Православные храмы

Храм в честь Явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы

Храм открыт в 2013 году и в этом же году совершена первая…

Храм новомучеников и исповедников Русских (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм святителя Николая Мирликийского (в 17‑й больнице)

Территория, занимаемая 17‑й больницей, до революции принадлежала…
Реклама в автобусах
Реклама в метро. Услуги региональной рекламы
metro-reklama-transport.ru

Публикации

“В моем доме всегда теплилась лампада”

Андрею Рублеву в год Куликовской битвы было 20 лет, — писал в дневниковых…

Оккультизм и Православие: взгляд на вопросы спасения

“Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто”. (Сир.…

До святинь з Митрополитом: Свята Гора Афон

Святу Гору Афон вперше я відвідав у 1966 р. Після того був ще декілька разів.…

Damask-vid“Что для Вселенской Церкви важнее Антиохии? Она — глава, в случае здравия сообщающая то же и всему телу”, — писал в IV в. святитель Василий Великий. Столицу Сирии Антиохию в древности называли царицей Востока. Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему Антиохия очень скоро стала одним из богатейших городов древнего мира. В эпоху зарождения христианской Церкви это был третий по значимости город в Римской империи после Рима и Александрии.

В 40-х годах I в. здесь появляется первая христианская община (см.: Деян. 11, 20–21), положившая начало Антиохийской Церкви. Для заботы о новообращенных апостолы направляют в Антиохию апостола Варнаву, который, увидев значительное число уверовавших во Христа, приводит сюда из Тарса апостола Павла. Именно здесь члены Церкви впервые начали носить имя Христово — стали называться христианами. Наряду с апостолом Павлом, апостол Петр также традиционно считается основателем Антиохийской Церкви. Он завершил создание в Антиохии церковной организации. Его епископство предположительно длилось 5–7 лет, после чего он поставил вместо себя священномученика Игнатия Богоносца, ученика апостола Иоанна Богослова. Вскоре начинаются повсеместные гонения на христиан, и в 106 г. по приказу императора Траяна св. Игнатий был приговорен к смертной казни.

 

Крупнейший христианский центр

После окончания гонений при императоре Константине Великом Антиохия становится одним из центров борьбы за чистоту веры. Большинство Поместных Соборов, проходивших здесь в IV в., обсуждали проблемы, поднятые арианскими спорами. Церковную смуту остановил император Феодосий Великий, объявивший Никейский Символ веры, утвержденный I Вселенским Собором, официальным вероисповеданием Римской империи. Храмы ариан, поставленных вне закона, были переданы православным, а на Антиохийскую кафедру из ссылки вернулся епископ Мелетий, которого император Феодосий I вскоре вызвал в столицу на II Вселенский Собор (381 г.).

Одним из важнейших направлений развития церковной жизни Антиохийской Православной Церкви раннего периода было монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах в целом было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V в. начинают усиливаться проявления сурового аскетизма, возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или столпе. Самым известным из аскетов этого направления был преподобный Симеон Столпник († 459), ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провел на высоком столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления. С IV в. начинается строительство монастырей, как правило, это были скромные двухэтажные постройки. Творения монахов Антиохийской Православной Церкви, среди которых наиболее известны труды преподобных Симеона Столпника, Иоанна Мосха, Дорофея Газского, Ефрема Сирина и других, сделали большой вклад в церковную традицию подвижничества.

С Антиохией связано возникновение одного из крупнейших центров богословской науки. В 312 г. пресвитер Лукиан основал здесь знаменитую Антиохийскую богословскую школу, которая способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие. Ярким ее представителем был святитель Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру.

Христологические споры в V в. привели к нарушению духовного единства христиан. В конце концов, от Вселенской Церкви обособились четыре национальных: Персидская, Армянская, Коптская и Сирийская, причем последняя возникла на территории Антиохийского Патриархата в результате распространения монофизитской доктрины. В дополнение к церковным расколам, Антиохии не раз наносили ущерб природные катастрофы, особенно землетрясения. В VI в. персидская армия шаханшаха Хосрова I Ануширвана захватила Антиохию и почти полностью разрушила ее, уведя в плен немалое число горожан. Император Юстиниан I отстроил город, назвав его по-новому — Феополь (Божий Град), но от былого величия Антиохии уже практически ничего не осталось. Эпидемии, войны и землетрясения привели к прекращению судостроения и мореходства в прибрежных городах, упадку торговли и строительства.

 

Эпоха упадка антиохийской церкви

В 30-х гг. VII в. все восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией — исламом — на борьбу за мировое владычество. Подорванные экономические и военные ресурсы, отсутствие духовного единства (сирийские монофизиты, например, встречали арабов как освободителей от византийского императора, пытавшегося силой навязать им халкидонскую веру) — все это сделало данную местность легкой добычей мусульман. В августе 638 г. пала Антиохия, в 639 — Эдесса, а к началу VІII в. к халифату был присоединен единственный оставшийся островок христианства в этом регионе — Горный Ливан. Все это положило начало длительному периоду преследования православных Ближнего Востока (мельктов), которых арабы считали союзниками главного своего врага — Византии. Положение православных весьма осложнилось господством в Византии в 30–70-х гг. VII в. ереси монофелитства. По этим и некоторым другим причинам в течение VII и первой половины VIII вв. деятельность Антиохийской Православной Патриархии практически прекратилась. Православные представители Антиохийской кафедры жили в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702 г.) прервалась и эта линия Антиохийских патриархов в изгнании. Лишь спустя 40 лет халиф Хишам разрешил в самой Антиохии избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана.

В VIII в. на защиту Православия от иконоборческой ереси выступил преподобный Иоанн Дамаскин, в то время градоначальник Дамаска, который в последствии сделался иноком Лавры святого Саввы Освященного в иудейской пустыне.

 

Кратковременное возрождение

К 30-м гг. X в. могущественный некогда халифат пришел в полный упадок и распался на ряд фактически независимых государств-эмиратов. Этим воспользовалась Византия, которая стала активно отвоевывать свои бывшие владения. В 969 г. отряды императора Никифора II Фоки освободили Антиохию. С этого времени для православного Антиохийского патриарха наступает пора расцвета. Антиохия становится крупным центром христианской культуры — как грекоязычной, так и арабской. В окрестностях города развивались монастыри, разворачивалась активная литературная и богословская деятельность.

Конец первого тысячелетия существования Антиохийской Православной Церкви было ознаменовано кратковременным ренессансом христианской культуры. Впереди ее ждали новые скорби и испытания, но, ведомая свыше, она с уверенностью смотрела в будущее, как много столетий назад, когда впервые ее сыновья были названы священным именем Христа.

Продолжение

Подготовил Олег Карпенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua