Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…

Храм мученика Трифона (на Троещине-Вигуровщине)

Село Милославичи впервые упоминается под 1396 г. В XVI в., когда…

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…
Публикации

Церковная жизнь с точки зрения светской журналистики. О чем писали газеты в преддверии Пасхи Христовой

Как-то, разговаривая со светской журналисткой, освещающей новости фондового…

О вере и неверии

После распятия и погребения Христа Спасителя апостол Фома пребывал в тяжелом и…

Наибольший из всех рожденных

Каждый год в начале осени мы грустим по поводу мученической кончины Иоанна…

Добром согретое сердце

o_Aleksij_PokinjborodaКаждый человек выбирает свой жизненный путь сам. Но над ним незримо пребывает десница Господня, направляющая вперед, поддерживающая в минуты сомнений и испытаний. И только сильные духом и верой не сбиваются с пути, стремятся к тому, чтобы после отхода в иной мир о них осталась добрая память. Таким был бывший благочинный Нежинского округа отец Алексей Покиньборода.

Родился он 9 января 1932 г. в Носовке Черниговской обл. Был в семье первенцем, за ним на свет появилось еще четверо детей. Что выпало им на долю, знает каждый, кто интересуется историей. Алексей был ребенком Великой Отечественной, принадлежал к тому поколению, которое испытало на себе сполна и надругательство чужеземцев, и несправедливость земляков. Война войной, а людям нужно было как-то выживать. Алексей, или, как его называли дома, Ленька, не боялся работы, и еще ребенком ходил по соседям молотить, не пренебрегал никаким трудом, нанимался пасти общественный скот.

Вскоре богомольная бабушка Мавра, родственница по отцу, жившая в их семье, начала брать старшего внука с собой на церковную службу. Ему сразу же пришлись по душе особая атмосфера святости, спокойный голос священника Евфимия Пушкаря, через которого входила в душу вера. Отец Евфимий предложил не по летам серьезному парнишке почитать что-то из церковной литературы. С тех пор и началось...

Позади осталась школа, впереди — целая жизнь. Алексей Покиньборода тогда уже четко определился со своим предназначением — служить Богу, а следовательно, и людям, — и поехал сдавать экзамены в Киевскую Духовную Семинарию. Однако жизнь в очередной раз испытывала его на прочность: после успешно сданных экзаменов Алексею сообщили, что учиться он сможет только через год, когда исполнится восемнадцать...

За учебными хлопотами быстро пролетали дни, недели, месяцы. Алексей хорошо пел, имел хорошую дикцию, а потому быстро приобрел уважение среди наставников. Зная о бедности в его семье, они все чаще привлекали семинариста к службе в разных церквах, чтобы он что-нибудь этим заработал.

Приехав на очередные каникулы, Алексей неожиданно увидел на улице Веру, девятиклассницу, работавшую на почте телефонисткой. Мысленно отметил красивую бойкую девушку, которая не могла усидеть без работы. Эта встреча стала для них решающей. Впоследствии он писал ей рассудительные, мудрые письма, звонил из Киева и приезжал домой.

Это продолжалось целый год. Алексей успешно заканчивал обучение и вот-вот должен был получить назначение. Именно тогда попросил у Веры руки и сердца. А на следующий день пришел к ее родителям...

После свадьбы поехал в Чернигов и вскоре вернулся домой с радостной вестью: уже рукоположен, назначен в Прилуки служить диаконом в центральном соборе.

В непрестанных трудах быстро прошли пять лет. Прилуки подарили супругам Покиньбородам много настоящих друзей, приверженцев Церкви, которые шли в храм не только помолиться Богу, но и послушать мудрые, искренние проповеди отца Алексея, не дававшие унынию поселиться в душах людей.

Прилуки же подарили им и большое земное утешение — именно там друг за другом родились двое сыновей: Николка и Саша.

На Пасху 1959 г. приехал в гости отец Николай из Нежинской Троицкой церкви, однокурсник и старый друг. Погостил и уехал. Где-то в августе батюшку вдруг вызвали в Чернигов. Отец Алексей долго размышлял, по какому поводу вызывают, а потом собрался и отправился в путь. Домой вернулся окрыленный, матушка едва узнала его. Еще не успев перевести дух, сообщил:

— Все, Вера, собираемся на новое место. В Нежин. Меня перевели в Крестовоздвиженскую церковь...

Отец Алексей сразу принялся налаживать отношения с прихожанами, изучать историю старинного собора. Он присматривался к облупленным стенам прекрасных архитектурных сооружений, советовался с коллегами, как их отреставрировать, и даже не думал, что над всеми нежинскими соборами собираются черные тучи. Первой под ударами отступников пала именно Крестовоздвиженская церковь. Она была закрыта, а прихожане разогнаны. Отец Алексей, заметно исхудавший, оказался в одной из киевских больниц.

Вскоре после возвращения в Нежин батюшка получил место настоятеля в Вознесенской церкви. Неподалеку от храма купили полдома, обустроились, посадили садик.

В 1963 г. отца Алексея вызвали в местное отделение КГБ. Он вернулся домой сам не свой: узнал о решении закрыть и Вознесенскую церковь. Как раз на Вознесение...

В то утро отец Алексей был собран, решителен и, как всегда, спокоен и сосредоточен. Праздник должен надолго запомниться прихожанам. Поэтому он еще с вечера обдумал, что скажет в проповеди.

Вскоре семья Покиньбород выбралась в далекий Брусилов, потом в Красные Партизаны возле Носовки. Правда, церкви здесь не было — только на погосте стояло маленькое подобие Божия храма. Пришлось строить все сначала.

Село Красные Партизаны стало для отца Алексея родным на тринадцать с половиной лет. Днем совершал службы, а ночью тайком крестил детей или освящал дома.

Как-то батюшку вызвали в Чернигов в епархию. Домой вернулся на второй день и сообщил, что его переводят в Нежин благочинным, служить в Васильевской церкви...

Именно в те годы, на радость родителям, определился жизненный путь обоих сыновей, которые последовали по стопам отца. Вскоре Покиньбороды начали служить втроем — мудрый, несокрушимый, хоть и согбенный летами и нечеловеческими испытаниями, отец Алексей и два его сына — отец Николай и отец Александр.

Отец Алексей был из тех священников, которые учились всю жизнь, не останавливаясь на достигнутом: батюшка учредил при Васильевской церкви воскресную школу и партесный хор, который возглавила преподаватель института Наталия Даншина.

В 2001 г. отец Алексей серьезно заболел. Врачи Киевского института эндокринологии вскоре выписали его со строгими предписаниями: хорошо питаться, соблюдать режим, беречься.

Но благочинный не мог сидеть сложа руки, он считал, что только работа на благо людей и ради Бога спасет его, а сам чувствовал все большую слабость. Он не жаловался никому, просто угасал, как свеча под дуновением беспощадных жизненных ветров. На семидесятом году жизни отец Алексей ушел в иной мир.

Он всю свою земную жизнь служил только добру и Богу и продолжает вдохновлять своим примером ныне живущих на земле.

 Леонид Горлач

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu