Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (в Академии управления МВД)

Строительство храма началось в апреле 2008 г. Первая Литургия была…

Храм мученицы Раисы Александрийской (на Дарницком кладбище)

В течение осени 2008 г. осуществлено строительство типового храма.…

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…
Публикации

Михаил Литвиненко: Я родился христианином...

Известный музыкант и композитор, регент Митрополичьего хора Свято-Успенской…

Мир, где все возможно. награждение победителей Всеукраинского православного конкурса детского творчества

26 октября 2006 г. по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви…

Интерьвью Предстоятеля УПЦ

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит…

Священник и врач

o_Mihail_Suhovij5 июля ушел из жизни удивительный человек — руководитель клиники хирургической гематологии и гемостазиологии Института гематологии и трансфузиологии АМН Украины, доктор медицинских наук, профессор и настоятель киевского больничного храма в честь иконы Божией Матери “Всецарица” протоиерей Михаил Суховий. Трудно писать о батюшке в прошедшем времени. Ведь еще совсем недавно — в июне этого года — отец Михаил дал интервью нашей газете.

Его духовным наставником был отец Иоанн (Маслов), один из последних старцев Глинской пустыни. В память об отце Михаиле публикуем его выступление на летних Глинских чтениях 2006 г. в Московской духовной академии. Да упокоит Господь усопшего раба Своего в селениях праведных!

 

Хранение совести

Совесть есть внутренний закон, написанный на скрижалях нашего сердца. Она есть голос Божий, призывающий нас к жизни во Христе, и, как некая искра, проливает свет на все доброе и прекрасное.

Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что и язычники дадут ответ перед Богом за нарушение закона, ибо “дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую” (Рим. 2: 15). Преподобный авва Дорофей пишет: “В нашей воле или усыплять совесть, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей”. Никто другой не является причиной помрачения и подавления нашей совести, но мы сами, так как очень часто не внимаем ее доброму совету и предпочитаем ей свои греховные привычки. Но этот внутренний голос в душе человека не унимается даже тогда, когда не слушают его. Он постоянно напоминает о грехе, не давая грешнику дойти до забвения, чтобы хоть через это сделать нас не столь склонными к прежним грехам.

Но горе нам, когда мы совершенно не хотим слушать голос Божественного закона, ибо в таком случае мы утрачиваем всякое ощущение своей греховности, всякое понятие духовно-благодатной жизни и становимся на путь порока и страстей. Конечно, и в этом случае совесть в человеке не умерщвлена, она только заглушена презрением к ней и бездействует.

Об избавлении от этого ужасного состояния косности души и губительного разгула дурных навыков мы и молимся всегда Пречистой Божией Матери: “Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей”.

И Матерь Божия всегда нас вразумляет и возбуждает к жизни благочестивой. Но как часто мы пренебрегаем вразумлениями нашей совести, не обращаем внимания на ее предостережения. Некоторые, полагаясь на свои силы, послабляют своему неблаговидному желанию, рассуждая, что они не допустят себя до морального разложения. По этому поводу епископ Игнатий (Брянчанинов) пишет: “Знал ли карточный игрок, прикасаясь к картам, что игра будет его страстью? Знал ли подверженный недугу пьянства, выпивая первую рюмку, что он начинает самоубийство?”

Так и мы, братья и сестры, не знаем, до какой глубины падения низведет нас отвержение совета совести. Знаем только, что увлечение противозаконными делами не похвально и удаляет нас от Бога.

В Евангелии сказано: “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу” (Мф. 5: 25). Здесь соперником названа совесть, потому что она всегда сопротивляется злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать и не делаем. Мы должны согласовывать свою жизнь с совестью, пока на пути с ней, а путь есть время нашей жизни. Мы не должны пренебрегать голосом совести даже в самых малых и незначительных делах, потому что от пренебрежения малым образуется худой навык. “Будем внимать себе, — поучает преподобный авва Дорофей, — и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким, ибо и добродетели и грехи начинаются от малого и приводят к великому добру или злу”.

По учению святых отцов, человек должен сохранять совесть в отношении к Богу, к ближнему и к вещам. В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями даже в том, что не видят люди и чего никто не требует от него. Хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы человек не делал ничего такого, что оскорбляет ближнего. А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какой-либо вещью, своя она или чужая, но бережно относиться ко всякому предмету. Очень часто мы совершаем ради спасения своей души какую-либо добродетель: или постимся, или усердно молимся, или милостыню подаем, но забываем о том, что если и все добродетели приобретем, но любви к ближнему не имеем, то мы ничто, мы как “медь звенящая или кимвал звучащий” (1 Кор. 13: 1).

Святые отцы говорят, что христианин никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в чем-либо.

На помощь себе призовем Преблагословенную Царицу Небесную, ибо Она есть “нетрудное преодоление беззаконных навыков, крепкое возбуждение спящих совестей”.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu