Православные храмы

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…

Храм Собора архангела Гавриила при ТРК «Глас»

Община домовой церкви начала формироваться с 2003 года, со времени…

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…

Публикации

“Наша святая Церковь — источник, утоляющий жаждущих”. История Албанской Православной Церкви

Предки албанцев — иллирийцы — расселились на территории нынешней Албании в…

Пшеница Божия: мученики XX века

Святая Церковь с благоговением почитает память чад Своих, кровью доказавших…

“Мастер и Маргарита”: за или против Христа?

В свое время выход романа Булгакова “Мастер и Маргарита” сыграл важную роль в…

svv_Aleksandrijskoj_tserkviМиссии в Африке известны уже на заре христианства: в Священном Писании повествуется о том, как апостол Филипп по велению Ангела крестил знатного эфиоплянина (см.: Деян. 8: 26–40). Надо полагать, что это был первый случай обращения коренного африканца в христианство. Следующее упоминание о миссионерской деятельности восходит лишь к IV в., и это вполне объяснимо, так как христианство притеснялось со стороны римского государства и подвергалось частым гонениям. Лишь при святом равноапостольном императоре Константине, провозгласившем христианство официальной религией, Александрийская Церковь смогла открыто вести свою проповедь. Однако в этот период она была вынуждена сосредоточить свои силы для борьбы с внутренними врагами — ересями. Одна за другой они возникали на Православном Востоке, и лучшие представители Александрийской богословской школы вели нелегкую борьбу за чистоту Православия. Поэтому совсем не удивительно, что в то время чуть ли не единственным миссионером среди коренного населения явился пленный римский юноша Фрументий, который, оказавшись при дворе аксумского царя Элла-Амиды, проповедовал Евангелие в Эфиопии. Его проповедь, соединенная с личным благочестием и талантом государственного мужа, возымела успех, и при следующем царе Эзане христианство стало государственной религией Эфиопии. В 343 г. святитель Афанасий Александрийский рукоположил Фрументия в сан архиепископа Эфиопского, и с этого времени ведет свою историю одна из древнейших христианских Церквей. К сожалению, уже через сто лет Эфиопская Церковь отпала от Вселенского Православия, приняв распространившуюся в Египте монофизитскую ересь. Стоит сказать, что монофизитство и монофелитство надломили Александрийский Патриархат и привели к тому, что часть его была просто потеряна. К внутренним бедам добавились и внешние: в середине VII в. отдаленные провинции Византии подверглись нашествию арабов. В сентябре 642 г. под их натиском пала Александрия, и началась эпоха арабского владычества. Положение христиан в этот период было различным, в зависимости от расположения того или иного халифа. Александрийская Церковь долгие столетия оставалась в столь стесненном положении, что о развитии какого-либо миссионерства не могло быть и речи.

 

Возникновение Православия в Уганде

Православие в Африке (за исключением Северной) появилось в XX в., после или в период получения независимости африканскими колониями, причем пришло оно сюда различными путями. Один из них — греческая экономическая эмиграция, греческие диаспоры возникали на протяжении XX в. по всему континенту. Понятно, что там, где появлялись греки, они обязательно строили православный храм — как неотъемлемую часть своей религии и культуры. Как правило, они не занимались миссией, но и не могли не привлекать интереса африканцев к Православию.

Другой путь — активная миссионерская деятельность, которую до сего дня проводят Александрийские патриархи, начиная с Мелетия II (1926–1935). Немалую роль играет братская помощь Элладской, Кипрской и Финской Церквей, а также Греческой Православной Архиепископии в Америке.

И третий путь, который стал совершенно новым и абсолютно уникальным, — обращение протестантских и католических проповедников из коренного населения в Православие. И первым несевероафриканским государством, пришедшим подобным путем к Православию, стала Уганда.

Для местного населения Уганды было очень удивительным и непонятным, почему католики и протестанты открыто враждуют и часто поступают не по-христиански, поэтому некоторые из угандийцев стали интересоваться историей христианства, чтобы понять сложившиеся противоречия.

Однажды в далеком 1919 г. один из них, угандиец-англиканин по имени Ребейн Мукаса, наткнулся в словаре на слово “Orthodoxy” и заинтересовался его значением: “истинная Церковь”, “Мать-Церковь”. Он стал искать более подробную информацию о Православии, рассылать письма по всему миру с вопросами о православной вере. Одно из писем дошло до американца африканского происхождения по имени Александр Макгвайр, который прислал ему литературу о Православии. Тогда Ребейн Мукаса и его друзья окончательно укрепились в своем желании, чтобы в Африке появилась эта вера. Макгвайр направил их к чернокожему епископу по имени Джордж Уильям Александр, жившему в Южной Африке. Тот приехал в Уганду и рукоположил их. Ребейн Мукаса стал отцом Спартасом.

Но друзья не остановились на этом: они нашли священника из Вселенского Патриархата, который ездил по Африке и крестил греческих младенцев. Приехав в Уганду и пробыв здесь примерно полгода, наставляя отца Спартаса и группу его единомышленников в православной вере, священник посоветовал им обратиться в Александрийский Патриархат, чтобы таким образом обрести материнскую Церковь. Это было в начале 1930-х годов. Но на многочисленные письма, посланные в Александрию, ответа не было. Тем временем они крестили людей и открывали множество приходов, передвигаясь в основном пешком и на велосипедах. У отца Спартаса и его друзей появилось много последователей, но они не могли продержаться долго без помощи и архипастырского окормления: часть священников умерла, и основанные ими приходы начали приходить в запустение.

 

Становление новообразованной миссии

Лишь в 1946 г. православные сообщества Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом. В 1959 г. в Уганду был направлен епископ Николай, митрополит Кампальский и всей Восточной Африки, а с 1959 г. Патриарх Александрийский взял на себя прямое руководство Православной Церковью Африки.

Еще в 1958 г. для лучшего руководства православными общинами в Восточной Африке была учреждена Иринопольская митрополия с центром в столице Танзании Дар-эс-Саламе, что значит “Город Мира”, или, по-гречески, Иринополис. Епископ вновь рукоположил отца Спартаса и его друзей в соответствии с канонами Матери-Церкви.

Отец Спартас и его друзья начали активную деятельность по созданию Церкви. Сначала они обратили в Православие своих родственников, и от них новая вера стала распространяться дальше. Отец Спартас понимал, что для Церкви необходимы образованные люди. Он ввел преподавание английского языка в основанной им школе, которая официально была частной и принадлежала Церкви. Колониальные власти Великобритании (Уганда обрела независимость только в 1969 г.), пытаясь закрепить за собой монополию на образование, издали закон, по которому английский язык можно было преподавать только в государственных школах. Это не остановило отца Спартаса, и за нарушение законодательства ему пришлось провести пять лет в тюрьме.

В 1959 г. отец Спартас посетил Грецию. Он выступал среди христиан и призывал в Африку греков для катихизации и учреждения миссии. Результатом стало образование нескольких, преимущественно молодежных, групп молитвенной и материальной поддержки…

В 1965 г. один из священников, находясь в США, обратился к семидесяти пяти греческим приходам с просьбой оказать помощь. Миссионеры из Греции и Соединенных Штатов отправились на помощь африканским православным и помогают им до сих пор.

Первым миссионером был Хризостом Папасарантопулос, священник, принявший целибат, а позже монах, который приехал в Уганду в 1960 г. Он служил в Африке до самой смерти в декабре 1972 г. Одним из самых видных миссионеров была Ставрица Вахариу, американка греческого происхождения, приехавшая в Восточную Африку в 1971 г. Она писала иконы и обучала африканцев основам домоводства.

Но как бы ни старались греческие миссионеры, основной груз апостольской проповеди все-таки лежит на коренных африканцах.

В 1972 г. в Александрии состоялась архиерейская хиротония трех коренных жителей континента. Среди них был просветитель Уганды Спартас Ребейн Мукаса, нареченный епископом Христофором Нилополийским († 1982 г.).

 

Современное положение Православной Церкви в Уганде

На сегодняшний день православных в Уганде около 1,5 млн человек, действуют четыре епархии, объединенные в митрополию во главе с митрополитом Ионой (Луангой). Митрополия находится в пригороде столицы Кампалы Намунгоне, насчитывает 80 приходов, хотя многие из них не имеют священников и управляются катихизаторами. В некоторых приходах нет храмов. Клир насчитывает 37 священников и 8 диаконов. При многих храмах имеются приходские школы-интернаты, где дети-сироты не только учатся, но живут и питаются за счет прихода. Здесь же они обучаются будущей профессии. Поскольку учителей не хватает, приходится приглашать специалистов, принадлежащих к другим конфессиям, — это тоже проповедь, так как многие из них переходят в Православие. Недалеко от деревни Дегея строится первый в Уганде женский монастырь, в котором 4 монахини и 7 послушниц. Старшая из сестер, Анастасия, — первая православная монахиня в истории Уганды, ей всего 23 года. В 1995 г. открылась семинария при митрополии, в которой сейчас учатся 15 человек.

Подготовил Максим Мудрак

Продолжение следует

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua