Православные храмы

Покровский храм на Приорке

Православная деревянная церковь неизвестного названия существовала на…

Храм апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на Осокорках), часовня великомученика Пантелеимона

Храм действовал с лета 1997 г. в приспособленном для этого доме. В…

Храм мученика Трифона (на Троещине-Вигуровщине)

Село Милославичи впервые упоминается под 1396 г. В XVI в., когда…
Публикации

Психолог — соработник священника

Более 10 лет в Санкт-Петербурге при Научно-просветительском обществе…

Вечный огонь или вечный покой?

“Позаботься о своем теле, как о храме Божием. Позаботься о нем! Оно должно…

Слава и гордость Новгорода-Северского

История Новгорода-Северского насчитывает 1000 лет и делится на несколько…

Свет Православия на черном континенте. История Александрийской Православной Церкви

hram_v_ZejtuneПеречитывая евангельские строки о бегстве Святого Семейства в Египет, мы невольно на некоторое время прощаемся с Богомладенцем, Его Пречистой Матерью и Иосифом Обручником. Но для жителей Египта это — радостное событие, сделавшее их родину второй Святой Землей. Они встретили Спасителя на заре христианской эпохи, чтобы уже никогда не расставаться с Ним. А непростая историческая судьба народов Африки часто давала им возможность явить свою верность и преданность Христовой Церкви.


Александрийская Церковь и конфликт цивилизаций

С появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, вытеснивших из Палестины ослабевших мусульман-фатимидов и образовавших христианские государства, Египет на два столетия стал передним краем борьбы восточной и западной цивилизаций.

С XIII в. именно Египет являлся главной целью крестоносцев, и они несколько раз предпринимали попытки овладеть им. Во время Пятого крестового похода (1218–1221) католики после долгой осады овладели Дамиеттой, однако во время похода на Каир были отрезаны от своих и под угрозой голода уступили все свои завоевания. В 1248–1250 гг. вторгшаяся в Египет армия французского короля Людовика IX после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами. Сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. Даже после того как основная волна движения крестоносцев спала, а все христианские владения на Востоке оказались в руках мусульман, папа Римский и европейские рыцари не оставляли попыток завоевать Египет.

Объективно крестовые походы только ухудшили положение египетских христиан, вызвав всплеск ярости у мусульман, который привел к гонениям против “неверных”. Сами же крестоносцы относились к православным христианам как к еретикам. Во время вторжений в Египет они грабили и истребляли население, не делая различий между мусульманами и христианами. После взятия в 1219 г. Дамиетты, где находился православный митрополит, папский легат учредил в городе католическую кафедру, причислив ее к владениям Иерусалимского латинского патриарха.

Мусульмане со своей стороны не вникали в противоречия между христианскими конфессиями и подозревали православных в пособничестве крестоносцам. Помимо бедствий и разрушений непосредственно в районах военных действий, христиане подвергались разнообразным преследованиям на всей мусульманской территории.

 

Новое нашествие мусульман

В 1250 г. власть в Египте захватили мамлюки, которые сумели остановить натиск монголов и сокрушили остатки владений крестоносцев. Мамлюкский султанат стал политическим и религиозным центром исламского мира. Во время правления мамлюков внутренняя политика отличалась религиозной нетерпимостью.

В 1453 г., с падением Константинополя, политическая ситуация изменилась. Турки быстро захватили господство на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Европе, а также на Африканском континенте. В 1517 г. Египет стал одной из провинций Османской империи. Во главе его стояли присылавшиеся из Стамбула паши, которые опирались на размещенные в стране янычарские корпуса.

В целом османы были более веротерпимы, чем правившие до них мамлюки; в Египте же положение христиан было более благополучным, чем в других провинциях, — иноверцы часто играли заметную роль в жизни государства.

Русский монах Арсений (Суханов), посетивший Египет в 1657 г., сообщал, что в Каире постоянно живут 600 православных арабов и греков.

Из-за малочисленности православного населения Александрийская Церковь постоянно находилась в тяжелом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных Патриархатов и помощи православных государств, прежде всего России.

Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийским престолом и другими Восточными Патриархатами. Многие Александрийские патриархи едва ли не большую часть своего правления проводили за пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или собирая милостыню на поддержание своего престола в Дунайских княжествах.

 

От французской оккупации до процветания Египта

К XVIII в. относятся многочисленные упоминания о широком распространении христианства на юг от Сахары. В первые века эта территория была населена мелкими племенами и практически не имела крупных поселений. Христианские проповедники проникали туда посредством торговых путей, а впоследствии, с нашествием арабов, многие из православных несли в эти страны свою веру, спасаясь от мусульман.

Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, который 2 июля занял Александрию, а через пять дней вступил в Каир. В стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации генералов Бонапарта, мусульманское население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти.

Во время антифранцузских восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. Бывший в то время патриархом Парфений II вынужден был бежать на Родос, где и скончался.

Победителем в этой междоусобной борьбе оказался албанский военачальник Мухаммад Али (1805–1849), которому удалось уничтожить главную оппозиционную силу — мамлюков. Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых Египет на некоторое время превратился в региональную сверхдержаву.

Религиозная политика Мухаммада Али была сугубо прагматичной. Заботясь о доходах казны и развитии промышленности, паша охотно покровительствовал христианским общинам. В Египет из османских владений устремилось множество греков, которые покупали земельные участки, строили на них больницы, благотворительные заведения и школы. Когда после Греческого восстания 1821 г. по всей Османской империи прокатились погромы, Мухаммад Али окружил христианские кварталы войсками и не допустил столкновений.

К 1843 г. относится официальная организация греческой общины в Александрии. Многочисленная, активная, процветающая православная община выработала четкую структуру самоуправления, состоявшую из эпитропий — комиссий выборных депутатов. Ее почетными членами стали консулы Греции, Бельгии, Швеции. Община содержала за свой счет школы, больницы, даже часть духовенства, жертвовала значительные суммы Патриархии, но в то же время добивалась контроля над действиями патриархов по расходованию средств. Подобная ситуация иногда приводила к противоречиям между церковной иерархией и мирянами, стремившимися играть все большую роль в жизни Церкви.

 

Европейская колонизация и рост Церкви

При слабых наследниках Мухаммада Али во второй половине XIX в. Египет быстро потерял экономическую самостоятельность и превратился в полуколонию европейских держав. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа огромного количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много христиан — греков и сирийцев, заполнивших важные социальные ниши (бизнес, издательское дело, журналистика, образование).

В XIX — начале XX в. представители православных народов играли в экономике и культуре Египта куда более значительную роль, чем в предшествующие столетия. Засилье иностранцев, финансовое закабаление страны вызвали рост националистических настроений, кульминацией которого стало восстание Ораби-паши в 1882 г. Патриарх Софроний и православное духовенство, как и представители других конфессий, покинули Египет. В Каире и Александрии остались только два священника, на долю которых выпали тяжкие испытания во время бесчинств мятежной толпы. Восстание было подавлено после артиллерийского обстрела Александрии английским флотом. Египет оккупировали англичане, и он, формально оставаясь до 1914 г. в составе Османской империи, фактически стал британским протекторатом.

Резкие изменения в жизни Египта не могли не наложить свой отпечаток и на положение Александрийского Патриархата. Прежде всего, за счет притока иммигрантов, увеличилась православная община: к началу XX в. она составляла около 100 тыс. человек (63 тыс. греков, остальные — православные арабы сирийского и ливанского происхождения). Численность духовенства увеличивалась медленнее: в начале XX в. под властью патриарха состояли два митрополита и 50 клириков. По мере роста православного населения строились новые церкви.

 

“Вся Африка будет православной”

В начале прошлого века своей активной общественно-просветительской деятельностью стал известен патриарх Фотий (1900–1925). Он строил храмы, учебные и благотворительные заведения, открыл Патриарший музей и Александрийскую библиотеку. При нем территория Патриархата была разделена на семь епархий. Его преемник, патриарх Мелетий II (1926–1935), развил активную деятельность по распространению Православия в Африке — учредил кафедры в Йоханнесбурге, Бенгази, Триполи, Тунисе, Судане и Эфиопии, а также основал Свято-Афанасьевское духовное училище, ставшее позже семинарией.

Во второй половине XX в. велась активная проповедь Православия среди коренных африканцев. Это привело к тому, что в 1963 г. в юрисдикцию Александрийской Церкви вошли православные Уганды и Кении, были учреждены новые епархии на территории Африки, в 1968 г. образованы епархии Мыса Доброй Надежды и Родезийская.

Сегодня в состав Александрийского Патриархата входят: Александрийская архиепископия, 14 митрополий и четыре епископии. Божественная литургия совершается на десяти языках в более чем четырехстах приходах со штатом около трехсот священников. Число православных христиан превышает один миллион человек и стремительно растет. Александрийская Православная Церковь, как и прежде, поддерживает братские отношения со всеми Православными Церквами, в том числе с Украинской Православной Церковью.

На континенте, где, как ни в одной другой части света, свирепствуют болезни, а голод уносит миллионы жизней, живут люди, чуть ли не самые чуткие к вере во Христа. По мнению многих, именно Африка стала одним из главных приобретений Православия в ХХ в., именно на нее с надеждой смотрят православные богословы, видя в земле джунглей и саванн место апостольского подвига. Рассказывают об одном миссионере, о. Афанасии Анфидесе, который в шестидесятых годах уехал в Африку проповедовать Христа. Пробыл он там недолго, но успел узнать об Африке главное, понять ее сущность. Возвратившись в Грецию, он познакомился с греческими миссионерами, отправлявшимися на Африканский континент. Он спросил их: “Куда вы едете?” — “Едем обращать в христианство африканцев”. Рассмеявшись, о. Афанасий сказал: “Это вы, вы сами станете там христианами, потому что не успеете произнести и слова, глядь — а африканцы уже усвоили сказанное. Они уже христиане. Они живут по-христиански: в любви, смирении и послушании. Через несколько лет вся Африка будет православной”.

Подготовил Олег Карпенко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu