Православные храмы

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…

Храм новомучеников и исповедников Русских (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Публикации

Святитель Андрей, архиепископ Критский

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в Дамаске в семье благочестивых…

Существует ли частичная благодать?

В последнее время появилось странное учение о “частичной благодати”, якобы…

Православная церковная периодика: вчера, сегодня, завтра

Церковная периодика не может похвалиться такими же большими тиражами, как…

avtorska_pesnja24 сентября, в день памяти преподобного Силуана Афонского — автора многих псалмов и молитв, в киевском “Украинском доме” состоялся заключительный гала-концерт Первого международного православного фестиваля авторской песни “Благодатное Небо”.

Перед началом концерта председатель Синодального отдела УПЦ по делам молодежи и председатель жюри фестиваля архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий выразил надежду, что за первым фестивалем последуют и другие. Владыка зачитал приветственное слово Предстоятеля УПЦ, в котором было отмечено, что “фестиваль является ярким свидетельством того, что Православная Церковь не только готова к сотрудничеству с молодыми творческими людьми, выражающими в своих музыкальных и художественных произведениях истины православной веры, но и благословляет и поддерживает развитие их талантов. Ведь не только апостолы и пастыри Церкви Христовой, но и все христиане призваны Спасителем к проповеди Евангелия в нашем мире. И данное мероприятие является примером такой проповеди — в меру таланта, который Господь дает каждому человеку”. Предстоятель УПЦ пожелал участникам фестиваля, чтобы девизом всей их жизни были замечательные слова святого апостола Петра:  “Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией” (1 Пет. 4: 10).

В гала-концерте выступили три десятка участников и гостей фестиваля. Посему ограничимся лишь беглым обзором выступлений, попутно обратив внимание на некоторые недоработки — не с целью добавить “ложку дегтя”, а в качестве пожеланий потенциального зрителя следующего фестиваля…

Открывал вечер гость из города Витебска и член жюри “Благодатного Неба” Игорь Перелыгин. Его песня о старом псе, изгнанном из дома “за смиренный свой нрав”, на первый взгляд (точнее, слух) не совсем вписывающаяся в тематические рамки мероприятия, оказалась “не без морали”: “Мы себя не жалеем, /Чтоб прийтись ко двору, /Но с годами мудреем, /Привыкая к добру. /И лишаемся злобы, /Той, что смолоду в нас, /Для того только, чтобы /Стать изгоями враз…”.

Священник Василий Мазур спел песню, посвященную Божией Матери, по форме — классический романс, исполняемый под гитару, по сути — молитвенное песнопение: “О Пресвятая, Преблагословенная, /Звезда Пресветлая Святых Небес, /О Божья Матерь, Радость совершенная, /Неиссякаемый поток чудес! /С благоговением к Тебе взываю, /Из глубины греховной ввысь стремлюсь. /То слабый духом снова утопаю, /Молюсь и каюсь, каюсь и молюсь”.

Евгения Большакова из Москвы, участница  второго (финального) тура фестиваля, исполнила очень мелодичную песню “Деревья” на стихи Марины Тарасовой. Согласно техническим условиям исполнения песен на фестивале музыкальным сопровождением мог быть либо живой аккомпанемент (гитара и другие инструменты), либо фонограмма “минус 1” (без голоса). И поскольку выступление Евгении Большаковой было первым на концерте выступлением под “минусовку”, оно показало, что такой вариант музыкального сопровождения все же требует очень высокого качества как самой фонограммы, так и используемой акустической техники, и малейший недочет хотя бы в одном из этих пунктов может несколько “смазать” впечатление от любого исполнения.

Уже к четвертому выступлению — дипломанта первого тура фестиваля Валентины Карпуниной из Николаева — стало заметно, что ведущие концерта, представляя его участников, не называют самих песен, не всегда это делают и сами исполнители. При проведении следующего фестиваля на это стоило бы обратить внимание. И, возможно, подумать над тем, насколько гармонично вписываются в рамки фестиваля авторской песни произведения, хотя и подходящие тематически (основная тема песни, исполненной Валентиной Карпуниной, — молитвенное взывание к Божией Матери), но при этом облеченные в музыкальные формы, которые напоминают об устаревшей (sic) украинской эстраде. Впрочем, тут многое зависит от широты трактовки понятия “авторская песня” и от того, на какую аудиторию ориентирован фестиваль, — молодежную или общую. Было бы также хорошо, если бы жюри обращало внимание не только на содержание, но и на литературные достоинства текстов.

После выступлений Владимира Ольшанникова (Киев) с песней “Молитва”, несколько прихрамывавшей в поэтическом плане (автор злоупотребил глагольными рифмами), и дипломанта первого тура фестиваля Игоря Стригуна из Москвы с “Колисковой понад пожежами” (ее жанр автор определил как “осенний псалом”), многих зрителей приятно поразила своими вокальными данными гостья из Санкт-Петербурга Анна Абикулова, исполнившая песню “Научись слушать Небо” на стихи инока Всеволода (Филипьева) (из альбома “Роса на лепестках”). Как человек, ранее не знакомый с творчеством этой певицы, автор этих строк смог потом разузнать на одном из интернет-сайтов, что Анна Абикулова — лауреат международных конкурсов, в частности Первого международного фестиваля “Невские Купола”.

Песню “Вербное воскресенье” на стихи Татьяны Лазаренко из цикла, посвященного евангельским событиям, которая прозвучала в исполнении Светланы Потеры (г. Кагарлык), стоило услышать хотя бы ради следующих слов: “Рядом с живым быть Богом /И думать лишь о земном — /Значит предать задолго, / Прежде чем догадаться о том”.

Текст откровенно эстрадной песни Ирины Ярины из Закарпатья, как можно предположить, был слегка скорректирован специально для выступления на фестивале. Название ее, “День народження”, не объявлялось, и поздравляла певица уже не с ним (как в тексте на своем персональном сайте), а просто “зі святом”, что в сочетании со словом “іменини” в первой строке, вероятно, и позволило “вписать” это произведение в формат фестиваля.

Группа “Заброшенная территория” (Киев), музыка которой характеризуется как “мелодичный рок”, исполнила целиком подходящую под это определение композицию “Купаясь под дождем”, принятую “на ура”, особенно молодыми зрителями.

Заслуженная артистка Украины Светлана Мирвода исполнила песню на стихи киевского поэта Юрия Титова “Усе на світі любиться” в сопровождении юношеского коллектива современного танца “Бель падо” под руководством Ирины Назаренко. Насколько уместно танцевальное сопровождение на православном фестивале авторской песни — также один из вопросов, на который предстоит найти ответ при организации следующих фестивалей.

А вот песня Анны Пирковой (Киев), посвященная новомученикам и исповедникам Российским, пострадавшим за веру “даже до сего дня”, стала настоящим украшением фестиваля — как в музыкальном отношении (хотя звучала она “всего лишь” под аккомпанемент гитары), так и в содержательном: “О чем в молитве станешь ныне просить? /Свой драгоценный крест честнее носить, /Слагая голову за други своя, — Вот она доля блаженная”.

“В нужное время и в нужном месте” прозвучала и песня “Свеча” Андрея Шалаева (Киев) на стихотворение Жанны Косиновой, в центре которого — переживание автором событий в Гефсиманском саду и Крестной Смерти Спасителя.

Песня “Ангели плетуть віночки” Андрея Семенко (Тернополь) произвела просто неизгладимое впечатление, что было засвидетельствовано реакцией зала. “Ангели плетуть віночки /Всім терплячим /Та крилами обіймають/ Всіх, хто плаче. /Плаче, але завжди Бога прославляє, /На колінах у молитві припадає…”. Напоминающая средневековые украинские духовные канты, эта песня отличалась предельной искренностью авторского исполнения.

Судя по тому, насколько тепло был встречен зрителями почетный гость фестиваля священник Сергий Киселев (он исполнил песню “Мир стареет день за днем”), многие из сидевших в зале были знакомы с его творчеством не понаслышке. Выступление белорусского дуэта “Арт-миссия”, спевшего о “Цветке любви” “в душе у каждого из нас”, вызвало некоторые ассоциации с творчеством “Машины времени”. А вот группа “Сад” (Киев) исполнила рок-композицию на стихотворение Тараса Шевченко “Боже, спаси, суди мене…” (переложение 53-го псалма), сочетав, таким образом, казалось бы, не очень сочетаемое.

Прозвучали также песни почетного гостя из Москвы Станислава Бартенева (“Бродяга”), члена жюри фестиваля Вячеслава Капорина (“Пересвет и Ослябя”, на стихи протоиерея Андрея Логвинова), гостей из Санкт-Петербурга Антона Галицкого (“Памяти деда, или Поминальный плач”) и Анастасии Дубовой (“Пластилин”), а также Татьяны Хрящевской из Твери (“Любви Господней дождь”).

Почти “под занавес”, в конце гала-концерта выступили директор фестиваля Алексей Ахаимов с тематической песней “Благодатное Небо”; гость из Саратова Алексей Кириллов, охарактеризовавший свое произведение как “пасхальную зарисовку из личного опыта” (рефреном здесь были слова “Христос воскресе! Воистину воскресе!”), и Михаил Мурин (Санкт-Петербург) с песней “О сотворении мира” на стихи Ирины Языковой (поэтический пересказ первой и начала второй главы Книги Бытия). Думается, что последнее произведение, в связи с его тематикой, лучше воспринималось бы в начале концерта.

А завершил его киевский ансамбль “Золотые купола”. Под аплодисменты зрителей на сцену вышли  участники и гости фестиваля, и прозвучала песня “Да хранит нас Господь!” с финальными словами “Вера, надежда, любовь не знают границ”.

В своем заключительном слове архиепископ Гурий сказал, что фестиваль как раз и стал подтверждением того, что “для верующего человека действительно не существует границ. Мы едины во Христе, едины в Духе Святом”. После награждения лауреатов и дипломантов владыка Гурий выразил благодарность всем участникам, организаторам, партнерам фестиваля и зрителям, а затем подытожил: “Начало положено хорошее, будем совершенствоваться, будем укрепляться, будем претворять в жизнь проекты молодежного служения и постараемся всей своей жизнью, насколько возможно нам, немощным, свидетельствовать о Христе миру и тем, кто в мире”.

 Михаил Мазурин

“Благодатное Небо”

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua