Православные храмы

Крестовоздвиженская церковь на Подоле

Деревянная "на каменном фундаменте" приходская церковь Кожемяцкой…

Храм преподобного Серафима Саровского в Пуще-Водице

Вопрос о строительстве церкви для Пущи-Водицы встал вскоре после…

Публикации

История празднования Богоявления

В первые три века христианства Крещение праздновали вместе с Рождеством…

“Душу этого народа составляет православная вера…”. История Румынской Православной Церкви

Молдова сопротивлялась натиску Османской империи на несколько десятилетий…

ep_AntonijЕжегодная конференция в итальянском монастыре Бозе на протяжении последних 15 лет является одной из наиболее плодотворных форм богословского диалога между католиками и православными. Тема последнего международного форума — “Преображение Господне в православной духовной традиции” — выбрана не случайно. Интерес западных богословов к православному осмыслению этого евангельского события дополняется еще и тем, что сам монастырь в Бозе — Спасо-Преображенский. О конференции нашему корреспонденту рассказал епископ Бориспольский Антоний, ректор Киевских духовных академии и семинарии.


— Ваше Преосвященство, как проходила богословская конференция в Бозе в этом году?

— Главная задача конференции в Бозе — рассмотрение основных принципов догматического мировоззрения и духовной жизни Православной Церкви. На эти встречи приглашаются представители всех Поместных Православных Церквей, а также католические богословы. Темами для обсуждения, как правило, служат актуальные вопросы православного богословия. Причем со стороны западных ученых это всегда попытка понять, чему учит и чем живет Православная Церковь.

Возможность и необходимые условия для этого диалога предоставляет Спасо-Преображенский католический монастырь в Бозе — известный во всем мире научно-просветительский центр. Нынешний приор (настоятель монастыря. — Pед.) Энцо Бьянки, человек очень образованный и симпатизирующий Православию, в свое время поселился отшельником в этих местах. Впоследствии к нему присоединились молодые интеллектуалы, стремящиеся к монашеской жизни, и постепенно монастырь приобрел нынешний авторитет. Причем сама жизнь монастыря не вписывается в традиционную католическую обрядность. В частности, здесь была поставлена задача найти древнюю структуру богослужения Церкви.

В этом году на конференцию, которая проходила с 16 по 19 сентября, был приглашен и Предстоятель Украинской Православной Церкви. По его благословению, в форуме приняла участие делегация УПЦ, возглавить которую Блаженнейший Митрополит Владимир поручил мне.

 

— Кто еще входил в эту делегацию?

— Преподаватели КДАиС протоиерей Владимир Савельев, священник Сергий Говорун и сотрудник паломнического отдела Киево-Печерской Лавры Виталий Беликов.

 

— А кем была представлена на форуме Католическая Церковь?

— На симпозиум приехал кардинал Акилле Сильвестрини, бывший префект конгрегации по делам Восточных Церквей. Приняли участие также апостольский нунций в Москве, архиепископ Антонио Меннини и многие другие богословы Католической Церкви, причем занимающиеся именно восточной патристикой. Поэтому на конференции царила приятная атмосфера, приятная в том смысле, что желанием участников было исследовать и если еще не принять, то хотя бы понять духовное наследие Православной Церкви.

 

— То есть можно сказать, что это и была точка соприкосновения интересов всех участников конференции?

— Да. И этому способствовала очень интересная тема, хотя для католиков, возможно, и не столь легкая для восприятия. Это тема Преображения Господня, но в принципе речь шла об исихазме (мистическая практика богосозерцания путем молитвенного самоуглубления. — Pед.). А мы знаем, что путь духовного совершенствования в Католической Церкви и Православии очень разный. Причем настолько, что православные богословы зачастую называют прелестью некоторые образцы духовной жизни в католицизме.

 

— Скажите, какие были секции или подтемы в разрезе основной тематики?

— В предыдущие годы проводились параллельно секция греческая и секция русская, поскольку конференция проводится под эгидой двух патриархатов — Константинопольского и Московского. Но в этом году грекоязычные, скажем так, и русскоязычные богословы объединили свою работу. Хотя, конечно, доклады были представлены на разных языках. Но в основном работа велась на итальянском и французском. В течение четырех дней были представлены обширные доклады, минимум по 40 минут, после которых проводились очень серьезные прения. Царила живая богословская атмосфера.

 

— Кого из докладчиков Вы бы особенно отметили?

— В принципе, все доклады были очень интересными и, что очень важно, профессиональными. Причем Преображение рассматривалось с разных точек зрения, включая библеистику, святоотеческое наследие, иконографию и гимнографию. И, самое главное, затрагивались вопросы духовной жизни. Потому что именно в Преображении Господь дал человечеству возможность увидеть ту небесную славу, которая достижима уже здесь, на земле.

Очень содержательный доклад был представлен организатором конференции — приором монастыря Энцо Бьянки (“Преображение в Евангелии: библейско-духовная экзегеза”), неплохой доклад подготовил протоиерей Александр Сорокин из Санкт-Петербурга (“Богословие Преображения в русской экзегетической и проповеднической традиции”). Заинтересовал участников и наш докладчик, отец Сергий Говорун (“Преподобный Серафим Саровский и Преображение в русской богословской мысли”). Прекраснейший доклад, если хотите, образец богословствования, представил профессор Сергей Хорунжий из Москвы (“Я увидел Живого Бога”. Опыт Преображения у преподобного Силуана Афонского”) — аудитория приняла его на “бис”. Интересные доклады были представлены и католической стороной. Причем, поскольку традиции наши очень разные, один из докладчиков выразил, суммируя все сказанное, такую мысль: “Мы, католики, услышали в Преображении голос Бога Отца, а Православная Церковь идет путем осознания и восприятия того, что сделал Сын Божий”.

 

— В таком случае, есть ли конкретные положительные результаты таких межконфессиональных встреч?

— Такие встречи позволяют высказаться и уйти от того противостояния, которое существовало многие годы. Очень хочется верить, что все мы говорили откровенно. А это уже положительный результат для таких встреч.

Сейчас, конечно, католики не отказываются от своих взглядов и от своего богословия, но, тем не менее, есть попытка, и я уже об этом сказал, если не принять, то понять то, что происходит в Православной Церкви. С каждым годом в западном мире растет заинтересованность восточной патристикой. Люди больше интересуются той глубиной, которая преображает этот мир, дает силы воплощать евангельскую правду в своей жизни. Например, во Франции известны уникальные случаи, когда католические монастыри переходят в Православие. Очень отрадно, когда в какой-то глубинке, среди Альп, появляется монастырь, в котором подвизается православная христианская община. И тот же Спасо-Преображенский монастырь в Бозе является одним из отголосков этой тенденции, этого служения Православной Церкви западному миру.

Беседовал Олег Карпенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua