Православные храмы

Храмовый комплекс Архангела Михаила (в Дарнице)

В год 1000 летия Крещения Руси было принято решение о строительстве…

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…
Публикации

Ікона говорить з тим, хто на неї дивиться

У Старому Завіті були заборонені ікони або статуї. Однак образи Ангелів Господь…

Святой омофор Царицы Небесной

Ныне наша Церковь торжественно отмечает событие, происшедшее в давние времена и…

На краю земли. Свято-Покровский храм на Кинбурнской косе

Pokrovskij_KinbyrnКинбурн — песчаная коса между Днепро-Бугским лиманом и Ягорлыцким заливом Черного моря. Ее западная часть расположена в Очаковском районе Hиколаевской области, а восточная — в Херсонской области. Длина косы — около 40 км, ширина — 8–10 км, площадь — около 18 тыс. га. Коса входит в состав Черноморского заповедника. На территории Кинбурна находится более 400 озер — это настоящее птичье царство. Здесь насчитывается 465 видов флоры, в том числе целое поле диких орхидей, и 4710 видов фауны. Название косе дали остатки турецкой крепости Кинбурн (от тюркского “кил” — волос и “бурун” — мыс (килбурн)). Тонкий, как волос, мыс своим окончанием отдален от города Очакова на 6,5 км. Hа косе расположены села: Васильевка, Покровка, Покровские хутора и Геройское. Население — около 800 человек.

Hынешний полуостров был в древние времена островом, причем довольно хорошо известным финикийским купцам и пиратам. Этот край когда-то называли Гилеей, или Борисфенидой. “Если переправиться через Борисфен (ныне Днепр — Ред.), то первой от моря будет Гилея, а вверху от нее живут скифы-земледельцы”, — писал о косе древнегреческий историк Геродот, посетивший эту землю в V в. до н. э.

Гилея (древнегр. — “земля под густым лесом”) была хорошо знакома ольвиополитам (VII–VI вв. до н. э.). Они считали эту землю священной. Сохранились легенды о ней как о земле, где жили боги. Скифы считали эту местность особо значимой — здесь они совершали свои ритуалы и, по преданиям, именно здесь прятали золото. Древнегреческие мифы упоминают о косе как о месте, где жили амазонки и где Ахилл устраивал состязания — “Ахилловы бега”.

Археологами обнаружены стоянки II тыс. до н. э. и V в. н. э. Сегодня ученые уверены, что именно здесь проходил путь “из варяг в греки”. В прошлые столетия на Кинбурнскую косу за солью приезжали чумаки, о чем говорят чумацкие песни.

 

Крепость Кинбурн

В истории нашего Отечества Кинбурнская коса прославилась знаменитым Кинбурнским сражением, которому в этом году исполняется 220 лет.

На западе косы в XV в. турками была построена крепость (от нее, правда, уже ничего не осталось), в районе которой гарнизон под командованием Александра Васильевича Суворова разгромил морской десант во время второй русско-турецкой войны (1787–1791).

Густые заросли камыша, болота, заводи с глубокой грязью, соленые озера и пески не привлекали на Кинбурнскую косу большого количества поселенцев. Тут лишь скрывались от преследований бежавшие из крымско-татарского рабства пленники, да позднее — беглые крепостные. В конце XVIII в. вдоль побережья прошли пехотинцы Суворова, князь Потемкин приказал проводить дороги. Напротив укрепленного турецкого городка Очакова на косе выстроили крепость. Так на Кинбурне появились небольшие военные поселения, а в них — кузнецы и плотники, торговцы, возчики, прачки. Крепость Кинбурн имела большое стратегическое значение, но была плохо выстроена. Поэтому Суворову пришлось приложить много сил и трудов для постройки укреплений, которые бы усилили ее оборонительные возможности.

Суворов знал: стойкость солдата и его мужество непреодолимы, если он верует в Бога и укрепляет свой дух в храме, молясь вместе со своими командирами. На небольшой и удобной поляне перед озером он решил воздвигнуть церковь. Строили сами солдаты. Кирпич и дерево везли из Херсона на волах. Деревья распиливали тут же. Иконостас сделал иконописный мастер из губернского города Екатеринослава. Храм для себя строили споро, первую службу совершили в сентябре. Как раз в это время грянула вторая русско-турецкая война. Но Кинбурнская коса уже была под Покровом Самой Богородицы, ибо храм был назван Свято-Покровским. Вокруг него и сельцо выросло по имени храма, Покровское.

В то время на море господствовал турецкий флот, и турки решили взять Кинбурн, высадив морской десант и поддержав его действия корабельной артиллерией. Утром 12 октября 1787 г. они начали высадку на Кинбурнской косе. Очаков был неприступен, но Кинбурнская крепость на косе мешала турецким кораблям прорваться к Херсону и сжечь в большом количестве строящиеся здесь русские корабли. Поэтому они и предприняли в первые же дни войны атаку на Кинбурн. Ее отбили, но основной удар турки решили нанести на следующий день.

 

“Помоги, матушка!”

Во время высадки турок Суворов находился в церкви по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы, придя на службу со своими офицерами. Генерал стоял на коленях справа от иконы Покрова Божией Матери. Связной офицер, зная, что во время молитвы к нему подходить нельзя, все-таки решился и, наклонившись, тихо доложил: “Турки высаживаются”. Суворов, полуобернувшись, только глазами повел, головой махнул, показав, чтобы офицер удалился. Сам же продолжал молиться. Турецкая пехота на лодках и вплавь высаживалась на берег. Старший офицер подошел и с тревогой вопросил: “Господин генерал, турки высаживаются, что делать?!” Генерал-аншеф только рукой повел: отойди! Затем встал и, низко кланяясь перед иконой, продолжал молиться. Когда последняя лодка, спущенная с турецких кораблей, уткнулась в песок, к генералу подошел сам комендант Кинбурнской крепости Иван Рек и без церемонии, думая, что Суворов не слышит, крикнул: “Александр Васильевич! Все турки на косе!” Суворов наложил на себя крест, поклонился иконе и тихо сказал: “Помоги, Матушка!” Затем развернулся и, слегка шлепнув по погону Река, спросил: “Все?” Не ожидая ответа, посеменил вперед, приговаривая: “Все, вот и хорошо, чтобы никто и не остался. Все, все там будут”. И он махнул в сторону моря.

Баталия была жаркая. Три раза над генералом-аншефом нависала смерть, но хранила, хранила Богородица Суворова за его глубокую веру, за любовь к ближнему. А ближним для него во все времена был солдат, чудо-богатырь. И солдаты любили и берегли своего командира пуще зеницы ока. Рядовой Семен Новиков спас Александра Васильевича, на которого налетели трое турок, от неминуемой гибели. Бой был тяжелый, кровавый, смертоносный, но и победоносный: турок разгромили, уничтожили, потопили, взяли в плен. Виктория! Александр Васильевич, дважды раненый, контуженный, вместе со всеми офицерами и многими нижними чинами на следующее утро отслужил благодарственный молебен и несколько раз прикладывался к храмовой иконе Покрова Божией Матери.

Кинбурн был спасен. Храбрость и упорство турок поразили русского полководца: “Какие молодцы — я с такими еще не дрался!”, — писал он главнокомандующему князю Г. А. Потемкину.

Победа при Кинбурне стала первой крупной победой русских войск в войне против турок 1787–1792 гг. Она фактически завершила кампанию 1787 г., поскольку турки в этом году больше не предпринимали активных действий. Императрица Екатерина II наградила Суворова орденом Андрея Первозванного и послала ему личное благодарственное письмо. Для отличившихся в битве была выпущена специальная медаль.

 

“Проснется чувство христианское…”

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Кинбурнской косе, как и многие храмы нашего отечества, в советские годы постигла печальная участь — его закрыли, переоборудовав под клуб. В 1986 г., в день медицинского работника, в нем случился пожар. С этого момента полуразрушенное здание перестало интересовать местные власти, а предприимчивые сельчане начали разбирать его на гаражи и сараи, пока в конце 90-х годов руины не вернули Церкви.

Возможно ли восстановить храм вдалеке от цивилизации, в селе, где число верующих можно пересчитать по пальцам? (Да что верующих — село само по себе немногочисленное, к тому  же в холодное время года связь с материком почти прерывается.) Но этот вопрос можно было бы задавать еще два года назад. А сегодня храм заметно изменился. Стараниями игумена Елевферия, вот уже четыре года являющегося настоятелем храма, и Божией милостью отремонтированы стены, возведены крыша и купол, даже каменный пол с подогревом положили. Хорошим помощником в восстановлении храма является молодежь из Николаева и Очакова, которая с 2002 г. каждое лето собирается в Покровке в православном лагере им. Федора Ушакова. Ребята работают на церковной стройке, посещают службы, купаются в море, по вечерам собираются у костра.

Необходимо отметить, что жизнь на приходе в летнее время заметно оживает. Потенциальные прихожане, православные любители простого, неприхотливого отдыха, спешат по праздничным и воскресным дням в церковь. Кто умеет петь — поет, читать на клиросе — читает. Приезжают из Киева, Львова, Николаева, Житомира, Одессы, Москвы, Санкт-Петербурга, Минска. Каждый как может старается поддержать приход. Так, из Троице-Сергиевой Лавры передали написанную икону Покрова Пресвятой Богородицы; из Соловецкого монастыря — резной деревянный крест; из Киево-Печерской Лавры — полный набор богослужебных Миней.

Недавно на косе состоялось еще одно значимое событие — стараниями николаевских казаков на северной стороне полуострова, где происходило Кинбурнское сражение, восстановлен памятник Суворову, который несколько лет назад был разрушен вандалами. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы там будет отслужен поминальный молебен о воинах, “живот свой на поле брани за веру и отечество положивших”.

Местные жители пока еще не привыкли к церковным службам, но отец Елевферий смотрит на это с оптимизмом: — Ничего, — говорит он, — проснется чувство христианское, придут и крестить, и поминать...

Подготовил игумен Лонгин (Чернуха)

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu