Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (у Дарницкого вокзала)

Освящение места закладки храма состоялось в день престольного…

Храм Воскресения Господня (на Лесном кладбище)

Храм Воскресения Христова действует на территории Лесного кладбища с…

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…

Публикации

Удары цивилизации. Взгляд православного психолога

В последнее время в прессе все чаще поднимается вопрос о зомбировании —…

Богословие языком иконописи

С установлением Церковью дня празднования Рождества Христова, это событие…

“У жертву Богові треба приносити все найкраще, в тому числі і найкращі роки життя”

У чому полягає молодіжна робота в Церкві? Це, перш за все, місія серед таких же…

nauka_i_miloserdieМожно ли научиться милосердию? На протяжении веков ответ на этот вопрос не был однозначным. Однако забота о больных и немощных всегда была присуща человеческому обществу. Христианская эра открыла миру светлую истину о том, что все люди родные друг другу и должны жить в любви. Поэтому попечение о больных и нуждающихся стало для христиан первоочередным долгом. При храмах и монастырях стали открываться богадельни, предназначенные прежде всего для монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уже тогда было замечено, что у ложа больного женщины проявляют больше выдержки и легче переносят исполненные тревог и забот о недужном беспокойные дни и ночи.

 

Первая община

Возникновение сестричеств милосердия связано с именем французского священника Викентия Поля, который в 1617 г. основал первую такую общину. Задача ее заключалась в оказании не только материальной и физической, но и духовной помощи. “Служители бедных” стремились научить больных праведно жить и достойно умирать, поэтому они сопровождали свои посещения христианскими беседами и поучениями. Начиная с XIX в. общины сестер милосердия начали преумножаться как в Европе, так и во многих других уголках планеты. Например, в Западной Европе к середине века их было уже 56.

В России идея организации систематического ухода за больными специально обученным персоналом впервые была реализована при участии императрицы Марии Феодоровны в 1813 г. Созданная ею благотворительная организация включала воспитательные дома, женские приюты и госпитали. А уже в апреле 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской при храме Святой Троицы была основана первая в России православная община сестер милосердия. Община состояла из отделения сестер милосердия, женской больницы, богадельни для неизлечимо больных, школы, пансионата и детского приюта. В число сестер милосердия принимались вдовы и незамужние женщины в возрасте от 20 до 40 лет.

 

Светлые ангелы в вихре страданий

Большое уважение сестры в белой одежде с красным крестом снискали во время войн и эпидемий. Облегчая страдания больных, они мужественно вступали в борьбу со смертельными болезнями, под шквалом огня и пуль выносили раненых с самых опасных участков боя. Подобно светлым ангелам, они старались поспеть везде, где были боль и страдание. Именно помощь раненым, оказываемая сестрами милосердия, стала предпосылкой создания в 1864 г. международного Союза Красного Креста.

Наиболее известной общиной сестер милосердия в начале XX в. была Марфо-Мариинская обитель, основанная в Москве преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Великая княгиня, оставившая кремлевский дворец во имя больных и нуждающихся, стремилась сделать обитель настоящим домом евангельского Лазаря, в котором мирно живут две сестры: Марфа и Мария — Помощь и Молитва. Жизнь общины была устроена наподобие монашеской обители, а сестры посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия. Как главное средство от болезней, помимо собственно медицинского лечения, в обители всегда предлагали Исповедь и Причастие.

 

Помощь больному — служение Христу

Стремительное возрождение церковной жизни в нашей стране в конце прошлого века привело к возобновлению этой важнейшей формы социального служения. При больничных храмах во множестве создаются сестричества милосердия, задача которых — облегчить страдания больных и способствовать их духовному исцелению. И сегодня уже никого не удивляет православный храм при больнице и заботливые женщины в белой одежде с красным крестом, которые не оставят без помощи и доброго слова ни одного недужного.

В чем же отличие православной сестры милосердия от медицинской сестры? Сестра милосердия обучена не только медицинскому делу и может не только присматривать за больным, разбираться в лекарствах, главное для нее — знать, что люди, которым она служит, нуждаются в помощи — и медицинской, и духовной. Более того, послушание сестры милосердия непременно раскрывает удивительную тайну этого служения, описанную преподобным аввой Дорофеем: больной больше служит ей, чем она больному. В этом и заключается сущность православного служения милосердия. Ведь когда человек искренне помогает больному, он это делает Самому Христу, Который сказал: “Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25: 40).

Сестра милосердия, какая она? “Она должна быть чуткой и внимательной, как мать для своего ребенка”, “она должна сделать так, чтобы на душе у больного или умирающего было спокойно, тепло и ясно”, “нужно все время помнить, что перед тобой — Божие создание, которое нуждается в твоей помощи; забыть о себе, жертвовать своим временем, отдавать все силы”, “любить, просто любить…”. Так говорят сами сестры, сердца которых, преисполненные христианской любви к ближним, стремятся поделиться со всеми своей благодатью бескорыстного служения страждущим. Ведь их служение — это тот путь, конец которого будет увенчан по слову Спасителя: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо… был болен, и вы посетили Меня” (Мф. 25: 34, 36).

Олег Карпенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me