали яркие эмоции и так или иначе связывались со сферой удовольствия, для которой непереносимо однообразие. Использование новейших технологий создает псевдореальность, после которой реальный мир начинает казаться пресным и скучным.

Организатор выставки, Виктор Пинчук, заявил: “Я хочу, чтобы Киев стал одной из столиц современного искусства, и считаю, что современное искусство должно помочь модернизировать нашу молодую страну”.

Мы же с Натальей оказались слишком консервативны и не захотели очаровываться новым, ведь по-старинке делим эмоции на добрые и злые. В итоге — многое на этой выставке не смогли принять.

Начну с работ Дэмиэна Херста. Первая из них поначалу даже порадовала: на большом полотне — целая мозаика из бабочек. Насторожило только название работы: “Обожествление”. Вторая — скульптура мужчины, которую Наталья назвала образцом для изучения анатомических особенностей человека. В одной руке мужчины — ножницы, в другой — собственная кожа. Название: “Святой Варфоломей, утонченная боль”. А рядом — распятый скелет под названием “Воскресение”. Сам Дэмиэн (которого пресса часто называет “скандальным художником”) считает, что наука стала новой религией. “В своих работах он часто интерпретирует христианские символы на современный лад”, — пишут о нем светские издания.

Еще одна работа Херста, “Раковая хроника / Иисус и ученики”, состоит из бычьих голов, которые, по мнению автора, символизируют апостолов, и картин, выложенных из мух. Не удивительно, что нашей реакцией на нее было возмущение — ведь это больше похоже на кощунство, чем на интерпретацию. Хочется спросить: неужели Дэмиэну не хватило научных или, в конце концов, языческих символов для его “интерпретаций”? Для чего ему понадобились символы христианские? И еще: понимает ли сам Херст, что значит Воскресение? Пережил ли он это как духовную реальность? По-моему, нет. Его работы оставляют привкус горечи и сожаления.

Более “мирными” показались работы одного из самых известных в мире фотографов — выпускника Дюссельдорфской академии Андреаса Гурски. В 2002 г. на аукционе в Нью-Йорке его работа была продана за 701 055 евро. “Герои” его монументальных произведений (например, фотопанорама “99 центов” имеет три метра в длину) — обезличенные урбанистические ландшафты, полки супермаркетов, повторяющиеся детали новостроек, панорамы стадионов и заводских корпусов. Он делает съемки с вертолетов и подъемных кранов, затем работы монтируются с помощью цифровых технологий. Наталья, как человек доброй души и художественной интуиции, сразу дала следующую оценку: “Это критика глобализма. Здесь нет личности. Личность обезличена”. Но критики называют Гурски “поэтом глобализма” и об авторах такого рода пишут: “Художник создает произведение из хаоса, из культурного мусора — и не намерен маскировать действие разрушительных сил — напротив, он чувствует себя заодно с этими силами, приобретая тем самым иммунитет к их действию. Он заклинает и подчиняет их себе”. Кто прав, может сказать только сам автор. Главное, что его работы действительно отражают зло глобализма, а уже наше право делать вывод, поэтично оно или нет.

Настораживает, что всему современному искусству пророчат такую вот технологичность. Художественные достоинства произведений искусства будут определяться качеством техники, а художник уподобится ремесленнику. И восхищаться мы будем не его мастерством, а мастерством техники. Действительно, человек начал уходить на второй план, и его уже не видно за достижениями НТП. Хорошо ли будет живой душе жить в мире, где даже искусство — дело техники? Нет — ему будет неуютно и холодно. И это, наверное, основные впечатления, которые остались у нас от выставки.

Порадовала работа Такаши Мураками “Цветок Матанго”, представляющая собой шар из разноцветных смеющихся цветов. Понравились фотографии Сэма Тейлора-Вуда “Автопортрет как дерево”, Сергея Браткова “Крестный ход”. Композиционная скульптура Василия Цагалова “Лебединое озеро”, состоящая из женских манекенов в балетных пачках, обвязанных взрывчаткой, — откровенно напугала.

Вот такое оно — современное искусство.

Что бы как-то согреться душой, мы с Натальей зашли на выставку киевского художника Ивана Пилипенко. Его картины: виды Лавры, Венеции — говорили о мечте, о прекрасном. Как хорошо, что живет еще родное, красивое, доброе, вечное!

 Анастасия Бондарук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me