Православные храмы

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…

Храм равноапостольного князя Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой (на Владимирском рынке)

Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя…

Публикации

“Кресту Твоему покланяемся, Владыко…”

6 июля делегация Иерусалимской Патриархии во главе с Высокопреосвященнейшим…

Воскресение

Велик праздник Рождества Христова, когда мы вспоминаем, что Бог возлюбил нас,…

Почему?

«...Один вопрос у меня остается невыясненным: почему добрый и всемогущий Бог…

drevn_PashaСлужбы Православной Церкви необыкновенно богаты песнопениями различного содержания и разнообразных музыкальных церковно-певческих форм. В старину само богослужение называли “пением”. В результате преобразований в церковной и светской жизни XVII–XVIII вв. незыблемые до сего времени каноны древнего богослужебного пения начали вытесняться новым музыкальным мышлением с ярко выраженным западноевропейским влиянием.

В начале 90-х годов XX в. во многих православных общинах и монастырях возникает большой интерес к изучению и употреблению за богослужением знаменного распева как определенной мелодической системы. Благодаря таким регентам, как диакон Д. Болгарский, Г. Печенкин, И. Сахно и многие другие, знаменный распев вновь вернулся в наши храмы.

Славянские Православные Церкви переняли принцип богослужебного пения от Православной Церкви Византии, делая акцент на слово, ведь только оно способно точно выражать конкретные идеи. В современном пасхальном богослужении прочно закрепились определенные музыкально-певческие стереотипы, например традиционно исполняющийся во всех храмах “Пасхальный канон” А. Веделя, который поражает богатством и красотой музыкального языка. Подобные произведения действительно создают праздничное настроение, но остаются только прерогативой эмоций, оставляя вне внимания глубокое по своему содержанию и догматической стороне богослужебное слово-текст.

Предлагаемый вашему вниманию диск содержит Пасхальный канон знаменного распева с пореформенным текстом. Напев ирмосов и тропарей предлагается в сокращенном варианте, выполненном под редакцией руководителя школы знаменного пения Глеба Борисовича Печенкина (Канон Пасхи знаменного распева. М., 2003).

Безусловно, большинству слушателей, воспитанных с раннего детства на многоголосии в тональной, гармонической системе, достаточно трудно воспринимать монодию, основанную на модальной системе, но это очередной, хотя и далеко не легкий шаг к более глубокому пониманию наших певческих истоков.

Протоиерей Олег Скнарь,

настоятель Свято-Покровского храма при ГВКГ МО Украины

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me