Православные храмы

Свято-Воскресенский храм Флоровского монастыря

В комплексе сооружений Флоровского монастыря этот храм считался…

Храм праведного Лазаря Четверодневного (на Совском кладбище)

Храм праведного Лазаря Четверодневного на Совком кладбище был заложен…

Храм Владимирской иконы Божией Матери (прихода мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке)

Первую Литургию под открытым небом на фундаменте будущего храма…
Публикации

Значение Креста

Наше повествование — о великом и спасительном значении Креста Господня,…

Церковь и государство в служении народу

Подводя итоги научно-богословской жизни Украинской Православной Церкви за 2005…

Православие и астрология

Прежде чем обратиться к заявленной теме, напомним читателям, что сами маги…

“В моем доме всегда теплилась лампада”

Mitr_Vladimir_stavit_svechyАндрею Рублеву в год Куликовской битвы было 20 лет, — писал в дневниковых записях Митрополит Владимир. — С какой силой надо было мучиться за страну, как любить ее, как знать, чтобы написать этих Ангелов, умолить Небеса отпустить их на землю, в каких землях есть такой шедевр, как “Троица”?

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир в мае 1992 года в 56-летнем возрасте был возведен на древнюю Киевскую кафедру и возглавил одну из наибольших Православных Церквей мира. За 15 лет церковного управления украинскому обществу открылось множество дарований архипастыря. В многочисленных книгах, фильмах, журналистских публикациях перед украинским народом предстала уникальная личность — богослова, публициста, писателя, поэта, философа, журналиста. Но, пожалуй, больше всего многомиллионная паства Украины почитает в Митрополите Владимире его удивительную духовную одаренность, его любовь к Церкви, к богослужению, к Господу нашему Иисусу Христу и, особенно, к Его Пречистой Матери — Пресвятой Богородице. В его любви к Божией Матери отразилось генетическое сознание украинского народа: выходец из крестьянской семьи на Хмельнитчине, Владыка с детских лет впитал в себя народную любовь к Заступнице Небесной, Чей образ отображен во множестве икон, большинство которых признаны чудотворными. За более чем 50-летний период церковного служения (с учетом учебы в семинарии и академии) Митрополит Владимир собрал уникальную коллекцию икон, раритетной церковной утвари, богатую библиотеку. Сам Владыка вспоминал, как в студенчестве они с однокурсниками “охотились” за старинными богословскими книгами, часто валявшимися в чердачной пыли дореволюционных одесских домов и появляющимися время от времени на барахолке Привоза.

Со временем, когда семинарист и студент стал епископом, ему начали дарить иконы и книги, и если бы все подаренные церковные ценности он собирал и коллекционировал, потребовался бы, наверное, не один зал для экспозиции. Как правило, Митрополит Владимир передавал иконы, книги, церковную, часто весьма дорогостоящую, утварь монастырям, храмам, церковным музеям (в том числе в Церковный археологический кабинет при Московских Духовных Академии и Семинарии, где Владыка 10 лет исполнял обязанности ректора), частным и государственным лицам. Ведь круг друзей Митрополита Владимира необычайно широк: от простых “бабушек” из числа его черниговской, ростовской, московской, киевской паствы до высочайших государственных лиц. Так, Блаженнейший много лет дружил с королевой Голландии Беатрикс, другими выдающимися людьми нашего времени, вел многолетнюю переписку с известными учеными и богословами Парижа, Женевы, Лондона, Нью-Йорка. Однажды мне довелось быть свидетелем того, как известный художник преподнес Митрополиту сразу с десяток своих картин. Вскоре Блаженнейший подарил их детскому дому.

В 2005 г. Митрополит Владимир свое уникальное собрание икон, книг и других церковных раритетов завещал и уже частично передал на вечное хранение музею, который создается при Киевской Духовной Академии.

 

— Ваше Блаженство, какая была первая икона в Вашей жизни?

— Сколько помню себя, в родительском доме села Марковцы на Хмельнитчине всегда теплилась лампадка в красном углу нашей сельской хаты. Мои родители, Маркиан Арсеньевич и Феодосия Ивановна, впрочем, как и большинство их современников, были людьми верующими, сочетали веру в Бога с нелегким крестьянским трудом. И иконы в крестьянских хатах никого не удивляли даже в годы атеистических гонений. Хотя были и такие, кто выбрасывал иконы или жег их. В нашей семье каждый день начинался с короткой молитвы у образов Божиих, мы, дети, видели, как молятся родители, и сами прибегали к молитве в начале каждого дня. Особенно дорог для меня был наш семейный образ Богородицы, к которому я обратился в молитве перед выходом “в свет”, в большую жизнь. Поступив в семинарию, затем в духовную академию, я стал священником, принял монашество и через некоторое время был призван к епископскому служению. Моя епископская хиротония состоялась в день памяти чудотворного образа Тихвинской Божией Матери. И вот, вскоре после моей архиерейской хиротонии, уже в сане епископа, я посетил родной дом на Хмельнитчине и, войдя в него, ощутил непреодолимое желание подойти к нашему семейному образу Богородицы, у которого молился 15 лет назад перед поступлением в семинарию. Каково же было мое удивление, когда я впервые отчетливо увидел надпись, на которую, очевидно, раньше не обращал внимания, свидетельствующую, что это образ Тихвинской Божией Матери. Моя кровать всегда находится теперь возле этого образа...

 

— Удивительное предзнаменование. А были ли еще какие-то чудесные, промыслительные явления в Вашей жизни?

— Конечно, как в жизни всякого верующего человека. Например, когда я приехал поступать в Одесскую Духовную Семинарию. Сойдя с перрона, я сразу увидел недалеко от вокзала серебристые купола храма. Войдя в него, стал рассматривать убранство, иконы. Особенно меня привлек образ Богородицы чудесного письма, глаза Пречистой как бы проникали в душу. В это время ко мне подошла женщина и сказала: “Я вижу, ты чего-то просишь у Бога. Будет тебе… Матерь Божия поможет”. И вложила в мою ладонь маленький золотой образок Богородицы. Вот такие чудесные предзнаменования встретили меня перед вступлением на путь духовного образования.

 

— Ваше Блаженство, можете ли Вы рассказать, почему в Православной Церкви так много икон Божией Матери, а также храмов, построенных в Ее честь?

— Еще при жизни Христа на земле Его Пречистая Матерь ходатайствовала перед Ним о простых, часто нуждающихся в защите и помощи людях. Вспомните первое евангельское чудо Христа в Кане Галилейской, когда по просьбе Своей Матери Он для бедных людей на провинциальной свадьбе претворил воду в вино. После крестной смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения, Матерь Божия оставалась с учениками-апостолами. И после Своего Успения Она более других небожителей участвует в жизни Церкви земной и небесной. Неслучайно Церковь именует Ее Покровом и Заступницей и учит нас, что Божия Матерь облагодатствована более всех земнородных — Она приняла в себя воплощенного Бога и не сгорела от Божественного огня. Она — “Неопалимая Купина”, и в силу этого таинственно помогает нам, не опаляясь, принимать Божественный огонь, который Ее Сын пришел низвести на землю (см.: Лк. 12, 49). Господь принял от Нее плоть человека и через Нее же отдает Свою плоть нам в Таинстве Евхаристии, уже преображенную пламенем Его Божества. И кому, как не Матери Божией, быть призванной содействовать нам в этом.

 

— Существует предание о том, что Киев был избран третьим, после Константинополя и Иверии, уделом Богородицы…

— Еще задолго до возникновения Киева апостол Андрей Первозванный благословил место нашего будущего святого града и предсказал, что здесь воссияет благодать Божия. И первые храмы, построенные во времена равноапостольного князя Владимира, чаще всего созидались в честь Пресвятой Богородицы. Наши три величайшие святыни — Киево-Печерская, Почаевская, а теперь и Святогорская Лавры не случайно названы в честь Успения Пресвятой Богородицы.

 

— Почему Успения, а не, скажем, Рождества?

— Потому что в Успении Своем Богородица показала нам пример христианской кончины, а также пример того, что смерть не властна над душой. После Своего перехода в блаженную вечность Матерь Божия стала Ходатаицей за весь человеческий род.

 

— Ваше Блаженство, я имел честь быть в Вашей домовой церкви, где Вы ежедневно совершаете свое молитвенное правило. Кроме удивительного по красоте образа Божией Матери Тихвинской, в нем находится старинная Касперовская икона Богородицы. А также несколько древних икон Казанской Божией Матери. Ведь они там не случайно?

— Я уже вспоминал о своем прибытии в Одессу, где прошли первые годы моего духовного образования, самые яркие и, наверное, самые драгоценные для моего дальнейшего служения в Церкви. После окончания Ленинградской Духовной Академии, защиты кандидатской  диссертации, рукоположения в диакона, священника, принятия монашества Господь снова направляет меня в Одессу, но уже в качестве преподавателя семинарии. А после окончания аспирантуры при Московской Духовной Академии я был поставлен священноначалием нести послушание ректора Одесской семинарии. Так вот, тот золотой образок, который я получил юношей в храме возле вокзала, был маленькой иконкой Казанской Божией Матери. И я расценил это как благословение. А что касается Касперовской иконы Божией Матери, древний чудотворный образ которой находится в Одесском Свято-Успенском кафедральном соборе, то это великая святыня не только Одессы, но и всего юга Украины. И где бы я ни находился в своем дальнейшем служении — в Иерусалиме, Чернигове, Женеве, Москве, Ростове, — всегда мысленно притекал в этот край, где мою жизнь согревали лучи любви Пресвятой Богородицы, щедро изливаемые через Ее чудотворную Касперовскую икону.

 

— Владыка, часто можно встретить, я бы сказал, плоское, прагматическое отношение к иконам. Я имею в виду собирательство, коллекционирование ради престижа, моды. Я уже не говорю — бизнеса, часто весьма нечистоплотного.

— Но ведь не только иконы становятся атрибутами торговли или мертвой экспозиции. У нас еще стоят древние храмы в тишине и мертвенности музейного духа, в них не звучат молитвы и песнопения, не совершается великое Таинство Евхаристии, ради которых, собственно, и строились эти святыни. Мало того, в Украине более 300 храмовых помещений, не считая других церковных строений, все еще пребывают в ведомстве различных организаций, совершенно далеких от культурологических — военных, торговых, спортивных. Но это тема уже иной беседы.

 Беседовал Сергей Герук

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu