Православные храмы

Храм великомученика Георгия Победоносца (на Водогоне)

Первая служба совершена 26 марта/8 апреля 2001 г. Храм расположен в…

Храм Всех святых (на Лесном кладбище)

Строительство «типового» деревянного храма началось летом 2007 г.…

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…

Публикации

Преображення Господнє

Не тільки у Церкві, у церковній мові, але і просто в людському побуті…

Вячеслав Дегтев: Вечная память. (Рассказ-реквием)

...Шли мы тогда, батюшка, из Владивостока в порт Ванино. Рейс был последний в…

Что такое Священное Предание

Существует стандартный сектантский упрек: мол, у православных есть какое-то…

ep_AntonijЕжегодная конференция в итальянском монастыре Бозе на протяжении последних 15 лет является одной из наиболее плодотворных форм богословского диалога между католиками и православными. Тема последнего международного форума — “Преображение Господне в православной духовной традиции” — выбрана не случайно. Интерес западных богословов к православному осмыслению этого евангельского события дополняется еще и тем, что сам монастырь в Бозе — Спасо-Преображенский. О конференции нашему корреспонденту рассказал епископ Бориспольский Антоний, ректор Киевских духовных академии и семинарии.


— Ваше Преосвященство, как проходила богословская конференция в Бозе в этом году?

— Главная задача конференции в Бозе — рассмотрение основных принципов догматического мировоззрения и духовной жизни Православной Церкви. На эти встречи приглашаются представители всех Поместных Православных Церквей, а также католические богословы. Темами для обсуждения, как правило, служат актуальные вопросы православного богословия. Причем со стороны западных ученых это всегда попытка понять, чему учит и чем живет Православная Церковь.

Возможность и необходимые условия для этого диалога предоставляет Спасо-Преображенский католический монастырь в Бозе — известный во всем мире научно-просветительский центр. Нынешний приор (настоятель монастыря. — Pед.) Энцо Бьянки, человек очень образованный и симпатизирующий Православию, в свое время поселился отшельником в этих местах. Впоследствии к нему присоединились молодые интеллектуалы, стремящиеся к монашеской жизни, и постепенно монастырь приобрел нынешний авторитет. Причем сама жизнь монастыря не вписывается в традиционную католическую обрядность. В частности, здесь была поставлена задача найти древнюю структуру богослужения Церкви.

В этом году на конференцию, которая проходила с 16 по 19 сентября, был приглашен и Предстоятель Украинской Православной Церкви. По его благословению, в форуме приняла участие делегация УПЦ, возглавить которую Блаженнейший Митрополит Владимир поручил мне.

 

— Кто еще входил в эту делегацию?

— Преподаватели КДАиС протоиерей Владимир Савельев, священник Сергий Говорун и сотрудник паломнического отдела Киево-Печерской Лавры Виталий Беликов.

 

— А кем была представлена на форуме Католическая Церковь?

— На симпозиум приехал кардинал Акилле Сильвестрини, бывший префект конгрегации по делам Восточных Церквей. Приняли участие также апостольский нунций в Москве, архиепископ Антонио Меннини и многие другие богословы Католической Церкви, причем занимающиеся именно восточной патристикой. Поэтому на конференции царила приятная атмосфера, приятная в том смысле, что желанием участников было исследовать и если еще не принять, то хотя бы понять духовное наследие Православной Церкви.

 

— То есть можно сказать, что это и была точка соприкосновения интересов всех участников конференции?

— Да. И этому способствовала очень интересная тема, хотя для католиков, возможно, и не столь легкая для восприятия. Это тема Преображения Господня, но в принципе речь шла об исихазме (мистическая практика богосозерцания путем молитвенного самоуглубления. — Pед.). А мы знаем, что путь духовного совершенствования в Католической Церкви и Православии очень разный. Причем настолько, что православные богословы зачастую называют прелестью некоторые образцы духовной жизни в католицизме.

 

— Скажите, какие были секции или подтемы в разрезе основной тематики?

— В предыдущие годы проводились параллельно секция греческая и секция русская, поскольку конференция проводится под эгидой двух патриархатов — Константинопольского и Московского. Но в этом году грекоязычные, скажем так, и русскоязычные богословы объединили свою работу. Хотя, конечно, доклады были представлены на разных языках. Но в основном работа велась на итальянском и французском. В течение четырех дней были представлены обширные доклады, минимум по 40 минут, после которых проводились очень серьезные прения. Царила живая богословская атмосфера.

 

— Кого из докладчиков Вы бы особенно отметили?

— В принципе, все доклады были очень интересными и, что очень важно, профессиональными. Причем Преображение рассматривалось с разных точек зрения, включая библеистику, святоотеческое наследие, иконографию и гимнографию. И, самое главное, затрагивались вопросы духовной жизни. Потому что именно в Преображении Господь дал человечеству возможность увидеть ту небесную славу, которая достижима уже здесь, на земле.

Очень содержательный доклад был представлен организатором конференции — приором монастыря Энцо Бьянки (“Преображение в Евангелии: библейско-духовная экзегеза”), неплохой доклад подготовил протоиерей Александр Сорокин из Санкт-Петербурга (“Богословие Преображения в русской экзегетической и проповеднической традиции”). Заинтересовал участников и наш докладчик, отец Сергий Говорун (“Преподобный Серафим Саровский и Преображение в русской богословской мысли”). Прекраснейший доклад, если хотите, образец богословствования, представил профессор Сергей Хорунжий из Москвы (“Я увидел Живого Бога”. Опыт Преображения у преподобного Силуана Афонского”) — аудитория приняла его на “бис”. Интересные доклады были представлены и католической стороной. Причем, поскольку традиции наши очень разные, один из докладчиков выразил, суммируя все сказанное, такую мысль: “Мы, католики, услышали в Преображении голос Бога Отца, а Православная Церковь идет путем осознания и восприятия того, что сделал Сын Божий”.

 

— В таком случае, есть ли конкретные положительные результаты таких межконфессиональных встреч?

— Такие встречи позволяют высказаться и уйти от того противостояния, которое существовало многие годы. Очень хочется верить, что все мы говорили откровенно. А это уже положительный результат для таких встреч.

Сейчас, конечно, католики не отказываются от своих взглядов и от своего богословия, но, тем не менее, есть попытка, и я уже об этом сказал, если не принять, то понять то, что происходит в Православной Церкви. С каждым годом в западном мире растет заинтересованность восточной патристикой. Люди больше интересуются той глубиной, которая преображает этот мир, дает силы воплощать евангельскую правду в своей жизни. Например, во Франции известны уникальные случаи, когда католические монастыри переходят в Православие. Очень отрадно, когда в какой-то глубинке, среди Альп, появляется монастырь, в котором подвизается православная христианская община. И тот же Спасо-Преображенский монастырь в Бозе является одним из отголосков этой тенденции, этого служения Православной Церкви западному миру.

Беседовал Олег Карпенко

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me