Православные храмы

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Троещине)

Строительство начато летом 2008 г., первая Литургия была отслужена…

Публикации

Церква Спаса на Берестові

На київських пагорбах, вкритих тінистими лісами, ще значно раніше заснування…

Слава слов’янського слова

Все создано было Словом, и человеку, который уподобляется Слову, то есть…

MochiКняжеский период

Православие на Холмщине и в Подляшье имеет тысячелетнюю традицию. Православная Церковь переживала здесь периоды расцвета, но были в ее истории и трагические времена. Ее судьба в значительной мере обусловлена тем, что эти земли были окраинными восточнославянскими землями, западным рубежом византийской цивилизации. На протяжении всей своей истории Холмщина и Подляшье были территорией столкновения восточного православного христианства с миром латинской культуры и одновременно местом встречи двух этносов — украинского и польского.

Не вызывает сомнений, что крещение земель на левом берегу среднего Буга было совершено в православной традиции. Это произошло после официального принятия Православия святым князем Владимиром и Крещения Руси (988 г.), к которой относились тогда Холмские и Подляшские земли.

На протяжении ХI–ХII вв. здесь появился ряд православных приходов, а после создания в недалеком Владимире-Волынском православной епархии процесс возникновения приходов стал более интенсивным. Уже тогда здесь появились первые монастыри.

Новая эпоха в истории этих земель началась после входа Побужья в состав Галицко-Волынского княжества. Значение их заметно возросло, когда князь Даниил Романович Галицкий перенес столицу своего государства из Угровесска в Холм. Вновь созданная Холмская православная епархия охватывала западные окраины Руси и входила в состав Киевской митрополии.

Холмский собор стал главным храмом княжества, а также местом захоронения местных князей и холмских епископов. Именно здесь помещена привезенная из Константинополя икона Божией Матери, названная позже Холмской. Княжеский период, когда эти земли входили состав русских княжеств, а Православная Церковь находилась под покровительством властителей, продолжался до половины ХIV в.

 

Века преследований и мученичества

Вхождение Холмско-Подляшских земель в состав Польши и Литвы, а потом польско-литовского государства коренным образом изменило здесь положение Православной Церкви. Православие становилось вероисповеданием второстепенным, на него распространялись различные юридические ограничения. Но количество православных приходов не уменьшалось, а наоборот — увеличивалось: строились новые церкви, монастыри, что свидетельствовало о стойкости местного православного населения, несмотря на то, что Владимирская и Холмская епархии были, наряду с Перемышльской, наиболее западными епархиями Киевской православной митрополии.

В ХVI–ХVII вв. значительную роль в церковной жизни играли церковные братства. Они действовали, в частности, в Замостье (1604 г.), Люблине (1586 г.), Красноставе (1589 г.). Символичным свидетельством связи этих земель с православным миром был визит в Замостье в 1589 г. Константинопольского патриарха Иеремии, в юрисдикции которого находилась Православная Церковь Речи Посполитой.

Конец ХVI в. положил начало новому — тяжелому и трагическому — периоду в истории Православия на Холмской и Подляшской землях. Брестская уния (1596 г.) привела к лишению Православной Церкви ее прежних прав, фактически ставила ее вне закона. Хотя Холмский и Владимирский епископы приняли унию, большинство духовенства и верующих сохранили веру своих предков.

Несколько следующих десятилетий ХVI в. стали временем борьбы православных за свои права, временем преследований и мученичества за православную веру. Примером такого мученичества стал священномученик Афанасий Брестский. Дважды в течение столетия (1620 и 1651 гг.) возрождалась Холмская православная епархия, но давление и преследования со стороны униатов и государственной власти были такими сильными, что многие приходы и монастыри отходили от Православия.

В ХVIII в. роль Православия на этой земле, казалось, совсем умалилась. Одним из немногих мест, где непрестанно горел свет православной веры, оставался монастырь преподобного Онуфрия Великого в Яблочине. Среди верующих, в большинстве уже униатов, сохранялась память о наследии святого князя Владимира Великого, о восточных истоках духовности. Именно из этого источника выросло позже стремление вернуться к вере предков — Православию.

С началом ХIХ в. изменились политические условия — Холмщина и Южное Подляшье вошли в состав Царства Польского, которое было объединено союзом с Российской империей. С 40-х годов ХIХ в. были предприняты меры для возвращения униатов к восточным корням. В 1875 г. состоялось формальное возвращение в Православие жителей Холмщины и Южного Подляшья. К сожалению, поспешность политических действий и недостаточно продуманные меры, применявшиеся при возвращении местного населения в Православие, привели к тому, что около 180 тысяч чад Холмщины и Подляшья вскоре полностью порвали с восточнохристианской традицией своих предков.

В 1905 г. в целях утверждения православных традиций на этих земелях была восстановлена Холмская православная епархия, созданы несколько новых монастырей. Вскоре началась первая мировая война. В 1915 г. большинство местного православного населения было эвакуировано вглубь Российской империи, возвращение беженцев произошло только через несколько лет.

В 1918 г. земли Холма и Подляшья вошли в состав Польского государства. Католическая Церковь делала все, чтобы переманить православных, однако Православие в Холмско-Подляшской земле сохранялось.

Самые трагические дни для Православной Церкви наступили в 1938–1939 гг., когда государственная власть проводила здесь “полонизационно-ревиндикационную акцию”. В эти годы было разрушено более 120 православных храмов, православных открыто преследовали, и более десяти тысяч людей были вынуждены перейти в католицизм.

Период второй мировой войны неожиданно стал временем возрождения структур Православной Церкви на Холмщине и в Подляшье. В годы войны и в послевоенное время Православная Церковь понесла большие утраты — мученической смертью погибли более десяти православных священников и несколько тысяч местного украинского православного населения.

Окончание войны не принесло покоя. В 1944–1946 гг. из Холмщины и Южного Подляшья было выселено в СССР около 190 тысяч православных украинцев. Остальных, около 45 тысяч человек, депортировали в рамках акции “Висла” (1947 г.) на южные и западные земли Польши.

 

Тысячелетняя нить

Сегодня, после десятилетий преследований, депортаций, репрессий, на Холмщине и в Южном Подляшье осталось немного православных. Люблинско-Холмская православная епархия объединяет лишь 21 приход и насчитывает всего 50 храмов, разделенных на четыре благочиния. Духовной твердыней Православия на этой земле является ставропигиальный монастырь преподобного Онуфрия Великого в Яблочине, подчиненный непосредственно первоиерарху Православной Церкви Польши. Верные чада этой земли с преданностью и ревностью несут свет веры, свидетельствуя о тысячелетней традиции Православия, возрождая церковную жизнь под духовным омофором и руководством своего архипастыря — Высокопреосвященнейшего Авеля, Архиепископа Люблинского и Холмского.

Теперь, когда, казалось бы, Православие в этих землях почти уничтожено, православный мир становится свидетелем одного из значительных событий в церковной истории — причисления к лику святых Холмских и Подляшских мучеников. Это событие — свидетельство того, что Православная Церковь исполняет здесь свою основную миссию — ведет православный народ ко спасению, укрепляя в вере.

Подготовил Сергей Мельник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me