Православные храмы

Воскресенский храм (на Радужном массиве)

Часовня во имя Воскресения Христова стоит на берегу озера Радунка,…

Храм Всех святых (на Лесном кладбище)

Строительство «типового» деревянного храма началось летом 2007 г.…

Храм в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (в Голосеево)

Деревяный однокупольный храм в честь трех святителей был построен в…

Публикации

Кто принес в Украину веру бахаи

Вопрос стремительного развития неорелигий является одним из самых главных для…

«Нечистая сила» в наших школах.

Наши деды-прадеды веками, живя православно, удалились от всякой «бесовщины», а…

Приезд епископов Поместных Церквей свидетельствует о единстве нашей веры

Более 70-ти архиереев Вселенского Православия приняли участие в торжествах по…

monast_sv_Fekly

Исторический путь Антиохийской Церкви начался с первых опытов апостольской проповеди христианства среди язычников. Антиохийцы были теми, кто сподобился увидеть раннее утро новой эпохи человечества и согреться в рассветных лучах восходящего солнца Христовой правды. Именно здесь ученики Спасителя впервые стали называться христианами.


Начало мусульманского ига и крестоносцы

Начало второго тысячелетия от Рождества Христова для Антиохийской Православной Церкви было ознаменовано трагическими событиями в связи с опустошительными набегами турок-сельджуков на Ближнем Востоке. В декабре 1084 г. они внезапно овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. Но вскоре, с появлением крестоносцев, шедших освобождать Святую Землю от ига мусульман, расстановка сил в Восточном Средиземноморье кардинально изменилась.

Крестоносцы захватили Антиохию после 7-месячной осады 2 июня 1098 г. После победы крестоносцев положение сирийских христиан отнюдь не улучшилось. Латиняне воспринимали своих восточных единоверцев как неполноценных христиан. Не могло быть и речи о допуске их в правящее сословие, и уже в 1100 г. православный патриарх Иоанн (Оксита) был изгнан из Антиохии, а на его место был поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии, что явилось формальным установлением схизмы между Антиохией и Римом. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на территории Антиохийской Православной Церкви. При этом продолжалось параллельное преемство православных патриархов Антиохии, проживающих в изгнании в Константинополе.

 

Дамаск — новый центр Патриархата

В 1165 г. Антиохия переходит под власть Византии, и сюда возвращается православный патриарх Афанасий I Манасси. Но после поражения византийской армии в битве с сельджуками при Мириокефалах (1176) о каком-либо влиянии ее в Сирии уже не могло быть и речи, а через четверть века и сам Константинополь пал под ударом крестоносцев. Тем не менее именно после этого в Антиохии был восстановлен православный Патриархат.

14 мая 1268 г. мамлюкский султан Египта Бейбарс захватывает Антиохию. Город был сожжен и разрушен, после чего пришел в полное запустение и уже не поднялся из руин. Мамлюки, использовавшие Антиохию как пограничное укрепление, оставили ее незаселенной. После этих событий православные патриархи больше не возвращались в свою прежнюю столицу.

XIV–XV вв. — самые “темные” в истории Антиохийского Патриархата — отмечены общим упадком, и в первую очередь угасанием летописной традиции ближневосточных христиан. Поэтому о церковной истории этого времени известно крайне мало. После почти вековых скитаний по разным городам Антиохийские патриархи с 40-х гг. XIV в. избрали своей постоянной резиденцией Дамаск, крупнейший экономический и культурный центр Сирии, который до настоящего времени остается местом пребывания Антиохийских первосвятителей.

 

От Османской империи до XX в.

В 1517 г. Дамаск был захвачен Османской империей, и Антиохийский патриарх снова оказался под главенством Константинополя. Православные в Османской империи пользовались особыми привилегиями по сравнению с прочими немусульманскими конфессиями. Однако в реальной жизни эти права и привилегии постоянно нарушались османскими властями, и чем дальше от столицы, тем чаще. В Сирии Церковь облагалась множеством незаконных поборов, для скорейшей уплаты которых турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов и патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям. В арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации. Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с греческим восстанием 20-х гг. XIX в., когда Антиохийскому патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.

Осенью 1918 г. сиро-ливанское побережье было занято английскими войсками, а области внутренней Сирии находились под контролем союзника Антанты эмира Фейсала, сына хиджазского короля. По условиям Версальского договора 1919 г. Сирия и Ливан перешли под управление Франции. В 1922 г. турки сумели изгнать иностранные армии, оккупировавшие Антиохию. По Лозаннскому договору 1923 г. часть канонической территории Антиохийской Православной Церкви — Киликия, Эдесса и Мардин — оказалась в составе Турецкой Республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Во время Второй мировой войны государства Сирия и Ливан провозгласили свою независимость.

 

Православная Русь и Антиохия

Взаимосвязь между Русской Православной Церковью и Антиохийской началась с момента принятия на Руси христианства. Первый Киевский митрополит Михаил (конец Х в.) был родом из Сирии и являлся учеником Антиохийского патриарха Иоанна V. По преданию, именно написанный великим антиохийцем — апостолом Лукой — образ Божией Матери, почитаемый ныне как Владимирская икона Пресвятой Богородицы, был дан Руси в благословление после принятия христианства. Первым патриархом, которого увидела Русь,

был Антиохийский патриарх Иоаким, посетивший Россию в 1586 г. Именно он много поспособствовал учреждению автокефалии Русской Православной Церкви. Век спустя предпринял путешествие в Россию Антиохийский патриарх Макарий со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Архидиакон Павел оставил уникальное в своем роде обширнейшее описание жизни России и Русской Церкви того времени под названием “Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским”. Многие иерархи Антиохийской Церкви из Сирии, Аравии, Палестины получили духовное образование в духовных академиях Москвы, Киева, Санкт-Петербурга, Казани.

 

Антиохийская Церковь сегодня

Антиохийская Церковь живет в полной независимости от государств, на территории которых она находится. В Сирии православные — меньшинство среди мусульманского населения, а Ливан в большинстве своем христианская страна. Согласно Уставу Антиохийской Церкви, любые юридические акты, касающиеся бракосочетания, развода, усыновления, возможны только через Церковь. В каждой епархии существует церковный суд, и правительство всегда исполняет его решения. В Ливане положение христиан определено конституцией. И личные отношения между патриархом и президентом никак не влияют на положение христиан в этой стране. В соответствии с законом президент Ливана должен быть христианином. А по конституции в парламенте этой страны должны быть представлены как мусульмане, так и христиане.

Антиохийская Церковь имеет в Ливане университет с 10 факультетами, Богословский институт имени преподобного Иоанна Дамаскина, многочисленные начальные и средние школы, множество приютов и крупнейшую в стране больницу святого Георгия в Бейруте. Антиохийская Православная Церковь окормляет православных Сирии, Ливана, Ирака, Кувейта — иными словами, все православное население стран Ближнего Востока. Кроме того, множество верующих, принадлежащих Антиохийской Церкви, проживают в других странах. Только в США почти 250 храмов Антиохийского Патриархата. Много приходов в Аргентине, Бразилии, Чили и Австралии. Есть митрополия в Западной Европе, куда входят Франция, Англия, Германия и Швейцария.

По официальным данным, в 2000 г. паства этой древнейшей Церкви составляла около 750 тыс. человек. В Антиохийском Патриархате действуют 780 церквей и часовен, в которых служат 860 священников и диаконов, а епископат насчитывает 34 архиерея. С 1979 г. Антиохийскую Православную Церковь возглавляет Патриарх Игнатий (Хазим).

 Подготовил Олег Карпенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua