Православные храмы

Храм блаженной Ксении Петербургской (в Дарницком районе)

19 февраля 2011 года по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…
Самсунг замена
Выездная мастерская! Замена подшипника стиральной машины Самсунг
komtel62.ru
Гироскутер с колонками
В продаже - колонки, цены ниже! Неликвидные остатки
russegway.ru

Публикации

Можно ли верить в домового?

Каждый из нас наверняка встречал людей, которые с гордостью заявляли: “Я видел…

Реквием по “мечте”

Наркотики — это медленная смерть. Казалось бы, нет человека, который бы не знал…

Слово в защиту святого равноапостольного князя Владимира

Наверное, многим верующим приходилось слышать упреки наших заблудших братьев о…

Blagodatn_ogonjКолыбель христианства и хранительница священных сокровищ Святой Земли, Иерусалимская Православная Церковь прошла непростой исторический путь. У нее был период расцвета, когда в мире и благоденствии сияла фаворским светом на земле Палестины православная вера. Но, следуя по стопам Спасителя, Иерусалимская Церковь взошла и на свою Голгофу. Ее “золотой век” закончился в VII в. нашествием арабских племен.


Под властью иноверцев

С покорением Палестины арабами в 638 г. жизнь Иерусалимской Церкви изменилась коренным образом: наступил долгий период подчиненного положения. В первые годы после завоевания отношения Арабского халифата и Иерусалимской Церкви были достаточно благоприятными. Халиф Омар I (634–644) заключил с патриархом Софронием договор, согласно которому за Церковью закреплялись храмы, монастыри и жилища христиан. Кроме того, мусульмане почитали Иерусалим как Святой Город, и когда случалось, что путь в Мекку по различным причинам становился непроходимым, они совершали паломничество (хадж) именно сюда. Почитая Христа за пророка, они с благоговением относились к местам, связанным с Его именем. Но после кончины Омара отношения арабов и христиан не всегда оставались мирными. Так, не редкостью было уничтожение православных храмов и строительство на их месте мечетей. Христианам запрещалось носить одинаковую с мусульманами одежду и занимать даже самые низкие государственные посты. При халифе Иезите II (720–724) в Иерусалиме приняли мученическую кончину 60 христиан, пришедших на поклонение из Амории.

В этот период в лоне христианской Церкви вспыхивает новая ересь — иконоборчество, которая более века (726–843) с невиданной жестокостью терзала ее. Одним из первых на защиту святых икон выступило именно иерусалимское духовенство. Святоградский патриарх Иоанн V (706–735) открыто осудил иконоборчество, а епископ Вострский Стефан написал трактат “Против иудеев”, в котором раскрывались заблуждения новой ереси. Иконоборческая ересь была осуждена на Иерусалимском Поместном Соборе 764 г. тремя патриархами: Иерусалимским Феодором I, Александрийским Космой и Антиохийским Феодором. Соборяне подтвердили деяния всех шести Вселенских Соборов и разослали православное исповедание веры во все пределы Святой Церкви Христовой.

В конце VIII — начале IX вв. Палестину поразила эпидемия чумы. Тысячи людей умерли, а оставшиеся переселились, бросив свои жилища и нажитое имущество. Пользуясь царившими в халифате неразберихой и анархией, разбойничьи племена бедуинов начали предпринимать поражавшие своей жестокостью набеги на монастыри и целые селения. Разбойники никого и ничего не щадили на своем пути. Они полностью разрушили города Газу, Аскалон, Сарифею и Елевферуполь, превратив их в безжизненную пустыню. С трудом удалось спасти Иерусалим. Но несмотря на все эти беды, святые места не только были сохранены, но даже пребывали в достаточно хорошем состоянии. В Иерусалиме, на горе Елеон, в Гефсимании и в других местах сохранились православные монастыри.

В XI в. Иерусалим завоевывают крестоносцы. В декабре 1099 г. в праздник Рождества Христова в Вифлееме Иерусалимским патриархом вопреки всяким правилам был провозглашен папский легат Дайберт. Произошло это при живом православном патриархе Симеоне, что было не только несправедливостью и неуважением к нему, но и величайшим беззаконием по отношению ко всей Церкви в целом. Православное монашество, не признавая созданный католиками на святых местах порядок, оказалось в весьма затруднительном положении. Между латинским патриархом и братством святого Гроба Господня, охранявшим и заботившимся о благосостоянии храма Воскресения, велись непрекращающиеся распри. Чтобы решить эту проблему, латинянами было создано свое братство, подчинявшееся не Иерусалимскому патриарху, а папе, которое в скором времени изгнало православных монахов из храма Воскресения Христова и заняло их место. Обосновавшись в главной святыне Палестины, католические монахи очень скоро захватили храмы и монастыри, как внутри, так и вне Святого Града. Не имея возможности служить у Гроба Господня, Иерусалимские православные патриархи стали все реже бывать в Иерусалиме. По большей части они проживали в Царьграде и оттуда управляли Церковью.

Пребывание крестоносцев в Иерусалиме было недолгим. Вслед за ними к власти пришли мамлюки (XIII–XV), а с ними — наиболее трагические времена во всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидевшие христианство мамлюки пытались его уничтожить. Антихристианские гонения утихли лишь после завоевания Палестины турками в 1517 г. С этого времени и до наших дней история Иерусалимской Православной Церкви связана с паломничеством и борьбой за святые места. Неусыпным хранителем святынь выступает монашество, в первую очередь Святогробское братство, поставившее себе задачей служить Гробу Господню. Ежегодно в Великую Субботу на Гробе Господнем совершается величайшее чудо — схождение Благодатного Огня, который принимается православным Иерусалимским патриархом после коленопреклоненной молитвы и затем раздается верующим всего мира.

 

Расколотая колонна Храма Гроба Господня

В 1579 г. священникам Армянской Церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и иерусалимское градоначальство, чтобы те позволили им единолично принимать Благодатный Огонь. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены из Храма Гроба Господня. Там у входа они и остались молиться о схождении Огня. Армянский патриарх молился около суток, однако чуда не последовало. Вдруг с неба ударил луч, как это обычно бывает при сошествии Огня, и попал в колонну у входа, рядом с которой находился православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные брызги, и у православного патриарха зажглась свеча от Благодатного Огня, который он передал своим единоверцам. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма. Турецкий солдат по имени Омир (Анвар), увидев происходящее, воскликнул: “Единая вера православная, я — христианин” — и спрыгнул с анфилад построек, прилегающих к храмовой площади, на каменные плиты с высоты около 10 метров. Юноша не разбился — плиты под его ногами растопились, как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Омира. Приходящие в Храм до сих пор могут видеть его следы на плитах пола, как и рассеченную колонну у дверей Храма.

 

Святая Земля — вселенская святыня

Притязания на земли и храмы Иерусалимского Патриархата начались еще в XIV в., когда прибывшие на Святую Землю монахи-францисканцы создали несколько общин и выдвинули свои права на святые места. Кроме того, свои претензии выдвинули также монофизиты. Спор продолжался вплоть до XIX в. Давно ставший международной проблемой вопрос о святых местах был окончательно разрешен объявлением положения status quo в Париже в 1856 г. и Берлине в 1878 г. Так было навеки закреплено право православных греческих монахов хранить святыни Востока, чтить пролитую за них в древние времена непорочную кровь палестинских черноризцев и поклоняться мощам таких подвижников благочестия, как святой Евфимий, святой Савва, святой Феодосий и многие другие аскеты Палестинской пустыни.

Чтобы своими глазами увидеть места евангельских событий и поклониться им, христиане издавна стремились на Святую Землю и с благоговением посещали места, связанные с жизнью Спасителя. С особой любовью они припадали ко Гробу Господню, Голгофе, с трепетом ступали по Крестному пути, молились в Гефсиманском саду, Сионской горнице, на горе Фавор, в городах Назарете и Вифлееме, погружались в священные воды Иордана и Геннисаретского озера.

Вскоре после Крещения Руси Святую Землю начали посещать и русские паломники. Одним из первых был игумен Даниил (XI в.), оставивший описание своего путешествия. Однако лишь в XIX в., вследствие изменения политической ситуации, посещение Палестины русскими богомольцами приобрело широкий размах. В середине XIX в. на Святой Земле была основана Русская Духовная Миссия. Позже, в 1882 г., было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 г. в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц. Значительную духовную и материальную поддержку получала и Иерусалимская Церковь. Начиная с 1882 г., Русская Духовная Миссия занималась устройством паломников вместе с Императорским православным палестинским обществом, учрежденным по инициативе великого князя Сергея Александровича, который и возглавил общество. После трагической гибели князя в 1905 г. деятельность общества продолжалась под покровительством великой княгини Елисаветы Феодоровны, принявшей мученический венец в 1918 г. Ее честные останки в 1921 г. были привезены в Иерусалим, где ныне покоятся в храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в русском монастыре в Гефсимании.

 

Пример стояния в вере

В 1917 г. в Иерусалим вступили английские войска, что означало конец многовекового турецкого господства в Палестине. С этого времени и до сего дня между иудеями и мусульманами на Святой Земле происходят ожесточенные столкновения, что не может не отражаться на жизни христиан.

В настоящее время паству Иерусалимского Патриархата составляют преимущественно православные арабы, а территория, окормляемая им, охватывает Израиль, Иорданию и Палестину. Автономной частью Иерусалимской Церкви является также Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе. С 2005 г. Иерусалимскую Церковь возглавляет патриарх Феофил III (Яннопулос).

Поразительна стойкость Православия на земле Палестины. В каждом историческом мгновении Иерусалимской Церкви можно увидеть действие Промысла Божия. Посредством непрестанной помощи православной Византии и терпеливого, непреклонного монашества удалось избежать потери и разрушения святых мест. Удалось пережить скорби долгих лет арабского пленения. После двух веков латинизации крестоносцев, после более чем двухвекового преследования и открытого гонения со стороны мамлюков, дух Иерусалимской Православной Церкви нисколько не поколебался. История Иерусалимской Православной Церкви служит явственным примером стояния в вере, напоминая всему миру о силе и несокрушимости Христовой правды и любви.

 

Иерусалимская Православная Церковь сегодня

“Охраняющий гробницу” — так в переводе с греческого звучит девиз Иерусалимской Православной Церкви, матери всех Православных Церквей. Ей вручена величайшая святыня — Гроб Господень, то место, откуда воссиял для всей вселенной свет Воскресения Христова. Старейшая из Помесных Православных Церквей гостеприимно встречает паломников, со всего мира приезжающих поклониться святым местам. Несмотря ни на что она живет полноценной благодатной жизнью, крепнет и развивается. Не так давно началось долгожданное строительство православного храма на Елеонской горе.

Святые обители и поныне — оплот Православия на Палестинской земле. Мужской монастырь свв. Константина и Елены является центром Святогробского братства, Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне известна своими монахами-савваитами — ревностными защитниками веры. А в западном пригороде Иерусалима, ныне вошедшем в черту города, находится монастырь Святого Креста. Здесь в алтаре под престолом монастырского храма есть отверстие, соединяющее храм с подземной пещерой. На этом месте росло то древо, из которого был изготовлен Крест для распятия Иисуса Христа. Древнее предание рассказывает о насаждении здесь Лотом трех саженцев — сосны, кипариса и кедра, проросших в “тресоставное” древо, вознесшее на себе страдальческое тело Искупителя мира.

В последние годы увеличилось число наших соотечественников, посетивших Святую Землю. Ежегодно доставляется Благодатный Огонь Великой Субботы для верующих Украинской Православной Церкви. В знак благодарности и признания заслуг Иерусалимской Церкви от имени Синода УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир наградил Патриарха Иерусалимского Феофила III орденом преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени. Этой же награды были удостоены митрополит Вострский Тимофей, который привез частицу Креста Господня в Украину, а также секретарь Священного Синода Иерусалимской Православной Церкви архимандрит Аристарх.

В непростое для Православия на Святой Земле время христиане искренне желают мира Иерусалиму, а в православных храмах звучат слова древнего гимна: “Радуйся, Сионе святый, Мати Церквей, Божие жилище, ты бо приял еси первый, оставление грехов, Воскресением”.

Подготовил Олег Карпенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua