Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм архистратига Михаила (Президентский полк)

ЧАСОВНЯ ДЕГТЕРЕВСКОЙ БОГАДЕЛЬНИ Часовня с моргом при Дегтеревских…

Публикации

Пречиста Діва Марія

Кожне Богородичне свято — це велика радість, радість перш за все від того, що…

В чому полягає мудрість жінки - до Дня жон-мироносиць

Навряд чи хто буде заперечувати, що жінка має величезний вплив на людські…

Духовное богатство Великого поста

Поскольку Великий пост есть самое благоприятное время для борьбы с греховными…

HersonesПреподобномученик Евстратий В Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры почивают мощи преподобного мученика Евстратия — святого, который был распят на Пасху и претерпел, подобно Спасителю, крестные страдания.

Родом он был из Киева. В Киево-Печерской обители он достиг духовной зрелости, а в Херсонесе принял мученическую смерть. Мученичество почитается Церковью как величайший подвиг. Еще во времена зарождения христианства имена подвижников, отдавших свою жизнь за Христа, заносились в особые списки — мартирологи. В духовном подвиге мученичества признавалась их святость.

Как сказано в “Кратком Крымском патерике”, “преподобномученик Евстратий Печерский в 1096 году попал в половецкий плен и был продан в Херсонес иудею. Хозяин пытался обратить св. Евстратия в свою веру, но ему это не удалось, и в Страстную седмицу подверг он преподобного тем же страданиям, которые претерпел Иисус Христос. После мучений Евстратия распяли, а тело его выбросили в море. Со временем мощи святого были обретены и ныне почивают в Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры”.

Следует отметить, что евреям запрещалось владеть рабами-христианами со времен императора Констанция II (337–361 гг. по Р. Х.), но на практике этот закон часто не выполнялся, особенно в отдаленных провинциях. В “Патерике Печерском” пишется, что топарх (наместник) данной греческой провинции, будучи сам евреем, принявшим христианство, разрешил евреям покупать христиан и обращать их в рабство. Очевидно, Евстратий, знавший, что существует закон, запрещавший евреям владеть христианами, настраивал своих соотечественников не подчиняться рабовладельцам.

Отказавшиеся повиноваться были подвергнуты мучениям: 50 человек умерли от голода и жажды, а Евстратий позже был распят на кресте.

События эти всколыхнули провинцию. Был послан донос императору, и тот назначил следствие. В результате “того окаянного жидовина, которым был убит преподобный Евстратий, — читаем в “Патерике Печерском”, — повесили на дереве… и он воспринял участь иудина удавления”.

Вряд ли тут был законный суд, скорее всего, это был самосуд разъяренной толпы.

Казнь большого количества пленных и распятие их наставника иноверцем уже сами по себе не могли не привлечь внимания корсунских христиан, но это не объясняет, почему казнь прп. Евстратия так всколыхнула население Херсонеса.

Из жития следует, что святого Евстратия распяли на Пасху, а день памяти преподобного — 28 марта/10 апреля. Как правило, день памяти святых мучеников приходится на день их кончины. Следовательно, можно определить год распятия преподобного мученика Евстратия. После 1050 г. Пасха выпадала на 28 марта лишь в 1087, 1092 и в 1098 гг., а в XII в. — ни разу. Следовательно, мученическая смерть его может относиться лишь к 1098 г., т. е. Евстратий прожил в Херсонесе два года и имел достаточно времени, чтобы стать известным среди христиан Херсонеса.

Время и история обретения и перенесения мощей прп. Евстратия в пещеры Киево-Печерской Лавры не зафиксированы. В “Киево-Печерском патерике” читаем, что “тело же святого в море брошено было, где бесконечное множество чудес творилось. Искали верные святые мощи его, но не нашли — не захотел бо святой от людей славы, но от Бога…”. Эти строки взяты св. Симоном, епископом Владимирским и Суздальским, из текста прп. Нестора Летописца, где сказано, что местонахождение мощей священномученика Евстратия неизвестно. По-видимому, их действительно не было в Киево-Печерской Лавре в XIII в.

Но уже на планах Ближних пещер Лавры, датированных XVII в., местонахождение мощей святого Евстратия отмечено. То есть появились они в Киево-Печерской Лавре через несколько столетий после смерти преподобномученика.

Остается предположить, что мощи его довольно долгое время были сокрыты в Херсонесе или в ближайших пещерных монастырях Тавриды, а в Киево-Печерскую Лавру, скорее всего, были перенесены после захвата Крыма турками и усиления влияния ислама в Херсонесе, т. е. после 1475 г., когда возникла угроза осквернения святыни.

И ныне почитает Таврида и Киево-Печерская Лавра преподобного мученика Евстратия Печерского как своего святого.

 

Преподобный Никон Великий

Многие исследователи предполагают, что и преподобный Никон Великий, игумен Киево-Печерской обители, составитель продолжения древнейшего летописного свода, бывал в Херсонесе, ибо не мог обойти стороной этот древний христианский центр, но летописные данные свидетельствуют лишь о его пребывании в Тмутаракани.

Выдающийся российский ученый М. Д. Приселков (1881–1941), известный трудами по истории Киевской Руси и древнерусскому летописанию, считал, что прп. Никон — не кто иной, как первый русский (по происхождению) митрополит Киевский Иларион, принявший схиму.

…Дважды уходил прп. Никон в далекую Тмутаракань. Первый раз в 1061–1067 гг., скрываясь от гнева киевского князя Изяслава Ярославича из-за пострижения двух его приближенных и от грека-митрополита Ефрема. Второй раз — в 1073–1074 гг.

Первый уход Никона Великого можно расценивать как опалу. А возвращение на Русь в 1066 г. объясняется снятием с него церковного отлучения в связи со смертью в 1065 г. митрополита Ефрема.

В “Киево-Печерском патерике” в “Житии Феодосия” отмечается, что в начале 1061 г. Никон бежал на “Тмутараканский остров” (так называли Таманский полуостров) и, выбрав хорошее место около города, основал Богородичный монастырь. В летописи читаем: “Великий же Никонъ отъиде въ островъ Тмутороканьский, и ту обрете мhсто чисто близъ города и сhдъ. И Божиею благодатью възрасте мhсто то, и церьковъ Святыя Богородици възгради на немъ; и бысть монастырь славенъ, иже и донынh есть, прикладъ же имый в сей Печерьский монастырь”. Таким городом в XI в. на Таманском полуострове могла быть, конечно, Тмутаракань, неоднократно упоминаемая в летописи.

В Керченском музее хранится мраморная плита, датированная 1078 г., — важнейший исторический памятник, отражающий взаимоотношения между Русью и Византией. Искусная работа резчика создает впечатление богатого памятника, не похожего на рядовые надгробия. На плите — надпись о звании и о смерти монаха-зодчего “ойкодома” Иоанникия, умершего 23 октября 1078 г.

Как считает московский исследователь греческих текстов А. Ю. Виноградов, термин “ойкодом” обозначает не простого монастырского зодчего, а основателя, ктитора. Небольшие же размеры мраморной плиты, при значительной ее толщине (0,21 м), следы раствора на задней и боковых сторонах, по его мнению, свидетельствуют о том, что плита размещалась в стене здания, возможно, церкви.

Можно предположить, что монастырь возле Тмутаракани преподобный Никон Великий основал вместе с Иоанникием, который остался в нем монахом до конца жизни, что и отразилось в надписи на мраморной плите. Возможно, именно в стенах монастыря, воздвигнутого Иоанникием, составлял Никон свой летописный свод, фиксируя причерноморские события времени своего пребывания в пределах Тмутараканской Руси.

Есть свидетельства, что жители Тмутаракани почитали Никона. Как известно из “Патерика Печерского”, ему было поручено просить черниговского князя Святослава послать его сына Глеба на княжество в Тмутараканскую Русь. Произошло это после смерти князя Ростислава Владимировича, отравленного в Тмутаракани византийским катепаном в 1066 г.

В 1074 г. преподобный Никон возвратился в Киев и по смерти игумена Стефана с 1077 г. вплоть до своей смерти в 1088 г. был игуменом Киево-Печерского монастыря. Память его отмечается 23 марта/5 апреля.

 Алла Бартош,

ведущий научный сотрудник

Национального Киево-Печерского

историко-культурного заповедника

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me