Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Целительница» (при Больнице скорой помощи)

Первая Литургия была служили в ноябре 1996 г. Храм размещался в…

Храм Рождества Богородицы (на «Чайке»)

Строительство нашего храма было начато в 1989 году Ассирийской…

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова

31 мая 2007 года Священный Синод УПЦ утвердил решение о строительстве…
Adidas Yeezy Boost
Adidas yeezy boost by kanye West! Доставка! Самовывоз! Гарантия
the-shoes.ru
Положить ламинат цена за м2 в Москве недорого
Ламинат по низким ценам с доставкой. Кредит! Рассрочка
shop.38m.ru
12 шагов для созависимых
12 шагов для созависимых
pronarco.ru

Публикации

Коли здоровий дух — здорове тіло, а не навпаки

Значення християнського світогляду для пропагування здорового способу життя

Герой Великой Отечественной войны пожертвовал свою пенсию на восстановление собора

"Если бы я был богат, как когда-то мой отец,- сказал ветеран, - я так же, как и…

Чудотворный образ “Призри на смирение”

В Введенском монастыре города Киева хранится чудотворная икона “Призри на…

Uspenie_ikonaПраздник Успения Пресвятой Богородицы — светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом — этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших Господских праздников — Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого.

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI в. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником. Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило Церковное Предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: “Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы”, “Слово Иоанна, архиепископа Солунского”, а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста (†632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все — VIII в.).

Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X в. датируются две пластины из слоновой кости — для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке. Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционной для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее — плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

В иконописи композиция встречается с XI в. (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI в.

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него — их присутствию на Евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл Собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение Святых Даров в Литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, — на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами, предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в Таинстве Евхаристии. Ангелы, слетающие ко Христу с покровенными руками, как для принятия Святых Даров, словно прислуживают на Литургии в качестве диаконов. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме — в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Примерно с XI в. получает распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый “облачный тип”. В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно “Слову Иоанна Богослова”, апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены Ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов.

Древнейшим примером “облачного” Успения на Руси является икона начала XIII в., происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее). В ее верхней части изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры Ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы — стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути.

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV в. у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу — это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии. Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея.

В XV в. на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук Ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках — Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в XV–XVI вв. была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован на фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве — на фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

В русских иконах Успения второй половины XV в. — из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) — представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери — рыдающие иерусалимские жены, апостолы и Ангелы, на переднем плане — сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во “славе” возносят Ангелы. Вместо традиционных голубых оттенков внешние очертания “славы” здесь состоят из двух оттенков красного, а внутренние части включают в себя сияние с короткими лучами. По всей видимости, красный цвет “славы” и лучи внутри нее связаны с рядом поэтических образов Богородицы, например с образом “Жены, облеченной в солнце” (см.: Откр. 12: 1) и образом Церкви, которая оделась “Солнцем Правды — Христом”.

Особенностью названной выше иконы Успения 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря является изображение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме. Согласно одному из сказаний об Успении, Фома был перенесен к одру Божией Матери с опозданием, когда Богородица уже возносилась на небо, и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее вознесении на небо.

Интересной иконографической особенностью выделяется икона Успения середины XVI в. из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех рассмотренных выше памятниках Христос чаще всего изображался фронтально, держащим душу Богоматери двумя руками, то здесь Он представлен в развороте, благословляющим десницей Богоматерь, лежащую на одре. Эта деталь, по всей видимости, появляется в “облачном” варианте Успения в первой половине XVI в. и широко распространяется в XVI–XVII вв.

Наряду с развитыми и подробными иконографическими типами был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV в., на которой отсутствуют изображения Ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери.

В XVII в. появляются монументальные храмовые иконы Успения с клеймами, в которых иллюстрируется “Сказание об Успении” (иконы 1658 г. из Успенского собора Московского Кремля и конца XVII в. из музея имени Андрея Рублева).

Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

Подготовил Виктор Науменко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua