Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Храм святителя Василия Великого Кирилловского монастыря

Церковь святителя Василия Великого на территории психиатрической…

Публикации

Пречиста Діва Марія

Кожне Богородичне свято — це велика радість, радість перш за все від того, що…

Троицкая родительская суббота. “...У Него все живы” (Лк. 20:38)

Еще во времена ветхозаветной Церкви молитвенное поминовение усопших считалось…

“Единственная — она, голубица моя”. О Церкви Божией

“Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами” (Песн. 2, 2)…

hram_v_ZejtuneПеречитывая евангельские строки о бегстве Святого Семейства в Египет, мы невольно на некоторое время прощаемся с Богомладенцем, Его Пречистой Матерью и Иосифом Обручником. Но для жителей Египта это — радостное событие, сделавшее их родину второй Святой Землей. Они встретили Спасителя на заре христианской эпохи, чтобы уже никогда не расставаться с Ним. А непростая историческая судьба народов Африки часто давала им возможность явить свою верность и преданность Христовой Церкви.


Александрийская Церковь и конфликт цивилизаций

С появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, вытеснивших из Палестины ослабевших мусульман-фатимидов и образовавших христианские государства, Египет на два столетия стал передним краем борьбы восточной и западной цивилизаций.

С XIII в. именно Египет являлся главной целью крестоносцев, и они несколько раз предпринимали попытки овладеть им. Во время Пятого крестового похода (1218–1221) католики после долгой осады овладели Дамиеттой, однако во время похода на Каир были отрезаны от своих и под угрозой голода уступили все свои завоевания. В 1248–1250 гг. вторгшаяся в Египет армия французского короля Людовика IX после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами. Сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. Даже после того как основная волна движения крестоносцев спала, а все христианские владения на Востоке оказались в руках мусульман, папа Римский и европейские рыцари не оставляли попыток завоевать Египет.

Объективно крестовые походы только ухудшили положение египетских христиан, вызвав всплеск ярости у мусульман, который привел к гонениям против “неверных”. Сами же крестоносцы относились к православным христианам как к еретикам. Во время вторжений в Египет они грабили и истребляли население, не делая различий между мусульманами и христианами. После взятия в 1219 г. Дамиетты, где находился православный митрополит, папский легат учредил в городе католическую кафедру, причислив ее к владениям Иерусалимского латинского патриарха.

Мусульмане со своей стороны не вникали в противоречия между христианскими конфессиями и подозревали православных в пособничестве крестоносцам. Помимо бедствий и разрушений непосредственно в районах военных действий, христиане подвергались разнообразным преследованиям на всей мусульманской территории.

 

Новое нашествие мусульман

В 1250 г. власть в Египте захватили мамлюки, которые сумели остановить натиск монголов и сокрушили остатки владений крестоносцев. Мамлюкский султанат стал политическим и религиозным центром исламского мира. Во время правления мамлюков внутренняя политика отличалась религиозной нетерпимостью.

В 1453 г., с падением Константинополя, политическая ситуация изменилась. Турки быстро захватили господство на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Европе, а также на Африканском континенте. В 1517 г. Египет стал одной из провинций Османской империи. Во главе его стояли присылавшиеся из Стамбула паши, которые опирались на размещенные в стране янычарские корпуса.

В целом османы были более веротерпимы, чем правившие до них мамлюки; в Египте же положение христиан было более благополучным, чем в других провинциях, — иноверцы часто играли заметную роль в жизни государства.

Русский монах Арсений (Суханов), посетивший Египет в 1657 г., сообщал, что в Каире постоянно живут 600 православных арабов и греков.

Из-за малочисленности православного населения Александрийская Церковь постоянно находилась в тяжелом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных Патриархатов и помощи православных государств, прежде всего России.

Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийским престолом и другими Восточными Патриархатами. Многие Александрийские патриархи едва ли не большую часть своего правления проводили за пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или собирая милостыню на поддержание своего престола в Дунайских княжествах.

 

От французской оккупации до процветания Египта

К XVIII в. относятся многочисленные упоминания о широком распространении христианства на юг от Сахары. В первые века эта территория была населена мелкими племенами и практически не имела крупных поселений. Христианские проповедники проникали туда посредством торговых путей, а впоследствии, с нашествием арабов, многие из православных несли в эти страны свою веру, спасаясь от мусульман.

Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, который 2 июля занял Александрию, а через пять дней вступил в Каир. В стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации генералов Бонапарта, мусульманское население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти.

Во время антифранцузских восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. Бывший в то время патриархом Парфений II вынужден был бежать на Родос, где и скончался.

Победителем в этой междоусобной борьбе оказался албанский военачальник Мухаммад Али (1805–1849), которому удалось уничтожить главную оппозиционную силу — мамлюков. Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых Египет на некоторое время превратился в региональную сверхдержаву.

Религиозная политика Мухаммада Али была сугубо прагматичной. Заботясь о доходах казны и развитии промышленности, паша охотно покровительствовал христианским общинам. В Египет из османских владений устремилось множество греков, которые покупали земельные участки, строили на них больницы, благотворительные заведения и школы. Когда после Греческого восстания 1821 г. по всей Османской империи прокатились погромы, Мухаммад Али окружил христианские кварталы войсками и не допустил столкновений.

К 1843 г. относится официальная организация греческой общины в Александрии. Многочисленная, активная, процветающая православная община выработала четкую структуру самоуправления, состоявшую из эпитропий — комиссий выборных депутатов. Ее почетными членами стали консулы Греции, Бельгии, Швеции. Община содержала за свой счет школы, больницы, даже часть духовенства, жертвовала значительные суммы Патриархии, но в то же время добивалась контроля над действиями патриархов по расходованию средств. Подобная ситуация иногда приводила к противоречиям между церковной иерархией и мирянами, стремившимися играть все большую роль в жизни Церкви.

 

Европейская колонизация и рост Церкви

При слабых наследниках Мухаммада Али во второй половине XIX в. Египет быстро потерял экономическую самостоятельность и превратился в полуколонию европейских держав. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа огромного количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много христиан — греков и сирийцев, заполнивших важные социальные ниши (бизнес, издательское дело, журналистика, образование).

В XIX — начале XX в. представители православных народов играли в экономике и культуре Египта куда более значительную роль, чем в предшествующие столетия. Засилье иностранцев, финансовое закабаление страны вызвали рост националистических настроений, кульминацией которого стало восстание Ораби-паши в 1882 г. Патриарх Софроний и православное духовенство, как и представители других конфессий, покинули Египет. В Каире и Александрии остались только два священника, на долю которых выпали тяжкие испытания во время бесчинств мятежной толпы. Восстание было подавлено после артиллерийского обстрела Александрии английским флотом. Египет оккупировали англичане, и он, формально оставаясь до 1914 г. в составе Османской империи, фактически стал британским протекторатом.

Резкие изменения в жизни Египта не могли не наложить свой отпечаток и на положение Александрийского Патриархата. Прежде всего, за счет притока иммигрантов, увеличилась православная община: к началу XX в. она составляла около 100 тыс. человек (63 тыс. греков, остальные — православные арабы сирийского и ливанского происхождения). Численность духовенства увеличивалась медленнее: в начале XX в. под властью патриарха состояли два митрополита и 50 клириков. По мере роста православного населения строились новые церкви.

 

“Вся Африка будет православной”

В начале прошлого века своей активной общественно-просветительской деятельностью стал известен патриарх Фотий (1900–1925). Он строил храмы, учебные и благотворительные заведения, открыл Патриарший музей и Александрийскую библиотеку. При нем территория Патриархата была разделена на семь епархий. Его преемник, патриарх Мелетий II (1926–1935), развил активную деятельность по распространению Православия в Африке — учредил кафедры в Йоханнесбурге, Бенгази, Триполи, Тунисе, Судане и Эфиопии, а также основал Свято-Афанасьевское духовное училище, ставшее позже семинарией.

Во второй половине XX в. велась активная проповедь Православия среди коренных африканцев. Это привело к тому, что в 1963 г. в юрисдикцию Александрийской Церкви вошли православные Уганды и Кении, были учреждены новые епархии на территории Африки, в 1968 г. образованы епархии Мыса Доброй Надежды и Родезийская.

Сегодня в состав Александрийского Патриархата входят: Александрийская архиепископия, 14 митрополий и четыре епископии. Божественная литургия совершается на десяти языках в более чем четырехстах приходах со штатом около трехсот священников. Число православных христиан превышает один миллион человек и стремительно растет. Александрийская Православная Церковь, как и прежде, поддерживает братские отношения со всеми Православными Церквами, в том числе с Украинской Православной Церковью.

На континенте, где, как ни в одной другой части света, свирепствуют болезни, а голод уносит миллионы жизней, живут люди, чуть ли не самые чуткие к вере во Христа. По мнению многих, именно Африка стала одним из главных приобретений Православия в ХХ в., именно на нее с надеждой смотрят православные богословы, видя в земле джунглей и саванн место апостольского подвига. Рассказывают об одном миссионере, о. Афанасии Анфидесе, который в шестидесятых годах уехал в Африку проповедовать Христа. Пробыл он там недолго, но успел узнать об Африке главное, понять ее сущность. Возвратившись в Грецию, он познакомился с греческими миссионерами, отправлявшимися на Африканский континент. Он спросил их: “Куда вы едете?” — “Едем обращать в христианство африканцев”. Рассмеявшись, о. Афанасий сказал: “Это вы, вы сами станете там христианами, потому что не успеете произнести и слова, глядь — а африканцы уже усвоили сказанное. Они уже христиане. Они живут по-христиански: в любви, смирении и послушании. Через несколько лет вся Африка будет православной”.

Подготовил Олег Карпенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua