Православные храмы

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Феофания

В первый раз источник в Феофании в XIX веке освятил святитель…

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…
Публикации

Созерцатель небесной красоты

В месте с восприятием христианства на Руси происходило весьма существенное для…

Книга общегосударственного значения

23 мая в киевском Доме учителя состоялась научно­-практическая конференция…

В погоне за сенсацией

Высокопреосвященнейший Августин, Архиепископ Львовский и Галицкий, увидев в…

Свет Православия на черном континенте. История Александрийской Православной Церкви

HyrgadaАфрика — удивительный континент, известная нам с детства по книгам Корнея Чуковского сказочная часть света, где никогда не бывает ни снега, ни холода, и которую жаркий тропический климат делает похожей на сплошной, полный загадок вечнозеленый лес. Но Африка еще и родина древней египетской цивилизации, возникшей на берегах великого Нила. Для многих, наверняка, непривычно видеть чернокожего священника, изображение темнолицего святого или слышать о “православной Африке”. Тем более интересно будет узнать, что семя христианства на этом материке дало обильные всходы задолго до крещения славянских народов.


Александрийский апостол

Православная Церковь в этом уголке земного шара получила свое  название от великого города на севере Египта, основанного в 332 г. до Рождества Христова Александром Македонским и носящего его имя. В этот, один из крупнейших центров эллинистической культуры и второй по значимости город в Римской империи пришел, по благословению апостола Петра, святой апостол и евангелист Марк. Он положил основание Александрийской Православной Церкви и стал ее первым епископом. Именно в Александрии святому Марку было суждено принять мученическую кончину в 63 г.

В конце I — начале II в. проповедь Евангелия достигла и северо-западной части Африки, в частности знаменитого Карфагена. В III в. здесь прославились священномученик Киприан Карфагенский и учитель Церкви Тертуллиан.

 

Эра святых мучеников

В первые века православные в Египте, как и по всей империи, претерпевали гонения от римских властей. В Александрии Египетской родилась, выросла и приняла мученическую кончину святая Екатерина. Здесь святые мученики Мина, Ермоген и Евграф, римские чиновники, перед лицом гонителей не побоялись проповедовать Христа. Кровь этих и многих других святых страдальцев, как семя христианства, по слову Тертуллиана, обильно оросила землю Северной Африки.

Гонения оставили настолько глубокий след в сознании и памяти египтян, что они стали вести свое летоисчисление от так называемой “эры мучеников”, то есть с 284 г., когда император Диоклетиан начал тотальное преследование христиан. И по сей день они говорят: “сейчас 2007 г. от Рождества Христова (Anno Domini) и 1723 г. от Святых мучеников (Anno Martyri)”. Причем Новый год они отмечают 29 августа, или, по новому стилю, 11 сентября, поскольку именно в этот день началось истребление христиан Египта при Диоклетиане.

 

Родина православного монашества

После того как император Константин Великий издал указ о прекращении гонений на христиан, а в 313 г. был утвержден Миланский эдикт, дающий право исповедовать религию по собственному выбору, Александрийская Церковь обрела мир.

В III–IV вв. в Александрии на почве огласительного училища выросла богословская школа, наиболее яркими представителями которой были Ориген и святой Климент Александрийский.

В первой половине IV в., вслед за египтянами, приняли христианство абиссинцы, или эфиопляне, которым проповедовали Эдессий и Фрументий, последний стал их первым епископом.

Египетская пустыня по праву считается родиной православного монашества. Одним из его основателей был преподобный Антоний Великий, уединившийся в развалинах старой крепости на берегу Нила. В 305 г. вокруг преподобного собралась первая монашеская община, давшая образец отшельнической жизни. Родоначальником иного направления монашества был преподобный Пахомий Великий, основавший в 315–320 гг. общежительный Тавеннисийский монастырь. Наиболее известными обителями были Нитрийская, где подвизался преподобный Аммоний, и скит преподобного Макария Египетского. К началу V в. в Египте было около 600 монастырей и 7000 монахов.

 

Кто такие копты?

В начале IV в. с именем александрийского пресвитера Ария связано появление ереси арианства, долгое время будоражившей православный мир. В 325 г. на

I Вселенском Соборе, в городе Никее, Арий был осужден всей Церковью. К этому же времени относится деятельность видного александрийского иерарха и защитника Православия святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского.

В начале V в. появилась новая ересь — несторианство, утверждавшая, что Христос родился человеком и лишь затем в Него вошло Слово Божие. Как противоборство несторианству в Константинополе возникло религиозно-философское учение архимандрита Евтихия, впоследствии названное монофизитством, согласно которому во Христе божественная природа окончательно поглощает человеческую. III Вселенский Собор, проходивший в Эфесе в 431 г., осудил несторианство. А в 449 г. в том же Эфесе собрался новый собор, на котором победили монофизиты. Однако уже через два года IV Вселенский Собор в Халкидоне признал Эфесский собор разбойничьим и осудил учение Евтихия как ересь. Был выработан догмат о двух естествах в едином Лице Господа Иисуса Христа. Халкидонский Собор 451 г. стал отправной точкой в истории раскола между монофизитами и православными. Наиболее последовательные сторонники учения Евтихия впоследствии стали именоваться Коптской церковью, по имени коренных жителей Египта. С VI в. ее возглавляет папа-патриарх. Сейчас она насчитывает около 400 общин.

 

Под властью арабов

Во второй трети VII в. восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов-мусульман. В сентябре 642 г. византийцы, окруженные в Александрии, сдались. В это время преемство православных Александрийских патриархов прервалось более чем на 70 лет.

В 731 г. при халифе Хишаме, достаточно благосклонно относившемся к немусульманам, православным Египта было позволено восстановить пост Александрийского патриарха. Новоизбранный патриарх Косма, хотя и был неграмотным ремесленником, не искушенным в политике, сумел добиться у халифа возвращения православным многих церквей, захваченных коптами после ухода византийцев.

В конце IX в. — первой половине Х в. халифат пришел в упадок. В числе прочих провинций Египет вышел из повиновения халифу и превратился в самостоятельное государство. В 969 г. Египет, а также Палестина и Южная Сирия были завоеваны шиитской династией Фатимидов, создавшей свое государство. Первые Фатимиды проявляли редкую веротерпимость.

Но с 1003 г. халиф аль-Хаким развернул жесточайшие гонения на христиан. Каждый год его правления был отмечен массовыми погромами церквей и христианских кварталов, осквернением кладбищ. В 1008 г. халиф запретил христианам праздновать Вербное воскресенье, а позже — и Крещение Господне. В 1014 г. начался массовый исход христиан в византийские владения. Из оставшихся в Египте немусульман значительная часть приняла ислам, хотя многие делали это неискренне.

В таком бедственном положении Александрийская Православная Церковь встретила эпоху крестовых походов, на протяжении которой Египет на долгое время стал передним краем борьбы мусульманской и католической цивилизаций.

 Подготовил Олег Карпенко

Продолжение следует

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu