Православные храмы

Храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы на Березняках

Жилой массив Березняки построен на месте села Кухмистерская Слободка…

Вознесенская церковь на Демеевке

Приходской храм Демеевки (Голосеевский проспект, 54). Пригородное…

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…
Вечеринка быстрых знакомств
Ответы на вопросы Клубные вечеринки знакомств
speedating.kiev.ua

Публикации

Великий пост для пожилых и больных

Всякий пост в Православной Церкви разумеется, прежде всего, как добродетель…

Проти марнослiв’я

Ніякий гріх так не розповсюджений між людьми, як марнослів’я. Слова течуть,…

Молодой человек в современном мире

Морально-духовное состояние общества — это один из главных показателей его…

Mitr_Vladimir_stavit_svechyАндрею Рублеву в год Куликовской битвы было 20 лет, — писал в дневниковых записях Митрополит Владимир. — С какой силой надо было мучиться за страну, как любить ее, как знать, чтобы написать этих Ангелов, умолить Небеса отпустить их на землю, в каких землях есть такой шедевр, как “Троица”?

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир в мае 1992 года в 56-летнем возрасте был возведен на древнюю Киевскую кафедру и возглавил одну из наибольших Православных Церквей мира. За 15 лет церковного управления украинскому обществу открылось множество дарований архипастыря. В многочисленных книгах, фильмах, журналистских публикациях перед украинским народом предстала уникальная личность — богослова, публициста, писателя, поэта, философа, журналиста. Но, пожалуй, больше всего многомиллионная паства Украины почитает в Митрополите Владимире его удивительную духовную одаренность, его любовь к Церкви, к богослужению, к Господу нашему Иисусу Христу и, особенно, к Его Пречистой Матери — Пресвятой Богородице. В его любви к Божией Матери отразилось генетическое сознание украинского народа: выходец из крестьянской семьи на Хмельнитчине, Владыка с детских лет впитал в себя народную любовь к Заступнице Небесной, Чей образ отображен во множестве икон, большинство которых признаны чудотворными. За более чем 50-летний период церковного служения (с учетом учебы в семинарии и академии) Митрополит Владимир собрал уникальную коллекцию икон, раритетной церковной утвари, богатую библиотеку. Сам Владыка вспоминал, как в студенчестве они с однокурсниками “охотились” за старинными богословскими книгами, часто валявшимися в чердачной пыли дореволюционных одесских домов и появляющимися время от времени на барахолке Привоза.

Со временем, когда семинарист и студент стал епископом, ему начали дарить иконы и книги, и если бы все подаренные церковные ценности он собирал и коллекционировал, потребовался бы, наверное, не один зал для экспозиции. Как правило, Митрополит Владимир передавал иконы, книги, церковную, часто весьма дорогостоящую, утварь монастырям, храмам, церковным музеям (в том числе в Церковный археологический кабинет при Московских Духовных Академии и Семинарии, где Владыка 10 лет исполнял обязанности ректора), частным и государственным лицам. Ведь круг друзей Митрополита Владимира необычайно широк: от простых “бабушек” из числа его черниговской, ростовской, московской, киевской паствы до высочайших государственных лиц. Так, Блаженнейший много лет дружил с королевой Голландии Беатрикс, другими выдающимися людьми нашего времени, вел многолетнюю переписку с известными учеными и богословами Парижа, Женевы, Лондона, Нью-Йорка. Однажды мне довелось быть свидетелем того, как известный художник преподнес Митрополиту сразу с десяток своих картин. Вскоре Блаженнейший подарил их детскому дому.

В 2005 г. Митрополит Владимир свое уникальное собрание икон, книг и других церковных раритетов завещал и уже частично передал на вечное хранение музею, который создается при Киевской Духовной Академии.

 

— Ваше Блаженство, какая была первая икона в Вашей жизни?

— Сколько помню себя, в родительском доме села Марковцы на Хмельнитчине всегда теплилась лампадка в красном углу нашей сельской хаты. Мои родители, Маркиан Арсеньевич и Феодосия Ивановна, впрочем, как и большинство их современников, были людьми верующими, сочетали веру в Бога с нелегким крестьянским трудом. И иконы в крестьянских хатах никого не удивляли даже в годы атеистических гонений. Хотя были и такие, кто выбрасывал иконы или жег их. В нашей семье каждый день начинался с короткой молитвы у образов Божиих, мы, дети, видели, как молятся родители, и сами прибегали к молитве в начале каждого дня. Особенно дорог для меня был наш семейный образ Богородицы, к которому я обратился в молитве перед выходом “в свет”, в большую жизнь. Поступив в семинарию, затем в духовную академию, я стал священником, принял монашество и через некоторое время был призван к епископскому служению. Моя епископская хиротония состоялась в день памяти чудотворного образа Тихвинской Божией Матери. И вот, вскоре после моей архиерейской хиротонии, уже в сане епископа, я посетил родной дом на Хмельнитчине и, войдя в него, ощутил непреодолимое желание подойти к нашему семейному образу Богородицы, у которого молился 15 лет назад перед поступлением в семинарию. Каково же было мое удивление, когда я впервые отчетливо увидел надпись, на которую, очевидно, раньше не обращал внимания, свидетельствующую, что это образ Тихвинской Божией Матери. Моя кровать всегда находится теперь возле этого образа...

 

— Удивительное предзнаменование. А были ли еще какие-то чудесные, промыслительные явления в Вашей жизни?

— Конечно, как в жизни всякого верующего человека. Например, когда я приехал поступать в Одесскую Духовную Семинарию. Сойдя с перрона, я сразу увидел недалеко от вокзала серебристые купола храма. Войдя в него, стал рассматривать убранство, иконы. Особенно меня привлек образ Богородицы чудесного письма, глаза Пречистой как бы проникали в душу. В это время ко мне подошла женщина и сказала: “Я вижу, ты чего-то просишь у Бога. Будет тебе… Матерь Божия поможет”. И вложила в мою ладонь маленький золотой образок Богородицы. Вот такие чудесные предзнаменования встретили меня перед вступлением на путь духовного образования.

 

— Ваше Блаженство, можете ли Вы рассказать, почему в Православной Церкви так много икон Божией Матери, а также храмов, построенных в Ее честь?

— Еще при жизни Христа на земле Его Пречистая Матерь ходатайствовала перед Ним о простых, часто нуждающихся в защите и помощи людях. Вспомните первое евангельское чудо Христа в Кане Галилейской, когда по просьбе Своей Матери Он для бедных людей на провинциальной свадьбе претворил воду в вино. После крестной смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения, Матерь Божия оставалась с учениками-апостолами. И после Своего Успения Она более других небожителей участвует в жизни Церкви земной и небесной. Неслучайно Церковь именует Ее Покровом и Заступницей и учит нас, что Божия Матерь облагодатствована более всех земнородных — Она приняла в себя воплощенного Бога и не сгорела от Божественного огня. Она — “Неопалимая Купина”, и в силу этого таинственно помогает нам, не опаляясь, принимать Божественный огонь, который Ее Сын пришел низвести на землю (см.: Лк. 12, 49). Господь принял от Нее плоть человека и через Нее же отдает Свою плоть нам в Таинстве Евхаристии, уже преображенную пламенем Его Божества. И кому, как не Матери Божией, быть призванной содействовать нам в этом.

 

— Существует предание о том, что Киев был избран третьим, после Константинополя и Иверии, уделом Богородицы…

— Еще задолго до возникновения Киева апостол Андрей Первозванный благословил место нашего будущего святого града и предсказал, что здесь воссияет благодать Божия. И первые храмы, построенные во времена равноапостольного князя Владимира, чаще всего созидались в честь Пресвятой Богородицы. Наши три величайшие святыни — Киево-Печерская, Почаевская, а теперь и Святогорская Лавры не случайно названы в честь Успения Пресвятой Богородицы.

 

— Почему Успения, а не, скажем, Рождества?

— Потому что в Успении Своем Богородица показала нам пример христианской кончины, а также пример того, что смерть не властна над душой. После Своего перехода в блаженную вечность Матерь Божия стала Ходатаицей за весь человеческий род.

 

— Ваше Блаженство, я имел честь быть в Вашей домовой церкви, где Вы ежедневно совершаете свое молитвенное правило. Кроме удивительного по красоте образа Божией Матери Тихвинской, в нем находится старинная Касперовская икона Богородицы. А также несколько древних икон Казанской Божией Матери. Ведь они там не случайно?

— Я уже вспоминал о своем прибытии в Одессу, где прошли первые годы моего духовного образования, самые яркие и, наверное, самые драгоценные для моего дальнейшего служения в Церкви. После окончания Ленинградской Духовной Академии, защиты кандидатской  диссертации, рукоположения в диакона, священника, принятия монашества Господь снова направляет меня в Одессу, но уже в качестве преподавателя семинарии. А после окончания аспирантуры при Московской Духовной Академии я был поставлен священноначалием нести послушание ректора Одесской семинарии. Так вот, тот золотой образок, который я получил юношей в храме возле вокзала, был маленькой иконкой Казанской Божией Матери. И я расценил это как благословение. А что касается Касперовской иконы Божией Матери, древний чудотворный образ которой находится в Одесском Свято-Успенском кафедральном соборе, то это великая святыня не только Одессы, но и всего юга Украины. И где бы я ни находился в своем дальнейшем служении — в Иерусалиме, Чернигове, Женеве, Москве, Ростове, — всегда мысленно притекал в этот край, где мою жизнь согревали лучи любви Пресвятой Богородицы, щедро изливаемые через Ее чудотворную Касперовскую икону.

 

— Владыка, часто можно встретить, я бы сказал, плоское, прагматическое отношение к иконам. Я имею в виду собирательство, коллекционирование ради престижа, моды. Я уже не говорю — бизнеса, часто весьма нечистоплотного.

— Но ведь не только иконы становятся атрибутами торговли или мертвой экспозиции. У нас еще стоят древние храмы в тишине и мертвенности музейного духа, в них не звучат молитвы и песнопения, не совершается великое Таинство Евхаристии, ради которых, собственно, и строились эти святыни. Мало того, в Украине более 300 храмовых помещений, не считая других церковных строений, все еще пребывают в ведомстве различных организаций, совершенно далеких от культурологических — военных, торговых, спортивных. Но это тема уже иной беседы.

 Беседовал Сергей Герук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me