Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (в 12-й больнице)

После Пасхи 1998 г. руководство 12 й больницы предоставило верующим…

Храм трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…

Богоявленский храм и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Корчеватое)

6 ноября 2011 года столичный приход в честь иконы Божьей Матери "Всех…
Публикации

Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... О нерасторжимости брака

Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи с вопросом: по всякой ли причине…

Почитание святителя Димитрия Ростовского. К 250-летию со дня прославления

В 2007 году Православная Церковь отметила 250-летие со дня прославления в лике…

Насельники и прихожане Киево-Печерской лавры — против строительства ресторана у стен обители

14 июня, в день памяти преподобного Агапита Печерского, состоялся крестный ход…

“Кто о домашних не печется…”

domasgnie“Кто… о домашних не печется… тот отрекся от веры и хуже неверного” (1 Тим. 5, 8), — вот так, достаточно жестко и строго, говорит апостол Павел о нерадивых женах и равнодушных к семейным проблемам мужьях.

Мне всегда казалось, что фраза “семья — это ячейка общества” — банальный идеологический штамп советских времен. Такое, знаете ли, промывание мозгов добропорядочным гражданам. Но жизнь учит воспринимать банальности как великие открытия. Хорошая семья — это счастье не только детей, но часто и внуков, ведь большинство психологических и материальных проблем возникает именно в неблагополучных семьях.

В качестве примера возьмем квартирный вопрос. Знаю многие молодые семьи, которым родители покупали или дарили квартиры. Причем родители совсем не “крутые”, а просто заботящиеся о будущем своих детей. Наоборот, дети разведенных родителей, как правило, живут в съемных квартирах или вынуждены брать банковские кредиты, которые потом нужно отрабатывать годами. Вот и выходит, что часто эгоизм родителей становится несчастьем их детей.

Или рассмотрим психологическую атмосферу в семье. В неполных семьях — при разведенных отце или матери — имеют место напряжение, скандалы, непонимание… Мать не может понять сына или дочь, ребенок, особенно в переходном возрасте, жалуется на одиночество. И все дело в том, что одинокую мать некому поддержать в трудные минуты, свои страхи и комплексы она сама решить не может, а психологических сил помочь своему ребенку нет тем более. Из неблагополучных семей выходят люди нервозные и неспокойные — они переносят свои страсти на всех людей, с которыми общаются. Наоборот, благополучная семья дает заряд энергии и бодрости всем своим членам. Вот и выходит, что семья — это ячейка общества.

А общество у нас глубоко больно. В 2006 г. в Украине, по данным Минюста, было заключено 354 тыс. браков и зарегистрировано 179 тыс. разводов. Это значит, что подавляющее большинство граждан нашей страны не хотят жить в семье, и кризис этот намного серьезнее, чем его обычно представляют. Общество, не имеющее здоровых семей, больно в самой своей основе. При этом, если в 1990 г. из всех новорожденных 11,2 % детей родилось у матерей одиночек, то в 2002 г. уже 19 %, а в 2006-м — 27,5 %. Этот процент настолько высок, что может расцениваться как нарушение естественной среды развития и воспитания подрастающего поколения. В светском обществе для мужчин быть семейным немодно, а для женщин (именно поэтому) довольно трудно. Многие не решаются жениться, так как считают, что еще мало зарабатывают и не смогут обеспечить семью.

В этом разучившемся любить обществе христиане призваны явить миру красоту идеала семьи. Здоровая верующая семья, живущая в атмосфере любви, часто оставляет неизгладимое впечатление у неверующих или малоцерковных людей.

Именно поэтому вдвойне обидно видеть, что далеко не всегда верующие считают семью “малой церковью”. “Он просил благословения пожить во время поста в монастыре, чтобы отдохнуть от семейной суеты и настроиться на более духовный лад”, — подобные рассказы приходится слышать от прихожан довольно часто. Многие верующие воспринимают свои дома как территории сплошных искушений, а часы, уделенные детям или родственникам, — суетой и потерей времени для спасения. Детей на время богослужений стремятся оставить бабушкам, “чтобы не мешали молиться”…

“Кто о домашних не заботится, тот хуже неверного”, — говорит апостол Павел. Кто и когда решил, что семья мешает спасаться? Или игра с детьми, уборка дома является греховным занятием? Скажут, что это, конечно, не грех, но все же опустошает душу. Но позволительно спросить: от чего? Что может иметь в себе душа того, кто считает заботу о домашних суетой и убегает из семьи — малой церкви?

Священное Писание и Предание дают нам множество примеров святых семей. Это и Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, и ветхозаветные Авраам и Сарра, и наши Петр и Феврония, и совсем близкие к нам по времени царственные страстотерпцы. Все они проводили время не только в посте и молитве, но и в заботе о доме и родных, что, как видим, совсем не помешало им спастись. А что было бы с историей человечества и историей нашего спасения, если бы Иоаким и Анна не ждали бы 50 лет рождения ребенка, а ушли в пустыню “спасаться от семейной суеты”?

Кроме того, Писание постоянно обращается к семейным образам: Бог назван нашим Отцом, наши ближние — братьями и сестрами. Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (см.: Мф. 9. 15; 25. 1–13; Лк. 12. 35–36), а к Церкви применяются образы жены и невесты (см.: Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует ее “малой церковью”. “Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви”.

Очень часто священники говорят о том, что мы должны преодолевать самолюбие и бороться со своими грехами. Но путь к самосовершенствованию лежит не только через длинные правила и суровые посты. “Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма”, — говорится в “Основах социальной концепции УПЦ”, но, честно говоря, такое редко приходится слышать на проповедях. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним. Однако постоянное посещение богослужений и помощь при приходе и монастыре почему-то считается более важным, чем помощь своим родным в их домашних делах. Соборный разум Церкви считает очень опасным “разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества”. Но разве не способствуют этому и те прихожане и священники, которые отвлекают православных от их семей. “Православные дома не бывают”, — говорила одна верующая, знакомая моей матери, и часто именно такая позиция выдается за настоящее “благочестие”. А ведь ни Писание, ни Предание подобного отношения к семье и дому не знают...

 Влад Головин

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu