Православные храмы

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…

Публикации

Коли здоровий дух — здорове тіло, а не навпаки

Значення християнського світогляду для пропагування здорового способу життя

Духовный смысл Великой Отечественной войны

Духовный смысл Великой Отечественной войны — призыв народа к покаянию,…

“Церковь всегда подвластна только ее Главе — Христу”. Раскол 1992 года: комментарии очевидцев

О филаретовском расколе, его причинах и последствиях написано и сказано уже…

devochkaЕсли ты хочешь навести порядок в мире, наведи его в своей стране. Если ты хочешь навести порядок в своей стране, наведи его в своем городе. Если ты хочешь навести порядок в своем городе, наведи его в своем доме. Если ты хочешь навести порядок в своем доме, наведи его в своей душе.


Совесть и общество

Читая эти строки, вспоминаешь известное высказывание преподобного Серафима Саровского: “Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся”. О том, что состояние нашей души влияет на душу ближнего и нравственное состояние общества, писал святитель Феофан Затворник: “Беспорядочность в семейство и в общество вошла изнутри человека. Не будь его внутри, не было бы его и вовне”. Поэтому то, что делает отдельный человек, делает и нация. И юридические законы, зачастую, оказываются, бессильны в борьбе с пороками общества. Можно, например, меня оштрафовать, потому, что я курю в общественном месте, рядом с беременной женщиной или ребенком. Изменит ли это меня? Как я поступлю в похожей ситуации, если рядом не окажется стража порядка? Скорее всего, покурю. Но если я буду знать, что вредить ближнему, тем более слабому, грешно и что само курение — грех, так как является пагубной страстью, разрушающей дарованное Богом здоровье моего тела, которое есть храм души, — то, садясь в очередной раз покурить на лавочку на детской площадке рядом с малышами, я услышу тихий голос совести: “А может, не здесь и не сейчас?” Изменится ли состояние моей души после Крещения, Причастия, после соприкосновения с Живым Богом? Конечно. Да, болезни не уйдут сразу. Но постепенно, прислушиваясь к своей совести, я буду учиться думать о ближнем и не делать ему того, чего бы не хотела по отношению к себе.

 

Когда приходит разруха?

Во время “оранжевой революции” мы с ребенком лежали в детской больнице. Ребенок был в тяжелом состоянии, и я не могла следить за политическими событиями. В отделении было очень неуютно и очень грязно: грязные палаты, грязная кухня, ванна и все, все, все. Нам пришлось терпеть это целый месяц.

Когда политическая ситуация разрешилась в пользу одной из сторон, то наша санитарка бегала по отделению с радостными криками. Я остановила ее и с недоумением спросила:

— Чему вы так радуетесь? Что изменится в вашей жизни? На что вы надеетесь?

— Как на что? Жизнь станет лучше!

“А жизнь тридцати маленьких детей и их мам станет лучше, если вы каждый день будете добросовестно выполнять свои обязанности — просто мыть отделение”, — с горечью подумала я. Санитарка просто не замечала, что своей безответственностью тоже портила кому-то жизнь. Как часто это происходит с каждым из нас!

Самое поразительное, что хирург той же больницы в один из дней политического кризиса отменил несколько важных операций, потому что решил поучаствовать в митинге. Наверное, он подумал: “Почему менеджерам, продавцам и другим можно, а мне нельзя?”. Как тут не вспомнить М. Булгакова: “Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует… Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Следовательно, разруха… в головах”.

 

Потребности, иллюзии и политика?

Надеясь на то, что “жизнь станет лучше!”, чего мы конкретно ожидаем? Желание “лучшей жизни” неконкретно. Это щит, за которым скрывается неудовлетворенная и неосознанная потребность. Например, я вижу в модном журнале фотографию красивой девушки, рекламирующей дорогой крем. Девушка мне нравится, и у меня появляется полуосознанная иллюзия: куплю крем — стану такой же. Я не осознаю, что то, как выглядит модель на фотографии, — это мастерство фотодизайнера, не осознаю, что мне в ней нравится все: ее фигура, ее улыбка, т. е. крем здесь ни при чем. Не осознаю также, какая потребность стоит за желанием стать похожей на модель — потребность принять свою внешность, принять себя. Опять же с кремом это никак не связано. Но из-за неосознанного остается ассоциация: крем — красивая девушка — я красивая девушка. Что-то вроде условного рефлекса.

Таким образом, не осознавая своих потребностей, мы не можем найти верный выход из ситуации. Поэтому хорошо бы ответить самому себе на вопрос: “Каких изменений к лучшему я жду от смены правительства? Как это изменит мою жизнь, мое внутреннее состояние? Какую мою потребность удовлетворят политические изменения?”. Некоторые говорят: станем обеспеченнее и счастливее. За счет чего мы станем счастливее? Вчера я был рабочий-строитель, водитель или учитель, а завтра что — удачливый бизнесмен, премьер-министр? Разве изменится мой социальный статус? Жена будет больше любить или дети станут отличниками? Мы все знаем, что материальный достаток очень важен, но не он делает человека счастливым, тем более что политики, особенно в период избирательных кампаний, обещают не меньше, чем рекламные проспекты, и очень часто их обещания так и остаются обещаниями.

У каждого из нас есть множество естественных и здоровых психологических потребностей. Окружающая среда не часто способствует их удовлетворению. Знакомые не спешат выражать нам свою любовь и внимание, работодатель не торопится повышать зарплату. Мы сами ответственны за удовлетворение наших потребностей. Важно учиться понимать себя, не тешить себя пустыми иллюзиями, стараться достигать то, что в наших силах, смиряться и не отчаиваться, что мы чего-то достичь не можем. И конечно, всегда и во всем уповать на Бога, на Его благую и всесильную помощь.

 

Стимуляция доверия

В первое время политическая реклама еще вызывала у некоторых эйфорию. Как стимуляторы, мобилизующие все силы организма, по окончании действия оставляют его еще более ослабленным, реклама простимулировала политическую активность и доверие, оставив в результате лишь разочарование. Вот мнение одного из психологов: “Необычное… может врываться в будни, но не часто. Если героизм становится хроническим, то он оканчивается судорогой…” Опять вспоминается булгаковский профессор Преображенский: “Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме. И — Боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет”. Безусловно, страусиная позиция — не выход из положения, но излишнее увлечение государственными делами действительно вредно для здоровья.

 

Кесарю кесарево…

Закончились выборы… Приняв в них участие, мы проявили свою гражданскую и политическую активность. Христос заповедал нам отдавать кесарю кесарево. Главное теперь — найти время, чтобы отдать Богу Божие. Проявляя активность в христианской жизни (участие в Таинствах, в церковной молитве), мы действительно можем многое изменить в своей стране, начав с самих себя: “Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся”.

 Анастасия Бондарук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me