Православные храмы

Храм святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

12 сентября 2021 года по благословению Блаженнейшего Онуфрия,…

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…
Публикации

“Кресту Твоему покланяемся, Владыко…”

6 июля делегация Иерусалимской Патриархии во главе с Высокопреосвященнейшим…

Связь и общение живых с умершими

Утешительное учение Православной Церкви о возможности для грешников, умерших с…

Вифлеем

Александр Митрофанович Федоров (1868–1949), выходец из крестьянской семьи,…

Как “малой церкви” дойти до большой?

malaa_semiaЖизнь часто ставит перед нами задачи, которые трудно решить самому. Автор этой статьи поднимает сразу несколько проблем, с которыми столкнулись многие православные семьи. Как совместить служение в “малой Церкви” и желание жить полноценной церковной жизнью? Груз семейных проблем тяготит многих людей, даже далеких от веры. Православные христиане преодолевают подобные трудности не без Божией помощи...


Утром в воскресенье...

“Наташа, давай быстрее собирайся, нам же нужно детей причастить”, — Сергей явно нервничал. Было уже полдевятого, и даже на машине они не успевали к началу службы. “Тогда помоги, мне еще нужно причесаться... А ты пока одень детей”, — Наталья тоже была сердита на мужа, который, казалось, вместо того чтобы помочь, играл роль благочестивого отца семейства в праведном гневе. “На службу он опаздывает! Как будто я в храм идти не желаю, а он хочет подчеркнуть, какой он молитвенник”, — подумала она, но вслух этого решила не произносить, чтобы не вызвать скандала. Еле сдерживая раздражение, Сергей начал одевать сына. “Это не моя обязанность. Могла б сама встать пораньше и все бы успела”, — подумал он, не озвучивая свои мысли, которые наверняка вызвали бы обиду. Ссориться перед службой не хотелось.

Через полчаса сборов под крики старшего Серафима и младшей грудной Полины они вышли из дома. “Ой, забыла мобилку”, — сказала Наташа, остановившись у двери подъезда. Тут уж муж взорвался: “Обойдешься без нее, позвонишь с моего телефона!” “Мне будет звонить мама. Вернись домой и принеси мне телефон”, — жена была раздражена не меньше.

В храм успели к пению Символа веры. Причастили детей. О том, чтобы принять Тело и Кровь Христовы самим, Сергей мечтал еще с Рождества. “Получается, уже больше чем полгода”, — подсчитал он и вспомнил статьи и книги о необходимости частого причащения, которые нередко цитировал жене. “Конечно, это писали монахи, которым не нужно было зарабатывать на жизнь, кормить детей, готовить, мыть посуду...” — подумал он и снова расстроился, ведь мысленно впал в грех осуждения монашества.

 

Замкнутый круг

Семья — это малая Церковь, а Церкви без Христа, то есть без Евхаристии, не бывает. Подготовиться к Причастию, помолиться за всенощной или Литургией не получается. “Вот и выходит, что посещаем Церковь большую, а сами “малой Церковью” не являемся”, — думал Сергей. Он отлично понимал, что кричать на жену — грех, и что таким путем ничего не изменишь.

Ситуация кажется безвыходной: к Причастию необходимо готовиться — постом, чтением молитвенного правила, исповедью... А для этого нужно посещать службы, а значит, оставлять детей без присмотра. Или просить родственников приехать в церковь и смотреть хотя бы за старшим, трехлетним непоседой Серафимом, который более 15 минут находиться в храме не желает — ему там скучно.

А оставить кому-то детей нелегко. Родители Сергея разведены, живут отдельно. Родители Наталии вообще слышать не хотят о Церкви и даже расстроились, что их внукам дали какие-то странные, по их мнению, имена.

Сергей долго искал совет в житиях святых и статьях о православных семьях. Большинство старцев — он заметил это только теперь — были монахами и о семейной жизни ничего не писали. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония, судя по житию, детей не имели. К тому же они, как и праведная Иулиания Лазаревская, были очень обеспеченными людьми, и домашними делами занимались их слуги. Подобная ситуация и с семьей святого Димитрия Донского или страстотерпца императора Николая — во всех домашних заботах помогала прислуга. Поэтому брать пример с них было очень трудно.

По самым скромным оценкам, православных христиан в Украине — 1,5–2 млн человек. Не номинальных, а реальных верующих людей, регулярно посещающих богослужения и стремящихся жить по заповедям Божиим. Молодых семей из этих православных — никак не меньше четверти, а то и трети. На любом приходе есть как минимум 2–3 семьи, многие же общины наполовину состоят из семейных, и с проблемами участия в богослужении приходится сталкиваться большинству из них.

 

Как не растерять церковность?

Каждая семья находит свой выход из проблемы. Кому-то управляться с детьми помогают заботливые родственники. Некоторые мужья все заботы взваливают на жен, полностью погружаясь в церковные послушания. Но есть и жены, которые все домашние хлопоты предоставляют мужьям, а сами с утра до ночи пропадают в церкви.

Бывает и по-другому. Протоиерей Максим Козлов в книге “Последняя крепость. Беседы о семейной жизни” пишет, что ему знакомы примеры, когда молодых мам вполне устраивает вынужденное неприсутствие на всей службе из-за ребенка. “Хотя формально такая мама первое время повторяет сокрушенные слова о том, что она давно по-настоящему не стояла на службе, не могла всерьез подготовиться к Исповеди и Причастию, однако на самом деле ее все больше начинает устраивать, что на службу приезжают не к началу, что в притворе можно поговорить о воспитании ребенка, а потом быстренько подойти с малышом к Чаше и вернуться домой”. Отец Максим пишет, что эта неполезная для души практика вырабатывается во многих семьях.

Давая советы о том, как молодой семье не растерять церковность, священник говорит, что нужно ходить на службу по очереди, а еще советует оставлять детей с родственниками или няней.

Подобные советы не всегда применимы в реальной жизни. Ведь родственники часто бывают неверующими или живут со своими семьями, а нанять няню могут себе позволить не все. Ходить на службу по очереди не всегда возможно и очень неудобно, если есть грудной ребенок. Так можно делать некоторое время. Но если дети рождаются через каждые два года? Ведь именно к многодетности нас постоянно призывают многие священники! Эта очередность будет слишком ущербной — постоянно сможет ходить только муж. Ведь младенца нужно кормить, и в церкви долго с ним не постоишь. Это и есть настоящая “малая Церковь”?

 

Выход — в помощи общины

Отсутствие общинной жизни, индивидуализм верующих привели к тому, что проблемы воцерковления семьи решаются самостоятельно, без помощи братьев по вере. Многим прихожанам не нравятся кричащие или балующиеся в храме дети. Спору нет, это отвлекает от молитвы, ведь храм — не место для игр. Но если у ближнего есть какая-то трудность, разве это не по-христиански — помочь ему?

Многие подобные проблемы разрешились бы, если б на приходах было предусмотрено отдельное помещение для детей. А еще, если бы прихожане были  настоящей большой христианской семьей, а не совокупностью людей, которые молятся вместе каждое воскресенье, даже не зная имен друг друга.

В одном из киевских храмов оборудована специальная комната для малышей, где они играют во время службы. Родители забирают их только к Причастию. А в одном киевском монастыре в ближайшее время планируют около храма построить детскую площадку — среди прихожан много семей с детьми.

Но вспомогательное помещение или площадка не решает проблему — в холодную, дождливую или снежную погоду на улице долго не поиграешь, да и в специальной комнате хоть кто-то из взрослых должен следить за детьми.

Воцерковление семьи — это одна из тех проблем, которую могли бы решить сами прихожане, если бы на приходах была общинная жизнь. Например, несколько семей могут договориться о том, что они по очереди будут сидеть со всеми детьми в комнате для игр при храме, и установить дежурства. У остальных мам и пап, таким образом, будет возможность молиться на Литургии через воскресенье или два-три раза в месяц — в зависимости от того, сколько семей участвуют в этом “дежурстве”.

 

Среди нас нет чужих

Вы спросите: “Зачем на чужих людей навешивать свои семейные проблемы?” Да потому, что все мы — братья и сестры во Христе и нет среди нас чужих. Более того, это нужно еще и для будущего — ведь большинство семей мечтают отдать детей в православные школы, но пока никто ничего не сделал для появления таких школ. И основой для таких учебных заведений как раз могли бы стать семейные общины.

Ведь представьте — вся община, например, собирает деньги на лечение пожилой прихожанки! Как было бы хорошо, если бы прихожане читали Псалтирь для решения какой-то общей проблемы прихода! Разве это не нормально, когда духовные чада проведывают своего захворавшего духовника? Если все эти проявления общинной жизни благочестивы, то тем более праведной должна считаться помощь православным семьям, которая может выражаться не только в присматривании за детьми. Ведь можно совместно праздновать дни рождения, дни Ангела, организовывать представления кукольного театра или совершать совместные поездки и прогулки. И проекты эти нужно осуществлять по благословению священника, желательно семейного, ведь тогда он будет помогать советами, делиться опытом.

Подобные идеи уже воплощаются на некоторых приходах. Но делается это, к сожалению, от случая к случаю. Иначе мы уже давно бы слышали о десятках православных школ или детских садов. Ведь верующих семей — сотни тысяч. А пока помогают им чаще лишь добрым словом или цитатами из умных книг.

 Влад Головин

Фото Инны Козориз

Как “малой церкви” дойти до большой?

 

Жизнь часто ставит перед нами задачи, которые трудно решить самому. Автор этой статьи поднимает сразу несколько проблем, с которыми столкнулись многие православные семьи. Как совместить служение в “малой Церкви” и желание жить полноценной церковной жизнью? Груз семейных проблем тяготит многих людей, даже далеких от веры. Православные христиане преодолевают подобные трудности не без Божией помощи...

 

Утром в воскресенье...

“Наташа, давай быстрее собирайся, нам же нужно детей причастить”, — Сергей явно нервничал. Было уже полдевятого, и даже на машине они не успевали к началу службы. “Тогда помоги, мне еще нужно причесаться... А ты пока одень детей”, — Наталья тоже была сердита на мужа, который, казалось, вместо того чтобы помочь, играл роль благочестивого отца семейства в праведном гневе. “На службу он опаздывает! Как будто я в храм идти не желаю, а он хочет подчеркнуть, какой он молитвенник”, — подумала она, но вслух этого решила не произносить, чтобы не вызвать скандала. Еле сдерживая раздражение, Сергей начал одевать сына. “Это не моя обязанность. Могла б сама встать пораньше и все бы успела”, — подумал он, не озвучивая свои мысли, которые наверняка вызвали бы обиду. Ссориться перед службой не хотелось.

Через полчаса сборов под крики старшего Серафима и младшей грудной Полины они вышли из дома. “Ой, забыла мобилку”, — сказала Наташа, остановившись у двери подъезда. Тут уж муж взорвался: “Обойдешься без нее, позвонишь с моего телефона!” “Мне будет звонить мама. Вернись домой и принеси мне телефон”, — жена была раздражена не меньше.

В храм успели к пению Символа веры. Причастили детей. О том, чтобы принять Тело и Кровь Христовы самим, Сергей мечтал еще с Рождества. “Получается, уже больше чем полгода”, — подсчитал он и вспомнил статьи и книги о необходимости частого причащения, которые нередко цитировал жене. “Конечно, это писали монахи, которым не нужно было зарабатывать на жизнь, кормить детей, готовить, мыть посуду...” — подумал он и снова расстроился, ведь мысленно впал в грех осуждения монашества.

 

Замкнутый круг

Семья — это малая Церковь, а Церкви без Христа, то есть без Евхаристии, не бывает. Подготовиться к Причастию, помолиться за всенощной или Литургией не получается. “Вот и выходит, что посещаем Церковь большую, а сами “малой Церковью” не являемся”, — думал Сергей. Он отлично понимал, что кричать на жену — грех, и что таким путем ничего не изменишь.

Ситуация кажется безвыходной: к Причастию необходимо готовиться — постом, чтением молитвенного правила, исповедью... А для этого нужно посещать службы, а значит, оставлять детей без присмотра. Или просить родственников приехать в церковь и смотреть хотя бы за старшим, трехлетним непоседой Серафимом, который более 15 минут находиться в храме не желает — ему там скучно.

А оставить кому-то детей нелегко. Родители Сергея разведены, живут отдельно. Родители Наталии вообще слышать не хотят о Церкви и даже расстроились, что их внукам дали какие-то странные, по их мнению, имена.

Сергей долго искал совет в житиях святых и статьях о православных семьях. Большинство старцев — он заметил это только теперь — были монахами и о семейной жизни ничего не писали. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония, судя по житию, детей не имели. К тому же они, как и праведная Иулиания Лазаревская, были очень обеспеченными людьми, и домашними делами занимались их слуги. Подобная ситуация и с семьей святого Димитрия Донского или страстотерпца императора Николая — во всех домашних заботах помогала прислуга. Поэтому брать пример с них было очень трудно.

По самым скромным оценкам, православных христиан в Украине — 1,5–2 млн человек. Не номинальных, а реальных верующих людей, регулярно посещающих богослужения и стремящихся жить по заповедям Божиим. Молодых семей из этих православных — никак не меньше четверти, а то и трети. На любом приходе есть как минимум 2–3 семьи, многие же общины наполовину состоят из семейных, и с проблемами участия в богослужении приходится сталкиваться большинству из них.

 

Как не растерять церковность?

Каждая семья находит свой выход из проблемы. Кому-то управляться с детьми помогают заботливые родственники. Некоторые мужья все заботы взваливают на жен, полностью погружаясь в церковные послушания. Но есть и жены, которые все домашние хлопоты предоставляют мужьям, а сами с утра до ночи пропадают в церкви.

Бывает и по-другому. Протоиерей Максим Козлов в книге “Последняя крепость. Беседы о семейной жизни” пишет, что ему знакомы примеры, когда молодых мам вполне устраивает вынужденное неприсутствие на всей службе из-за ребенка. “Хотя формально такая мама первое время повторяет сокрушенные слова о том, что она давно по-настоящему не стояла на службе, не могла всерьез подготовиться к Исповеди и Причастию, однако на самом деле ее все больше начинает устраивать, что на службу приезжают не к началу, что в притворе можно поговорить о воспитании ребенка, а потом быстренько подойти с малышом к Чаше и вернуться домой”. Отец Максим пишет, что эта неполезная для души практика вырабатывается во многих семьях.

Давая советы о том, как молодой семье не растерять церковность, священник говорит, что нужно ходить на службу по очереди, а еще советует оставлять детей с родственниками или няней.

Подобные советы не всегда применимы в реальной жизни. Ведь родственники часто бывают неверующими или живут со своими семьями, а нанять няню могут себе позволить не все. Ходить на службу по очереди не всегда возможно и очень неудобно, если есть грудной ребенок. Так можно делать некоторое время. Но если дети рождаются через каждые два года? Ведь именно к многодетности нас постоянно призывают многие священники! Эта очередность будет слишком ущербной — постоянно сможет ходить только муж. Ведь младенца нужно кормить, и в церкви долго с ним не постоишь. Это и есть настоящая “малая Церковь”?

 

Выход — в помощи общины

Отсутствие общинной жизни, индивидуализм верующих привели к тому, что проблемы воцерковления семьи решаются самостоятельно, без помощи братьев по вере. Многим прихожанам не нравятся кричащие или балующиеся в храме дети. Спору нет, это отвлекает от молитвы, ведь храм — не место для игр. Но если у ближнего есть какая-то трудность, разве это не по-христиански — помочь ему?

Многие подобные проблемы разрешились бы, если б на приходах было предусмотрено отдельное помещение для детей. А еще, если бы прихожане были  настоящей большой христианской семьей, а не совокупностью людей, которые молятся вместе каждое воскресенье, даже не зная имен друг друга.

В одном из киевских храмов оборудована специальная комната для малышей, где они играют во время службы. Родители забирают их только к Причастию. А в одном киевском монастыре в ближайшее время планируют около храма построить детскую площадку — среди прихожан много семей с детьми.

Но вспомогательное помещение или площадка не решает проблему — в холодную, дождливую или снежную погоду на улице долго не поиграешь, да и в специальной комнате хоть кто-то из взрослых должен следить за детьми.

Воцерковление семьи — это одна из тех проблем, которую могли бы решить сами прихожане, если бы на приходах была общинная жизнь. Например, несколько семей могут договориться о том, что они по очереди будут сидеть со всеми детьми в комнате для игр при храме, и установить дежурства. У остальных мам и пап, таким образом, будет возможность молиться на Литургии через воскресенье или два-три раза в месяц — в зависимости от того, сколько семей участвуют в этом “дежурстве”.

 

Среди нас нет чужих

Вы спросите: “Зачем на чужих людей навешивать свои семейные проблемы?” Да потому, что все мы — братья и сестры во Христе и нет среди нас чужих. Более того, это нужно еще и для будущего — ведь большинство семей мечтают отдать детей в православные школы, но пока никто ничего не сделал для появления таких школ. И основой для таких учебных заведений как раз могли бы стать семейные общины.

Ведь представьте — вся община, например, собирает деньги на лечение пожилой прихожанки! Как было бы хорошо, если бы прихожане читали Псалтирь для решения какой-то общей проблемы прихода! Разве это не нормально, когда духовные чада проведывают своего захворавшего духовника? Если все эти проявления общинной жизни благочестивы, то тем более праведной должна считаться помощь православным семьям, которая может выражаться не только в присматривании за детьми. Ведь можно совместно праздновать дни рождения, дни Ангела, организовывать представления кукольного театра или совершать совместные поездки и прогулки. И проекты эти нужно осуществлять по благословению священника, желательно семейного, ведь тогда он будет помогать советами, делиться опытом.

Подобные идеи уже воплощаются на некоторых приходах. Но делается это, к сожалению, от случая к случаю. Иначе мы уже давно бы слышали о десятках православных школ или детских садов. Ведь верующих семей — сотни тысяч. А пока помогают им чаще лишь добрым словом или цитатами из умных книг.

 

Влад Головин

Фото Инны Козориз

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu