Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 4‑м роддоме, на Оболони)

Первый молебен отслужен в 2002 г., устав религиозной общины…

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…
Публикации

“Христос — наша Пасха”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

Пастырское попечение об одиноких и престарелых людях

Северодонецк. По благословлению епископа Северодонецкого и Старобельского…

Девочка со спичками

Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз…

Малоизвестное лаврское житие святых Бориса и Глеба

Svv_mchh_Boris_i_GlebПисьменная традиция, связанная с почитанием святых мучеников Бориса и Глеба, — чрезвычайно богата и разветвленна. Здесь находим целый ряд агиографических, летописных и богослужебных текстов, написанных в разных местах и в разные эпохи. Как минимум два из них однозначно имеют лаврское происхождение — знаменитое “Чтение”, автором которого является преподобный Нестор Летописец, и еще одно, написанное уже в XVII в. и до сегодняшнего дня известное лишь исследователям.

В житии XVII в. переплелись летописные и агиографические данные, близкие к “Чтению” преподобного Нестора, и писания светской историографии того времени, в частности труды польского историка М. Стрыйковского.

...В то время Украина истекала кровью, и мучеников за веру, убиенных как мусульманами, так и католиками, в ней было немало. Поэтому в рассказе автора жития на первый план выходит не собственно мученичество святых, а их святая жизнь.

 

Страдание святых праведных князей Русских, братьев Бориса и Глеба

Из знатных князей Русских вышли два неувядаемых цвета благоуханных — красота и украшение Святой Церкви Матери нашей, во славу всему миру, а главное — благочестивому народу Русскому. Эти святые мученики Борис и Глеб родились в святолепном и славном городе Киеве, от родителей весьма знатных, но благохвальных, то есть от Владимира, князя Киевского и всея Руси монарха, и от болгарки-королевы. Нареченные Борисом и Глебом в язычестве, в святом крещении они были названы Романом и Давидом. И с рождения унаследовали веру и благочестие родителей своих, а затем были крещены.

Столица великого князя Владимира была сначала в Новгороде, затем в Киеве, напоследок он перенес ее во Владимир — город, который построил в тридцати шести милях от Москвы над Клязьмой-рекой. Имея такое большое Русское княжество, владея также землей Болгарской, Сербской, Хорватской, Семиградской, Владимир разделил владение между сыновьями: Вышеславу, старшему, дал Новгород Великий, первый удел свой; Изяславу — Полоцк; Святополку — Туров; Ярославу — Ростов, а когда Вышеслав умер, то тому Ярославу — Новгород Великий; а Борису — Ростов; Глебу — Муром; Святославу — (землю) древлян; Всеволоду — Владимир; Мстиславу — Тмутаракань; Станиславу — Смоленск; Судиславу — Псков, Брячеславу — Луцк. А Борису и Глебу, как младшим, по смерти своей назначил Киев и Берестово.

Святые юноши Борис и Глеб часто и долго пребывали в молитве; чтении Священного Писания, а детских забав не любили и, несмотря на свое высокое положение, вели жизнь целомудренную и благочестивую. Подросши и сев уже в уделе отца своего Владимира, по юности слова непослушания никогда не произносили и без священника и духовника ничего не решали.

Когда печенеги напали на Русь, Владимир, который сам с ними воевать не мог (ибо был в то время весьма болен), послал на них своего сына Бориса и вскоре умер. Тогда Святополк, князь Туровский, узнав о смерти отца, прежде Бориса вошел в Киев и овладел им. А тело святого Владимира, взяв тайно в Берестове, в мраморном гробу, который с великой печалью сопровождали простой люд и бояре, похоронил в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы.

Борис, узнав, что отец его умер, с печалью великой поспешил в Киев, однако не хотел добиваться Киевской столицы и на старшего брата ничего недоброго не помышлял. Но Святополк сговорился с вышгородскими боярами Тутшею, Тальцем, Еловичем и Ляшком на Бориса, чтобы убить его.

Борис же в то время приказал священникам заутреню служить, и сам с благочестием великим молился пред образом Спасителя. И дано было ему знать, что приближается Святополково войско, желая его убить. Путша же с товарищами своими, старшие воины злобного Святополка, с обнаженными мечами и копьями, застав святого Бориса в молитве, начали его мечами сечь и колоть. Слуга его Георгий Угрин упал на него, и тоже был пронзен. Однако, не будучи еще смертельно раненными, они выскочили из палатки, и Борис начал со смирением просить убийц: “Братья мои милые, дайте мне немного времени, чтобы я еще Богу помолился”. А помолясь, с плачем молвил к ним: “Братья мои милые, кончайте дело ваше. И пусть будет покой брату моему и вам”. Услышав слова его, убийцы заплакали. А святой Борис 24 июля отдал душу Богу. Слуга же его Георгий Угрин был также забит. Когда святого Бориса везли в Вышгород, он начал поднимать голову. Увидев это, слуги Святополковы приказали двум варягам пробить мечом его сердце и отрубить ему голову. Так, через меч, князь Борис принял от Христа мученический венец. Похоронили его тело в Вышгороде, в церкви святого Василия.

Но этого было мало окаянному Святополку, и послал он гонцов в Муром, ко второму брату Глебу, и, утаив смерть отцову, передал: “Отец тебя зовет, ибо очень болен”.

Тогда Глеб, князь Муромский, поверив предательским словам, с малой свитой отправился в Киев, а Святополк, шпионя за ним, приказал боярам своим убить так же Глеба, как и святого Бориса. И когда отдыхал Глеб в урочище на Смядыни, в миле от Смоленска, пришли слуги Святополка и убили его во время молитвы, и спрятали тело его между двумя колодами.

...Но Господь Бог не оставляет верных и праведных слуг Своих. И на том месте, где лежало брошенное тело, прохожие видели свет яркий и слышали ангельское пение. По смерти Святополка Ярослав приказал тело святого Глеба с почетом положить в гроб и похоронить его в Вышгороде возле брата, святого Бориса.

Самые молодые среди братьев своих, Борис и Глеб вели жизнь в послушании, прилежали к наукам и Священному Писанию и, подвизаясь в искренней молитве к Богу, в частой Исповеди и Причастии Пречистых и Животворящих Христовых Таин, ежедневно возрастали в добродетели и пламенной любви ко Господу.

Своих святых угодников Господь прославил великими чудесами: по молитве к ним слепые прозревали, хромые ходили, больные исцелялись, бесы из людей изгонялись, заключенные из темниц освобождались.

Церковь установила день памяти святых Христовых мучеников Бориса и Глеба, в святом крещении Романа и Давида, совершать 24 июля/6 августа.

 Подготовила Ирина Жиленко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu