Православные храмы

Храм Казанской иконы Божией Матери (при Национальном центре радиационной медицины)

В 2010 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и…

Никольский собор Покровского монастыря

Крупнейший по размерам храм Киева, сооруженный в 1896—1911 гг.…

Храм Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…
Публикации

Спiльне народження та спiльна загибель храмiв

У другiй половинi XIX столiття вiдбувався стрiмкий розвиток колишнiх околиць…

“Не захотел от людей славы, но от Бога”. Киево-Печерские святые в Херсонесе

В Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры почивают мощи…

Горечь современного искусства

Pinchuk_PHLС 6 октября по 30 декабря в киевском PinchukArtCentre проходит выставка под названием REFLECTION (рефлексия — отслеживание и осмысливание собственных эмоций, впечатлений. — Ред.). На ней представлены скульптурные изображения, инсталляции, фотографии и живопись художников XXI в. из Великобритании, Германии, Мексики, Польши, США, Украины, Японии, среди которых: Дэмиэн Херст, Энтони Гормли, Андреас Гурски, Такаши Мураками, Сэм Тейлор-Вуд, а также Сергей Братков, Олег Кулик и многие другие.

Хотелось бы сразу сказать о том, какое впечатление произвела выставка на меня и мою спутницу, выпускницу Киевской художественной академии, иконописца Наталью Гладовскую. Но как-то несерьезно и неубедительно по отношению к вышеназванным мастерам (пусть нам и мало известным) написать: “В основном — не понравилось. Многое разочаровало. Кое-что в душе отозвалось”.

Поэтому прежде скажем несколько слов о том, что представляет собой современное западное искусство, и в частности экспонаты нью-йорских художественных галерей. Видеоинсталляции и видеопроекции, комбинированные фотографии, скульптуры — и все это объединено одним девизом: “Реальность — это лишь то, что мы о ней думаем, и то, как мы ее ощущаем”. Цель искусства — сеять прекрасное, доброе и вечное — по всей видимости, канула в небытие. Задача подобных произведений — вызвать какую-нибудь эмоциональную реакцию: шок, негодование, отвержение, радость (эмоции уже не делятся на положительные и отрицательные). Главное, чтобы работы, воздействуя на нашу нервную систему, вызывали яркие эмоции и так или иначе связывались со сферой удовольствия, для которой непереносимо однообразие. Использование новейших технологий создает псевдореальность, после которой реальный мир начинает казаться пресным и скучным.

Организатор выставки, Виктор Пинчук, заявил: “Я хочу, чтобы Киев стал одной из столиц современного искусства, и считаю, что современное искусство должно помочь модернизировать нашу молодую страну”.

Мы же с Натальей оказались слишком консервативны и не захотели очаровываться новым, ведь по-старинке делим эмоции на добрые и злые. В итоге — многое на этой выставке не смогли принять.

Начну с работ Дэмиэна Херста. Первая из них поначалу даже порадовала: на большом полотне — целая мозаика из бабочек. Насторожило только название работы: “Обожествление”. Вторая — скульптура мужчины, которую Наталья назвала образцом для изучения анатомических особенностей человека. В одной руке мужчины — ножницы, в другой — собственная кожа. Название: “Святой Варфоломей, утонченная боль”. А рядом — распятый скелет под названием “Воскресение”. Сам Дэмиэн (которого пресса часто называет “скандальным художником”) считает, что наука стала новой религией. “В своих работах он часто интерпретирует христианские символы на современный лад”, — пишут о нем светские издания.

Еще одна работа Херста, “Раковая хроника / Иисус и ученики”, состоит из бычьих голов, которые, по мнению автора, символизируют апостолов, и картин, выложенных из мух. Не удивительно, что нашей реакцией на нее было возмущение — ведь это больше похоже на кощунство, чем на интерпретацию. Хочется спросить: неужели Дэмиэну не хватило научных или, в конце концов, языческих символов для его “интерпретаций”? Для чего ему понадобились символы христианские? И еще: понимает ли сам Херст, что значит Воскресение? Пережил ли он это как духовную реальность? По-моему, нет. Его работы оставляют привкус горечи и сожаления.

Более “мирными” показались работы одного из самых известных в мире фотографов — выпускника Дюссельдорфской академии Андреаса Гурски. В 2002 г. на аукционе в Нью-Йорке его работа была продана за 701 055 евро. “Герои” его монументальных произведений (например, фотопанорама “99 центов” имеет три метра в длину) — обезличенные урбанистические ландшафты, полки супермаркетов, повторяющиеся детали новостроек, панорамы стадионов и заводских корпусов. Он делает съемки с вертолетов и подъемных кранов, затем работы монтируются с помощью цифровых технологий. Наталья, как человек доброй души и художественной интуиции, сразу дала следующую оценку: “Это критика глобализма. Здесь нет личности. Личность обезличена”. Но критики называют Гурски “поэтом глобализма” и об авторах такого рода пишут: “Художник создает произведение из хаоса, из культурного мусора — и не намерен маскировать действие разрушительных сил — напротив, он чувствует себя заодно с этими силами, приобретая тем самым иммунитет к их действию. Он заклинает и подчиняет их себе”. Кто прав, может сказать только сам автор. Главное, что его работы действительно отражают зло глобализма, а уже наше право делать вывод, поэтично оно или нет.

Настораживает, что всему современному искусству пророчат такую вот технологичность. Художественные достоинства произведений искусства будут определяться качеством техники, а художник уподобится ремесленнику. И восхищаться мы будем не его мастерством, а мастерством техники. Действительно, человек начал уходить на второй план, и его уже не видно за достижениями НТП. Хорошо ли будет живой душе жить в мире, где даже искусство — дело техники? Нет — ему будет неуютно и холодно. И это, наверное, основные впечатления, которые остались у нас от выставки.

Порадовала работа Такаши Мураками “Цветок Матанго”, представляющая собой шар из разноцветных смеющихся цветов. Понравились фотографии Сэма Тейлора-Вуда “Автопортрет как дерево”, Сергея Браткова “Крестный ход”. Композиционная скульптура Василия Цагалова “Лебединое озеро”, состоящая из женских манекенов в балетных пачках, обвязанных взрывчаткой, — откровенно напугала.

Вот такое оно — современное искусство.

Что бы как-то согреться душой, мы с Натальей зашли на выставку киевского художника Ивана Пилипенко. Его картины: виды Лавры, Венеции — говорили о мечте, о прекрасном. Как хорошо, что живет еще родное, красивое, доброе, вечное!

 Анастасия Бондарук

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu