Православные храмы

Храм Собора архангела Гавриила при ТРК «Глас»

Община домовой церкви начала формироваться с 2003 года, со времени…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Храм апостола Андрея Первозванного (на Печерске)

Известнейший киевский храм в честь ап. Андрея воздвигнут архитектором…

Публикации

Стрітення Господнє

Праведному Симеону було обіцяно, що він не помре, доки не побачить Христа…

Святая благоверная царица Тамара

Святая Тамара Великая родилась около 1165 г. Она происходила из древней…

Правило веры и образ кротости

Истина Божия руководила всеми святыми, которые ныне предстоят перед Престолом…

drevn_PashaСлужбы Православной Церкви необыкновенно богаты песнопениями различного содержания и разнообразных музыкальных церковно-певческих форм. В старину само богослужение называли “пением”. В результате преобразований в церковной и светской жизни XVII–XVIII вв. незыблемые до сего времени каноны древнего богослужебного пения начали вытесняться новым музыкальным мышлением с ярко выраженным западноевропейским влиянием.

В начале 90-х годов XX в. во многих православных общинах и монастырях возникает большой интерес к изучению и употреблению за богослужением знаменного распева как определенной мелодической системы. Благодаря таким регентам, как диакон Д. Болгарский, Г. Печенкин, И. Сахно и многие другие, знаменный распев вновь вернулся в наши храмы.

Славянские Православные Церкви переняли принцип богослужебного пения от Православной Церкви Византии, делая акцент на слово, ведь только оно способно точно выражать конкретные идеи. В современном пасхальном богослужении прочно закрепились определенные музыкально-певческие стереотипы, например традиционно исполняющийся во всех храмах “Пасхальный канон” А. Веделя, который поражает богатством и красотой музыкального языка. Подобные произведения действительно создают праздничное настроение, но остаются только прерогативой эмоций, оставляя вне внимания глубокое по своему содержанию и догматической стороне богослужебное слово-текст.

Предлагаемый вашему вниманию диск содержит Пасхальный канон знаменного распева с пореформенным текстом. Напев ирмосов и тропарей предлагается в сокращенном варианте, выполненном под редакцией руководителя школы знаменного пения Глеба Борисовича Печенкина (Канон Пасхи знаменного распева. М., 2003).

Безусловно, большинству слушателей, воспитанных с раннего детства на многоголосии в тональной, гармонической системе, достаточно трудно воспринимать монодию, основанную на модальной системе, но это очередной, хотя и далеко не легкий шаг к более глубокому пониманию наших певческих истоков.

Протоиерей Олег Скнарь,

настоятель Свято-Покровского храма при ГВКГ МО Украины

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me