Православные храмы

Храм Явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы

Храм открыт в 2013 году и в этом же году совершена первая…

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…
Печать фото на кружках Гомель
Система печати цифровых фотографий. Печать цифровых фотографий
fotodrom.by
tmural
Завод торгового оборудования. Мебельный портал Екатеринбурга
tmural.ru

Публикации

Патриарх Александрийский Феодор II

Его Блаженство Феодор II (в миру Николаос Хорефтакис), Патриарх Александрийский…

На этих горах воссияет благодать Божия… История Русской Православной Церкви

Согласно преданию, христианство на земли будущей Руси принес святой апостол…

“Кто о домашних не печется…”

“Кто… о домашних не печется… тот отрекся от веры и хуже неверного” (1 Тим. 5,…

osobennij_rebenokРазочарование

Какие чувства испытывают родители, отдавая детей с ограниченными возможностями в интернат? Очевидно, что суть своего горя они видят не столько в тяжелых обстоятельствах, в которые повергает их болезнь ребенка, сколько в том, что получили не то, к чему готовились, чего ждали. У них были одни планы на жизнь, а ребенок в эти планы не вписался.

Попробую провести аналогию.

Представьте себе, что кто-то решил поехать на экскурсию заграницу. Начинает учить язык. Затем покупает разговорник, цифровой фотоаппарат и стильную одежду. И вот счастливый миг так близок: объявили посадку на самолет. “Обязательно позвони, когда приедешь”, — говорит мама. На глазах слезы радости.

Но самолет терпит крушение. Его чудом удается посадить. И помощи придется ждать очень долго: с одной стороны — высокие горы, с другой — бурные реки. Пилот сообщает, что рация вышла из строя. Пассажиры разбирают багаж. Наш герой берет в руки свою сумку и вдруг понимает — в ней лежат вещи не для этой жизни: фотоаппарат, разговорник, модная одежда… Слезы на глазах. Это слезы разочарования, обиды, гнева.

 

“Я — один”

Эти дети не вписываются в жизнь не только родителей, но и общества. У детей с ограниченными возможностями — свой, индивидуальный план развития. Возможно, поэтому в бывших постсоветских странах их так трудно принимают. Ведь мы привыкли, что “стройными колоннами будем мы шагать”. А индивидуалисты — это не по-нашему. Кроме того, бытовые и финансовые трудности вынуждают некоторых родителей отдать больного ребенка в специализированные интернаты.

Детей распределяют в зависимости от диагноза: у кого поражение слуха, у кого зрения. Труднее всех приходится детям с тяжелой умственной и физической отсталостью. Хорошо ли такой ребенок чувствует себя в интернате и чувствует ли он что-то вообще? Об этом поведал миру Рубен Давид Гонсалес Гальего, написавший книгу о буднях интерната для детей-инвалидов. В 2003 г. книга “Белое на черном” получила Буккеровскую премию.

“Первое воспоминание. Я один, маленький, лежу в манеже. Кричу. Никто не подходит… Манеж — обычная детская кровать с высокими решетчатыми бортами. Лежу на спине, мне больно и мокро. Стенки манежа завешены сплошным белым покрывалом. Никого. Перед глазами — белый потолок, если повернуть голову, можно долго смотреть на белое покрывало. Я ору и ору. Взрослые приходят по расписанию. Когда приходят — кричат на меня, кормят, меняют пеленки. Я люблю взрослых, они меня — нет. Пусть кричат, пусть перекладывают на неудобную кушетку. Мне все равно. Хочется, чтобы кто-нибудь пришел. Тогда можно увидеть другие манежи, стол, стулья и окно. Это все. Потом — кладут в манеж. Когда кладут, опять ору. На меня кричат. Они не хотят брать меня на руки, я не хочу в манеж. Сколько себя помню, всегда боялся, когда оставляли одного. Одного оставляли регулярно”.

Слезы одиночества, боли, страха. Это слезы малышей, оставленных в интернате один на один с жизнью.

 

“Алибаба”

Вот впечатления С. А. Сошинского от общения с детьми-инвалидами в интернате. Он описал их в книге “Зажечь свечу. История аутичного ребенка”.

“И вот, глядя на них, я ясно понял, что душа и интеллект — совсем не одно и то же. Это были живые дети, у них была живая душа. Иногда она прямо светилась в их глазах. Одну девочку 13–14 лет звали Ирой, лицо и тело ее были изуродованы, дегенеративны, произнести она могла грубым голосом, как выкрик, только “мама” и почему-то “алибаба”, а глаза ее были прекрасны, с ней можно было разговаривать глазами. Она нуждалась в общении, да и все эти дети катастрофически нуждались во внимании… Душа Иры светилась из ее глаз, и отсутствие интеллекта было уже не так важно для общения”.

 

Реалии жизни

Хочу привести выдержки из рассказа одной из сотрудниц интерната, напечатанного в журнале “Нескучный сад”.

“Обычно в отделении на 30 детей работают две-три санитарки... Кормить больных детей очень сложно. Часто они не могут проглотить пищу или не могут открыть рот... Иногда кормление одного ребенка занимает полчаса… Санитарки не церемонятся с детьми, бьют, насильно открывают рот и, торопясь, вливают еду… Бывает так, что одних детей кормят утром, других — в обед, третьих — вечером.

В одном отделении только одно мытье, пеленание, одевание занимает четыре часа и отнимает очень много сил, ведь каждого ребенка нужно перенести в душ и обратно. Поэтому моют таких детей раз в неделю. Чтобы меньше было возни с бельем, детей оставляют лежать голыми. В палатах постоянно держится тяжелый неприятный запах. Чтобы не задохнуться, санитарки, не обращая внимания на раздетых детей, могут открыть форточки и окна.

Смотреть за детьми некому. Ребенок может случайно засунуть голову между прутьями решетки кровати и будет лежать так и плакать несколько часов. Нетрудно себе представить, как выглядят эти дети: изможденные, почти бестелесные, вздрагивающие от страха при звуке голоса санитарки, забитые, несчастные”.

Слезы на глазах. Слезы протеста, боли, жалости. “Так быть не должно! Им надо чем-то помочь”.

 

Хотя бы каплю любви

Если в интернаты начинают приходить волонтеры, то состояние детей сразу улучшается. Ведь волонтеры читают им сказки, включают музыку, помогают кормить и пеленать малышей. Бывают случаи, когда после таких посещений состояние детей улучшается, некоторые начинают расти и набирать вес, учатся самостоятельно есть и даже ходить.

Напоследок еще одна история. Бабушка забрала внучку из интерната, куда девочку сдала мама. В 9 месяцев ребенок вообще не двигался — у него была небольшая травма мозга. Девочка все время лежала в кровати: с ней не разговаривали, не играли, не брали на руки. Даже здоровый ребенок при таком обращении начнет отставать в развитии. После нескольких курсов массажа, зарядки и терапии и благодаря бабушкиной любви внучка пошла, а потом и побежала. Так любовь и вера могут сотворить чудо.

 Анастасия Бондарук

Продолжение в следующем номере

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me