Православные храмы

Храм преподобного Моисея Угрина (при Центре эндокринной хирургии)

Храм находится на территории Украинского научно-практического центра…

Покровский храм (в Центральном военном госпитале Министерства обороны)

Указ Императрицы Анны Иоанновны от 19 февраля 1736 г. предписывал: во…

Храм великомученицы Екатерины (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Публикации

Святая благоверная царица Тамара

Святая Тамара Великая родилась около 1165 г. Она происходила из древней…

Песнопевец Божий

Один из самых известных учителей Православия св. Иоанн Дамаскин родился около…

Теплый праздник в Кипячем

Сразу три архиерея приехали 12 января в обитель Афонской иконы Богородицы.…

domasgnie“Кто… о домашних не печется… тот отрекся от веры и хуже неверного” (1 Тим. 5, 8), — вот так, достаточно жестко и строго, говорит апостол Павел о нерадивых женах и равнодушных к семейным проблемам мужьях.

Мне всегда казалось, что фраза “семья — это ячейка общества” — банальный идеологический штамп советских времен. Такое, знаете ли, промывание мозгов добропорядочным гражданам. Но жизнь учит воспринимать банальности как великие открытия. Хорошая семья — это счастье не только детей, но часто и внуков, ведь большинство психологических и материальных проблем возникает именно в неблагополучных семьях.

В качестве примера возьмем квартирный вопрос. Знаю многие молодые семьи, которым родители покупали или дарили квартиры. Причем родители совсем не “крутые”, а просто заботящиеся о будущем своих детей. Наоборот, дети разведенных родителей, как правило, живут в съемных квартирах или вынуждены брать банковские кредиты, которые потом нужно отрабатывать годами. Вот и выходит, что часто эгоизм родителей становится несчастьем их детей.

Или рассмотрим психологическую атмосферу в семье. В неполных семьях — при разведенных отце или матери — имеют место напряжение, скандалы, непонимание… Мать не может понять сына или дочь, ребенок, особенно в переходном возрасте, жалуется на одиночество. И все дело в том, что одинокую мать некому поддержать в трудные минуты, свои страхи и комплексы она сама решить не может, а психологических сил помочь своему ребенку нет тем более. Из неблагополучных семей выходят люди нервозные и неспокойные — они переносят свои страсти на всех людей, с которыми общаются. Наоборот, благополучная семья дает заряд энергии и бодрости всем своим членам. Вот и выходит, что семья — это ячейка общества.

А общество у нас глубоко больно. В 2006 г. в Украине, по данным Минюста, было заключено 354 тыс. браков и зарегистрировано 179 тыс. разводов. Это значит, что подавляющее большинство граждан нашей страны не хотят жить в семье, и кризис этот намного серьезнее, чем его обычно представляют. Общество, не имеющее здоровых семей, больно в самой своей основе. При этом, если в 1990 г. из всех новорожденных 11,2 % детей родилось у матерей одиночек, то в 2002 г. уже 19 %, а в 2006-м — 27,5 %. Этот процент настолько высок, что может расцениваться как нарушение естественной среды развития и воспитания подрастающего поколения. В светском обществе для мужчин быть семейным немодно, а для женщин (именно поэтому) довольно трудно. Многие не решаются жениться, так как считают, что еще мало зарабатывают и не смогут обеспечить семью.

В этом разучившемся любить обществе христиане призваны явить миру красоту идеала семьи. Здоровая верующая семья, живущая в атмосфере любви, часто оставляет неизгладимое впечатление у неверующих или малоцерковных людей.

Именно поэтому вдвойне обидно видеть, что далеко не всегда верующие считают семью “малой церковью”. “Он просил благословения пожить во время поста в монастыре, чтобы отдохнуть от семейной суеты и настроиться на более духовный лад”, — подобные рассказы приходится слышать от прихожан довольно часто. Многие верующие воспринимают свои дома как территории сплошных искушений, а часы, уделенные детям или родственникам, — суетой и потерей времени для спасения. Детей на время богослужений стремятся оставить бабушкам, “чтобы не мешали молиться”…

“Кто о домашних не заботится, тот хуже неверного”, — говорит апостол Павел. Кто и когда решил, что семья мешает спасаться? Или игра с детьми, уборка дома является греховным занятием? Скажут, что это, конечно, не грех, но все же опустошает душу. Но позволительно спросить: от чего? Что может иметь в себе душа того, кто считает заботу о домашних суетой и убегает из семьи — малой церкви?

Священное Писание и Предание дают нам множество примеров святых семей. Это и Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, и ветхозаветные Авраам и Сарра, и наши Петр и Феврония, и совсем близкие к нам по времени царственные страстотерпцы. Все они проводили время не только в посте и молитве, но и в заботе о доме и родных, что, как видим, совсем не помешало им спастись. А что было бы с историей человечества и историей нашего спасения, если бы Иоаким и Анна не ждали бы 50 лет рождения ребенка, а ушли в пустыню “спасаться от семейной суеты”?

Кроме того, Писание постоянно обращается к семейным образам: Бог назван нашим Отцом, наши ближние — братьями и сестрами. Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (см.: Мф. 9. 15; 25. 1–13; Лк. 12. 35–36), а к Церкви применяются образы жены и невесты (см.: Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует ее “малой церковью”. “Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви”.

Очень часто священники говорят о том, что мы должны преодолевать самолюбие и бороться со своими грехами. Но путь к самосовершенствованию лежит не только через длинные правила и суровые посты. “Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма”, — говорится в “Основах социальной концепции УПЦ”, но, честно говоря, такое редко приходится слышать на проповедях. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним. Однако постоянное посещение богослужений и помощь при приходе и монастыре почему-то считается более важным, чем помощь своим родным в их домашних делах. Соборный разум Церкви считает очень опасным “разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества”. Но разве не способствуют этому и те прихожане и священники, которые отвлекают православных от их семей. “Православные дома не бывают”, — говорила одна верующая, знакомая моей матери, и часто именно такая позиция выдается за настоящее “благочестие”. А ведь ни Писание, ни Предание подобного отношения к семье и дому не знают...

 Влад Головин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua