Православные храмы

Храм Нерукотворного Образа Господня при Киевском Военном лицее им. И. Богуна

Храм в честь Нерукотворного Образа Господня был открыт в 1915 году…

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Храм Владимирской иконы Божией Матери (прихода мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке)

Первую Литургию под открытым небом на фундаменте будущего храма…
Публикации

Ветхозаветная Пасха как прообраз Пасхи Новозаветной

Таинства Нового Завета дают спасение, таинства Ветхого — обещали Спасителя.…

Поспiшайте до Господа - Відкладати покаяння з дня на день — небезпечно

Деякі грішники, особливо надто ліниві до діла свого спасіння, або ті, що впали…

Коли встановили Петрів піст

Встановлення Петрова поста відноситься до перших часів існування Православної…

Десятинная церковь: благословение князя Владимира

Desjatinna_tserkov25 мая 2007 г. исполнилось 1011 лет со дня освящения храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, называемого Десятинным, — первой каменной церкви Киевской Руси, воздвигнутой святым равноапостольным князем Владимиром.

 

Первый каменный храм Руси

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена в Киеве князем Владимиром Святославичем в 989–996 гг. В “Повести временных лет”, помещенной в Ипатиевском списке 991 г., сказано: “Когда Владимир жил в законе христианском, надумал он соорудить каменную церковь Святой Богородицы и послав (послов), привел мастеров из греков и начал возводить. А когда закончил сооружение, украсил ее иконами и поручил ее Анастасу-корсунянину. И попов корсуньских приставил служить в ней”. В 996 г. церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий.

Как гласит предание, церковь во имя Пресвятой Богородицы была воздвигнута на месте кончины первомучеников-христиан Федора и Иоанна, которых предал на казнь, еще будучи язычником, сам князь Владимир. Исследователь Киева К. Щероцкий утверждает, что в 1908 г. под юго-восточной стеной храма были найдены остатки деревянного сооружения — предполагаемого жилища первомучеников.

Князь Владимир назначил для содержания церкви десятую часть доходов княжеской казны. “Если же это отменит кто — пусть будет проклят”, — говорится в Ипатиевском списке. Это решение дало храму второе название — Десятинная. Владимир многое сделал для украшения этого храма, поскольку рассматривал его как усыпальницу своего княжеского рода. Сюда в 1007 г. по его указанию с Аскольдовой могилы были перенесены останки княгини Ольги, здесь он похоронил свою супругу княгиню Анну и впоследствии сам был похоронен. Кроме того, в церкви Пресвятой Богородицы находились останки и других великих князей, каждый из которых расширял и украшал храм.

В 1017 г. Десятинная церковь сгорела и была восстановлена только через 22 года. В 1169 г. храм лишился значительной части своих драгоценностей. В 1240 г. орды хана Батыя захватили Киев. Несколько тысяч горожан закрылись в Десятинной церкви, а воевода Дмитрий не прекращал ее обороны. В летописи сказано, что церковь не выдержала тяжести стольких людей и рухнула, став братской могилой для многих киевлян.

В 1635 г. Десятинная церковь была восстановлена Киевским митрополитом Петром Могилой. К уцелевшим частям древнего здания сделали пристройку в стиле украинской архитектуры XVII в., снова превратив его в действующую церковь. Во времена митрополита Петра Могилы был найден мраморный гроб с останками князя Владимира, погребенный под руинами храма во время нашествия Батыя. Хранились в церкви и другие мощи, в частности первого Киевского митрополита Михаила, а также глава священномученика Климента, папы Римского, которую видел в храме немецкий летописец, Магдебургский епископ Дитмар. Ныне глава священномученика Климента находится в Киево-Печерской Лавре среди других мироточивых глав, a 200 лет почти назад, в 1828 г. началась первая реставрация Десятинной церкви по проекту архитектора В. П. Стасова. Принципы восстановления церкви были характерны для реставрационных подходов того времени — сооружение воссоздавали, домысливая утраченные формы, для чего использовали различные источники древнерусской архитектуры. В результате восстановленный памятник архитектуры не обладал ни исторической подлинностью, ни стилистическим единством. Этот отреставрированный храм был разобран в 1935 г., после чего на этом месте начались археологические раскопки. Найденные здесь древние фундаменты и отдельные детали позволили реконструировать первоначальный облик древнейшего памятника русской архитектуры.

 

Первоначальный облик

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была трехнефной. На нефы внутреннее пространство храма делили два ряда столбов. Центральный, продольный и поперечный нефы были вдвое шире боковых. Нефы заканчивались полукруглыми выступами апсид, столбы имели крестообразное сечение, их было шесть — по три в каждом ряду. Они поддерживали систему сводчатого перекрытия, которая в центральной части храма имела крестово-купольную конструкцию. Вероятно, с севера, запада и юга церковь имела обходную галерею и одну главу в центре.

Так как представление о композиции храма основывается только на данных археологических раскопок, некоторые ученые выдвигают иную версию планировки сооружения. Возможно, Десятинная церковь была не 6-столпной, а 4-столпной. В этом случае западная пара столбов — это остатки стены, которая отделяет во внутреннем пространстве особый изолированный компартимент — нартекс. Если Десятинная церковь имела такое внутреннее устройство, то она могла напоминать хорошо сохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Стены храма были возведены из особого типа кирпича — плинфы, положенной на цемяночном растворе. Кирпичи были положены особым способом, они образовывали так называемую кладку со скрытым рядом. Полы были сделаны из мрамора, столбы завершались резными мраморными капителями. Интерьер украшали фрески и мозаики.

 

“Десятинная церковь была одной из самых больших в христианском мире”

 Так считает группа археологов, исследующих руины Десятинной церкви. В прошлом году на руинах древнего храма были сделаны уникальные находки, рассказать о которых согласился участник раскопок начальник Владимирского отряда Архитектурно-археологической экспедиции Института археологии НАН Украины Виталий Коцюба.

— Вот древняя арабская монета, — говорит Виталий. — Удивляться тому, что она оказалась среди остатков Десятинной церкви, не приходится, ведь Киевскую Русь посещали купцы из многих государств. А вот — перстни, на одном из которых — орнамент, а на другом — надпись греческими буквами. Возможно, последний принадлежал кому-то из византийских зодчих, строивших церковь. Видите, на этой древней плинфе отпечатались капли дождя? Он шел больше тысячи лет назад! Технология изготовления стройматериала была такой, что еще не затвердевшую плинфу выкладывали под открытым небом для просушки, поэтому и оставались случайные отпечатки. На этом экземпляре — след ножки ребенка, которому, судя по размеру стопы, было около года от роду. А вот бубенцы. В княжеские времена киевляне носили на одежде большое их количество. А здесь — кусок внутренней стены храма с фрагментом изображения какого-то святого. Рядом две буквы: “ол”. Скорее всего, это часть имени “Никола”. Мы нашли много фрагментов фресок, на некоторых из них сохранились граффити — надписи и рисунки, нацарапанные прихожанами. Делать это запрещалось, тем не менее на стенах писали многие. Самый распространенный текст: “Господи, помози рабу Своему...” В Софийском соборе целое собрание автографов князей и их жен.  Кстати, там хранятся плиты с мозаикой, украшавшие пол Десятинной церкви. Точные копии этих плит выставлены на всеобщее обозрение рядом с местом, где некогда возвышалась Десятинная церковь.

Обратите внимание на участок фундамента, в котором заложен обломок мраморной колонны. Это один из следов капитального ремонта, возможно, даже перестройки храма. Она была выполнена в XII в., лет через 150 после возведения церкви. Что стало тому причиной? Одна из версий — землетрясение. Летопись сообщает, что в Киеве, Переяславе, других городах среднего Поднепровья они часто случались.

Изучение фундаментов дает основание говорить, что по размерам церковь была примерно такой же, как Владимирский собор в Киеве. Есть свидетельства, что она имела 25 куполов. Но как это проверить? Многое, что могло бы помочь, утрачено в прежние века. Ведь в XVII в., а затем в XIX в. на этом месте возводили новые храмы (последний разрушили большевики). Мастера вырывали новые котлованы, добирались до остатков Десятинной церкви, разрушали их и использовали как строительный материал.

В ходе раскопок Десятинной церкви экспедиция намерена изучить остатки оборонительного рва, проходившего в нескольких метрах от нее вокруг городища, возведенного, как предполагают некоторые исследователи, во времена князя Кия. С этой крепостью связана история возникновения Киева. На этом объекте работы археологам хватит на несколько лет.

 

Возрождение Десятинной — радости и скорби

Дискуссия о возрождении Десятинной церкви началась несколько лет назад после появления правительственного постановления № 700 об утверждении программы восстановления выдающихся памятников истории и культуры Украины.

Впрочем, когда дошло до дела, столичные научные работники обратились к власти и общественности с открытым письмом, где, в частности, говорилось: “Сооружение на Старокиевской горе большого архитектурного объекта будет иметь катастрофические последствия для Национального музея истории Украины, будет диссонировать с Андреевской церковью и приведет к гибели старейшего дерева Киева — липы, которая является свидетелем исторических событий”. Под обращением поставили подписи вице-президент Академии архитектуры Валентин Ежов, заместитель директора Института археологии Глеб Ивакин и другие лица.

Споры вокруг необходимости возрождения церкви продолжаются, а во временном храме, поставленном рядом с фундаментом Десятинной, уже больше года молится киевская православная община в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Чтобы возобновить молитвенный престол и гордость Украины — Десятинную церковь, — община этого храма на Пасху 2006 г. установила неподалеку от места, где находилась святыня, храм-палатку. Здесь же 25 мая 2006 г. она отпраздновала 1010-летие со дня освящения храма. В этот день общину поздравили Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, наместники монастырей, духовенство Киевской и Одесской епархий. После Литургии в день юбилея был отслужен молебен Пресвятой Богородице и апостолу Андрею Первозванному, мощи которого были доставлены в храм из Одессы.

Вскоре по инициативе чиновников Киевской госадминистрации была развернута кампания по ликвидации храма-палатки. 4 июня 2006 г. исполняющий обязанности настоятелеля общины в честь Рождества Пресвятой Богородицы архимандрит Гедеон (Харон) получил письмо из Киевской госадминистрации, которое уведомляло о том, что храм-палатка, в котором община молилась уже три месяца, будет демонтирован 5 июня.

В указанный день с восьми утра место расположения храма окружили автобусы и машины спецназа, подъехала также машина службы по демонтированию сооружений. Община, прихожане и все те, кому небезразлична судьба древнейшего храма столицы, служили молебны и акафисты с раннего утра. Поддержать отца Гедеона и его общину пришли настоятель Свято-Ионинского монастыря архимандрит Иона, клирики Киевской епархии, отряд православных казаков и множество верующих. Три часа молящихся охраняли спецслужбы, ожидая приказа применить силу. Когда начался проливной дождь, никого, кроме тех, кто молился, не осталось.

Чем вызваны такие действия властей против православных верующих не ясно, тем более что храмовое сооружение установлено без нарушения законодательства. “Без решения суда власть не имеет право демонтировать храм, — так прокомментировал тогда события отец Гедеон. — В суд на нас мог подать только Национальный музей истории Украины, так как на его балансе находится земля Десятинного храма. Но судебного дела никто не открывал, и соответственно, решение властей является незаконным. Этот храм-палатка освящен, потому миряне не имеют право заходить в алтарь и великий грех возьмет на душу тот, кто поднимет руку на эту святыню Господню. Слава Богу, что люди, которым было приказано совершить кощунственный и святотатственный акт, одумались и не сотворили беззаконие. Община будет молиться о здравии этих людей и их семей. Эта ситуация напомнила верующим старые времена атеистических гонений, когда разрушались православные святыни, а верующих разгоняли при помощи милиции. Мы ежедневно молимся Господу и Его Пречистой Матери о мире в нашем обществе и о вразумлении тех, кто враждует с истиной”.

21 сентября прошлого года первая каменная церковь Киевской Руси впервые после многих лет забвения отметила свой престольный праздник. Поздравить архимандрита Гедеона, общину и прихожан храма и разделить молитвенное общение приехал секретарь Киевской Митрополии, благочинный Киевской епархии протоиерей Виталий Косовский и священнослужители епархии. От имени Блаженнейшего Владимира отец Виталий поздравил клир и прихожан с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и пожелал покрова и заступничества Матери Божией для всех верных чад канонической Православной Церкви, и помощи Божией общине в ее нелегком труде — возрождении национальной святыни. Отцу Гедеону был вручен указ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, о назначении его настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинного).

Подготовила Екатерина Громова

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu