Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (в центре микрохирургии глаза, в Медгородке)

Приход вмч. Пантелеимона УПЦ был зарегистрирован 22 февраля/6 марта…

Храм святителя Николая Мирликийского (в 17‑й больнице)

Территория, занимаемая 17‑й больницей, до революции принадлежала…

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Публикации

Современный вертеп

История Рождества Спасителя при ее общеизвестности никогда не становится…

Врачующая помощь Господа

Есть, рассказывает святой евангелист Иоанн Богослов, в Иерусалиме у Овечьих…

Прп. Ефрем Сирин: к нерадивой душе

Не упадай, душа, не скорби, не произноси над собою решительного суда по…

HyrgadaАфрика — удивительный континент, известная нам с детства по книгам Корнея Чуковского сказочная часть света, где никогда не бывает ни снега, ни холода, и которую жаркий тропический климат делает похожей на сплошной, полный загадок вечнозеленый лес. Но Африка еще и родина древней египетской цивилизации, возникшей на берегах великого Нила. Для многих, наверняка, непривычно видеть чернокожего священника, изображение темнолицего святого или слышать о “православной Африке”. Тем более интересно будет узнать, что семя христианства на этом материке дало обильные всходы задолго до крещения славянских народов.


Александрийский апостол

Православная Церковь в этом уголке земного шара получила свое  название от великого города на севере Египта, основанного в 332 г. до Рождества Христова Александром Македонским и носящего его имя. В этот, один из крупнейших центров эллинистической культуры и второй по значимости город в Римской империи пришел, по благословению апостола Петра, святой апостол и евангелист Марк. Он положил основание Александрийской Православной Церкви и стал ее первым епископом. Именно в Александрии святому Марку было суждено принять мученическую кончину в 63 г.

В конце I — начале II в. проповедь Евангелия достигла и северо-западной части Африки, в частности знаменитого Карфагена. В III в. здесь прославились священномученик Киприан Карфагенский и учитель Церкви Тертуллиан.

 

Эра святых мучеников

В первые века православные в Египте, как и по всей империи, претерпевали гонения от римских властей. В Александрии Египетской родилась, выросла и приняла мученическую кончину святая Екатерина. Здесь святые мученики Мина, Ермоген и Евграф, римские чиновники, перед лицом гонителей не побоялись проповедовать Христа. Кровь этих и многих других святых страдальцев, как семя христианства, по слову Тертуллиана, обильно оросила землю Северной Африки.

Гонения оставили настолько глубокий след в сознании и памяти египтян, что они стали вести свое летоисчисление от так называемой “эры мучеников”, то есть с 284 г., когда император Диоклетиан начал тотальное преследование христиан. И по сей день они говорят: “сейчас 2007 г. от Рождества Христова (Anno Domini) и 1723 г. от Святых мучеников (Anno Martyri)”. Причем Новый год они отмечают 29 августа, или, по новому стилю, 11 сентября, поскольку именно в этот день началось истребление христиан Египта при Диоклетиане.

 

Родина православного монашества

После того как император Константин Великий издал указ о прекращении гонений на христиан, а в 313 г. был утвержден Миланский эдикт, дающий право исповедовать религию по собственному выбору, Александрийская Церковь обрела мир.

В III–IV вв. в Александрии на почве огласительного училища выросла богословская школа, наиболее яркими представителями которой были Ориген и святой Климент Александрийский.

В первой половине IV в., вслед за египтянами, приняли христианство абиссинцы, или эфиопляне, которым проповедовали Эдессий и Фрументий, последний стал их первым епископом.

Египетская пустыня по праву считается родиной православного монашества. Одним из его основателей был преподобный Антоний Великий, уединившийся в развалинах старой крепости на берегу Нила. В 305 г. вокруг преподобного собралась первая монашеская община, давшая образец отшельнической жизни. Родоначальником иного направления монашества был преподобный Пахомий Великий, основавший в 315–320 гг. общежительный Тавеннисийский монастырь. Наиболее известными обителями были Нитрийская, где подвизался преподобный Аммоний, и скит преподобного Макария Египетского. К началу V в. в Египте было около 600 монастырей и 7000 монахов.

 

Кто такие копты?

В начале IV в. с именем александрийского пресвитера Ария связано появление ереси арианства, долгое время будоражившей православный мир. В 325 г. на

I Вселенском Соборе, в городе Никее, Арий был осужден всей Церковью. К этому же времени относится деятельность видного александрийского иерарха и защитника Православия святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского.

В начале V в. появилась новая ересь — несторианство, утверждавшая, что Христос родился человеком и лишь затем в Него вошло Слово Божие. Как противоборство несторианству в Константинополе возникло религиозно-философское учение архимандрита Евтихия, впоследствии названное монофизитством, согласно которому во Христе божественная природа окончательно поглощает человеческую. III Вселенский Собор, проходивший в Эфесе в 431 г., осудил несторианство. А в 449 г. в том же Эфесе собрался новый собор, на котором победили монофизиты. Однако уже через два года IV Вселенский Собор в Халкидоне признал Эфесский собор разбойничьим и осудил учение Евтихия как ересь. Был выработан догмат о двух естествах в едином Лице Господа Иисуса Христа. Халкидонский Собор 451 г. стал отправной точкой в истории раскола между монофизитами и православными. Наиболее последовательные сторонники учения Евтихия впоследствии стали именоваться Коптской церковью, по имени коренных жителей Египта. С VI в. ее возглавляет папа-патриарх. Сейчас она насчитывает около 400 общин.

 

Под властью арабов

Во второй трети VII в. восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов-мусульман. В сентябре 642 г. византийцы, окруженные в Александрии, сдались. В это время преемство православных Александрийских патриархов прервалось более чем на 70 лет.

В 731 г. при халифе Хишаме, достаточно благосклонно относившемся к немусульманам, православным Египта было позволено восстановить пост Александрийского патриарха. Новоизбранный патриарх Косма, хотя и был неграмотным ремесленником, не искушенным в политике, сумел добиться у халифа возвращения православным многих церквей, захваченных коптами после ухода византийцев.

В конце IX в. — первой половине Х в. халифат пришел в упадок. В числе прочих провинций Египет вышел из повиновения халифу и превратился в самостоятельное государство. В 969 г. Египет, а также Палестина и Южная Сирия были завоеваны шиитской династией Фатимидов, создавшей свое государство. Первые Фатимиды проявляли редкую веротерпимость.

Но с 1003 г. халиф аль-Хаким развернул жесточайшие гонения на христиан. Каждый год его правления был отмечен массовыми погромами церквей и христианских кварталов, осквернением кладбищ. В 1008 г. халиф запретил христианам праздновать Вербное воскресенье, а позже — и Крещение Господне. В 1014 г. начался массовый исход христиан в византийские владения. Из оставшихся в Египте немусульман значительная часть приняла ислам, хотя многие делали это неискренне.

В таком бедственном положении Александрийская Православная Церковь встретила эпоху крестовых походов, на протяжении которой Египет на долгое время стал передним краем борьбы мусульманской и католической цивилизаций.

 Подготовил Олег Карпенко

Продолжение следует





Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua