Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Богоявленский храм и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Корчеватое)

6 ноября 2011 года столичный приход в честь иконы Божьей Матери "Всех…

Публикации

Троицын день

Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын…

И стали называться они христианами... История Антиохийской Православной Церкви

Исторический путь Антиохийской Церкви начался с первых опытов апостольской…

nauka_i_miloserdieМожно ли научиться милосердию? На протяжении веков ответ на этот вопрос не был однозначным. Однако забота о больных и немощных всегда была присуща человеческому обществу. Христианская эра открыла миру светлую истину о том, что все люди родные друг другу и должны жить в любви. Поэтому попечение о больных и нуждающихся стало для христиан первоочередным долгом. При храмах и монастырях стали открываться богадельни, предназначенные прежде всего для монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уже тогда было замечено, что у ложа больного женщины проявляют больше выдержки и легче переносят исполненные тревог и забот о недужном беспокойные дни и ночи.

 

Первая община

Возникновение сестричеств милосердия связано с именем французского священника Викентия Поля, который в 1617 г. основал первую такую общину. Задача ее заключалась в оказании не только материальной и физической, но и духовной помощи. “Служители бедных” стремились научить больных праведно жить и достойно умирать, поэтому они сопровождали свои посещения христианскими беседами и поучениями. Начиная с XIX в. общины сестер милосердия начали преумножаться как в Европе, так и во многих других уголках планеты. Например, в Западной Европе к середине века их было уже 56.

В России идея организации систематического ухода за больными специально обученным персоналом впервые была реализована при участии императрицы Марии Феодоровны в 1813 г. Созданная ею благотворительная организация включала воспитательные дома, женские приюты и госпитали. А уже в апреле 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской при храме Святой Троицы была основана первая в России православная община сестер милосердия. Община состояла из отделения сестер милосердия, женской больницы, богадельни для неизлечимо больных, школы, пансионата и детского приюта. В число сестер милосердия принимались вдовы и незамужние женщины в возрасте от 20 до 40 лет.

 

Светлые ангелы в вихре страданий

Большое уважение сестры в белой одежде с красным крестом снискали во время войн и эпидемий. Облегчая страдания больных, они мужественно вступали в борьбу со смертельными болезнями, под шквалом огня и пуль выносили раненых с самых опасных участков боя. Подобно светлым ангелам, они старались поспеть везде, где были боль и страдание. Именно помощь раненым, оказываемая сестрами милосердия, стала предпосылкой создания в 1864 г. международного Союза Красного Креста.

Наиболее известной общиной сестер милосердия в начале XX в. была Марфо-Мариинская обитель, основанная в Москве преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Великая княгиня, оставившая кремлевский дворец во имя больных и нуждающихся, стремилась сделать обитель настоящим домом евангельского Лазаря, в котором мирно живут две сестры: Марфа и Мария — Помощь и Молитва. Жизнь общины была устроена наподобие монашеской обители, а сестры посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия. Как главное средство от болезней, помимо собственно медицинского лечения, в обители всегда предлагали Исповедь и Причастие.

 

Помощь больному — служение Христу

Стремительное возрождение церковной жизни в нашей стране в конце прошлого века привело к возобновлению этой важнейшей формы социального служения. При больничных храмах во множестве создаются сестричества милосердия, задача которых — облегчить страдания больных и способствовать их духовному исцелению. И сегодня уже никого не удивляет православный храм при больнице и заботливые женщины в белой одежде с красным крестом, которые не оставят без помощи и доброго слова ни одного недужного.

В чем же отличие православной сестры милосердия от медицинской сестры? Сестра милосердия обучена не только медицинскому делу и может не только присматривать за больным, разбираться в лекарствах, главное для нее — знать, что люди, которым она служит, нуждаются в помощи — и медицинской, и духовной. Более того, послушание сестры милосердия непременно раскрывает удивительную тайну этого служения, описанную преподобным аввой Дорофеем: больной больше служит ей, чем она больному. В этом и заключается сущность православного служения милосердия. Ведь когда человек искренне помогает больному, он это делает Самому Христу, Который сказал: “Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25: 40).

Сестра милосердия, какая она? “Она должна быть чуткой и внимательной, как мать для своего ребенка”, “она должна сделать так, чтобы на душе у больного или умирающего было спокойно, тепло и ясно”, “нужно все время помнить, что перед тобой — Божие создание, которое нуждается в твоей помощи; забыть о себе, жертвовать своим временем, отдавать все силы”, “любить, просто любить…”. Так говорят сами сестры, сердца которых, преисполненные христианской любви к ближним, стремятся поделиться со всеми своей благодатью бескорыстного служения страждущим. Ведь их служение — это тот путь, конец которого будет увенчан по слову Спасителя: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо… был болен, и вы посетили Меня” (Мф. 25: 34, 36).

Олег Карпенко





Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua