Православные храмы

Храм великомученицы Варвары (в поликлинике на Березняках)

На Подоле, на Покровской улице, была церковь вмц. Варвары. Она…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храм святителя Николая Мирликийского (в Военной части № 3066)

Храм размещается на территории Военной части № 3066 управления…

Публикации

Благословен грядущий во имя Господне!

“Вербное Воскресенье” — так называют у нас в народе праздник Входа Господня в…

“Пребывай в том учении, которое ты принял”. История Болгарской Православной Церкви

Благодатная болгарская земля была заселена с древнейших времен. В VII–V…

Преподобный Нестор Летописец

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI в. в Киеве. Еще юношей он…

drevn_PashaСлужбы Православной Церкви необыкновенно богаты песнопениями различного содержания и разнообразных музыкальных церковно-певческих форм. В старину само богослужение называли “пением”. В результате преобразований в церковной и светской жизни XVII–XVIII вв. незыблемые до сего времени каноны древнего богослужебного пения начали вытесняться новым музыкальным мышлением с ярко выраженным западноевропейским влиянием.

В начале 90-х годов XX в. во многих православных общинах и монастырях возникает большой интерес к изучению и употреблению за богослужением знаменного распева как определенной мелодической системы. Благодаря таким регентам, как диакон Д. Болгарский, Г. Печенкин, И. Сахно и многие другие, знаменный распев вновь вернулся в наши храмы.

Славянские Православные Церкви переняли принцип богослужебного пения от Православной Церкви Византии, делая акцент на слово, ведь только оно способно точно выражать конкретные идеи. В современном пасхальном богослужении прочно закрепились определенные музыкально-певческие стереотипы, например традиционно исполняющийся во всех храмах “Пасхальный канон” А. Веделя, который поражает богатством и красотой музыкального языка. Подобные произведения действительно создают праздничное настроение, но остаются только прерогативой эмоций, оставляя вне внимания глубокое по своему содержанию и догматической стороне богослужебное слово-текст.

Предлагаемый вашему вниманию диск содержит Пасхальный канон знаменного распева с пореформенным текстом. Напев ирмосов и тропарей предлагается в сокращенном варианте, выполненном под редакцией руководителя школы знаменного пения Глеба Борисовича Печенкина (Канон Пасхи знаменного распева. М., 2003).

Безусловно, большинству слушателей, воспитанных с раннего детства на многоголосии в тональной, гармонической системе, достаточно трудно воспринимать монодию, основанную на модальной системе, но это очередной, хотя и далеко не легкий шаг к более глубокому пониманию наших певческих истоков.

Протоиерей Олег Скнарь,

настоятель Свято-Покровского храма при ГВКГ МО Украины

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me