В конце III в. образовалась Антиохийская богословская школа. Ее основателем считается антиохийский пресвитер Лукиан, великий ученый-экзегет, принявший мученическую кончину в 312 г.
Своим возникновением Антиохийская школа была обязана тщательному изучению Священного Писания, начало которому было положено Александрийской богословской школой, но с течением времени она стала в резкую оппозицию с направлением последней. В противоположность идеалистическому и умозрительному пути, которому следовали при изучении Писания александрийцы, антиохийцы стояли за непосредственное исследование самого текста и придерживались буквального его смысла, отбрасывая все произвольные аллегорические толкования. Из их рядов вышли лучшие историки Церкви и ученейшие экзегеты V в. В философии они примыкали скорее к реализму Аристотеля, чем к аллегоризму и мистицизму Платона. В богословии на первый план выдвигалась необходимость твердого нравственного мировоззрения.
Антиохийская школа имела приверженцев не только в среде своих учеников, но и среди многих знаменитых учителей Церкви, вышедших не из этой школы. Видными ее представителями в разное время были святители Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, преподобный Исидор Пелусиот, блаженный Феодорит Кирский.
Антиохийская богословская школа — самая древняя на православном Востоке, сохраняющаяся и поныне. В ней и по-прежнему много выдающихся мыслителей, среди которых Митрополит Гор Ливанских Георгий (Ходр) и сам Антиохийский Патриарх Игнатий IV (Хазим). Традиции древней богословской школы продолжает известный Богословский институт имени преподобного Иоанна Дамаскина, расположенный возле Баламандского монастыря (Ливан).
← Освящено изображение преподобного Онуфрия Великого | И стали называться они христианами... История Антиохийской Православной Церкви → |
---|